Уроки друида - сказка

УРОКИ ДРУИДА - сказка.

 
Давно, то было, люди ни времени не помнят ни имен, но говорят правил одной страной царь, у которого был один единственный сын. Правитель с юношеских лет был обучаем Волхвом. Поэтому слыл он: как семьянин – счастливым, как отец – добрым, как царь – мудрым и как человек – справедливым. Но главной его чертой была храбрость. Страна его была богатой и процветающей, на злую зависть соседним государствам. Вот они и стремились «вкусить» чужого счастья – нападали на земли мудрого правителя, грабя и порабощая люд. А царь смело вставал на защиту своего народа, участвуя самолично, в каждом сражении. Вот однажды, когда сыну было одиннадцать лет, на царский двор привезли тело убитого отца. Стрела врагов пронзила храброе сердце правителя. На высоком холме было сооружено капище, где возложили тело царя и предали огню. Печаль и потрясение увиденного испугали наследника, сына правителя. Он закрылся в своей комнате и долго и безутешно плакал. Три дня его никто не тревожил, а на четвертый – рано утром, в его комнату вошел мудрый и седовласый отцовский Волхв. Он усадил мальчика напротив себя и начал сказание….
       «Давным-давно, когда мир был еще молодой, населял землю один-единственный народ и управлял этим народом единый Правитель. Было у Правителя четверо сыновей – наследников. Когда Правитель понял, что умирает, он призвал, к себе Наследников и завещал им нести людям справедливость, мудрость, добро и счастье. Все это имел народ, но живя воедино, а теперь территорию страны и единый народ, должны разделить его сыновья.
       Правитель умер, сыновья обнаружили, что формулы справедливости, мудрости, добра и счастья противоречат друг другу, и решили поступить следующим образом. Они разделили народ на четыре равные части, и каждый Наследник стал управлять своей частью и нести людям либо справедливость, либо мудрость, либо добро, либо счастье. В результате возник Справедливый Народ, Мудрый Народ, Добрый Народ и Счастливый Народ». Слушая внимательно Волхва, мальчик спросил: «А посему справедливость, мудрость, добро и счастье противоречат друг другу»? На что мудрец отвечал: «Несправедливость возникает из-за того, что человек относится к окружающему миру со своими симпатиями и антипатиями, а именно они мешают рассматривать все объективно и беспристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавляться от их власти. А сможет он это сделать только тогда, когда он посмотрит на бытие мира из своего небытия. «Мир существует, а Я не существую» - только этот принцип может быть как основа справедливых мыслей и действий».
       Дав поразмыслить мальчику, наставник продолжил: «Глупость возникает из-за того, что человек, зная лишь ничтожную часть сложного и многообразного мира, переносит свое знание на то, что ему неведомо. Невозможно вычерпать безбрежное море неведомого и не познанного, и чем больше стремишься к расширению своих знаний, недоступнее глубины мудрости. Расширяя знания, можно лишь переходить от большей глупости к меньшей. Мудрым становится тот человек, который ищет и находит истины не в мире, а в самом себе. «Существую Я, а мир не существует» - это принцип, которому следует всякий мудрец».
       Глаза мальчика удивленно смотрели на Волхва, а он, улыбнувшись, продолжал: «Зло возникает из-за того, что человек противопоставляет себя миру, стремится достичь своих целей. Он вмешивается в естественный ход событий и подчиняет их своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, а ведь зло порождает зло. Добр тот человек, который стремится не к господству над миром, а действует сообразно существующему в мире порядку. Основой этого принципа являются добрые поступки. « Мир существует, и Я существую, но Я стремлюсь не противопоставлять себя миру, а раствориться в нем», ты понимаешь меня»? – спросил наставник мальчика. На что, тот внимательно смотря в глаза Волхву, произнес: «Я чувствую себя несчастным после потери отца, как ты объяснишь – что означает это чувство»?
       Наставник, погладив по голове ребенка, продолжил: «Несчастье возникает из-за того, что человеку чего-то не хватает. Но чем большего ему не хватает, тем больше он несчастен. А так как человеку всегда чего-то не хватает, то двигаясь по пути обладания и достижения своих желаний, человек может перейти от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, и поэтому ему не может чего-либо не хватать. «Коль Мир существует и Я существую, то весь мир, растворившись во мне, наполняет меня - и это счастье». Прошло время. Наследники – сыновья умерли, и Народы их государств перемешались. Справедливые люди знали только то, что такое справедливость, но не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье, мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье, счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло».
       …. Мальчик сидел тихо и задумчиво, потом произнес: «Верно, ли я понял, наставник, что Наследники Правителя сделали ошибку: надо было бы всех людей научить всему сразу – и справедливости, и мудрости, и добру, и счастью. Как не повторить их ошибку и донести в мир все эти добродетели не в отдельности, а вместе»?
       - Но ты не забывай, сынок, что мир необратимо изменился: уже нет, ни единого народа, ни единого Правителя. Кроме того, несправедливость, глупость, зло и несчастье породили страх, и поэтому, даже победив эти пороки, ты не сможешь искоренить страха. А чтобы искоренить страх, ты сам должен быть бесстрашен, каким был и твой отец. Но знаешь ли ты, что такое бесстрашие? Разные люди боятся разного, но все страхи сводятся к двум типам: в радости люди боятся смерти, а в печали боятся бессмертия. Поэтому бесстрашен тот, кто знает цену и радостям, и печалям, и поэтому не боится ни смерти, ни бессмертия.
       Мальчик подошел к Волхву и решительным голосом сказал: «Учитель, я благодарю тебя за первые уроки в моей жизни и прошу – научи меня быть таким же бесстрашным как мой отец…
       
       Давно жил тот царь, но люди помнят его. Его называли и справедливым, и мудрым, и добрым, и счастливым. Но он был таким потому, что поднялся над этими добродетелями, обретя более высокую их значимость: он был бесстрашен.


Рецензии