Как ласточкиных крыльев...

       Как ласточкиных крыльев шелест…

Я с детских лет мечтал стать археологом. Но жизнь рассудила по-своему. Не стал. Было время, когда все поголовно мальчишки мечтали быть космонавтами. А я не хотел Я хотел копаться в земле, отыскивая следы нашей истории, восстанавливая ее по граммочкам, по капелькам. Еще учась в школе я прибивался к археологическим экспедициям, работавшим в нашей области, ездил с ними, самозабвенно, выполнял роль мальчика на побегушках, и был счастлив, если мне давали для расчистки крохотный участок. Однажды я нашел наконечник стрелы и счастью моему не было предела. История звала меня, манила… И даже сейчас, в пожилом возрасте, нет-нет и охватит желание покопаться в документах, поучаствовать в раскопках, снова окунуться в этот мир загадочный и неповторимый.
 Потому, хочу рассказать Вам об одном месте, которое не все знают, но, которое интересно самим фактом своего существования. А начну я вот с этого стихотворения.
       От жизни той, что бушевала здесь,
       От крови той, что здесь рекой лилась,
       Что уцелело, что дошло до нас?
       Два-три кургана, видимых поднесь…
Автор этого стихотворения Федор Тютчев, великий русский поэт. Это отрывок из его стихотворения «По дороге во Вщиж». (Позже мы вернемся к Ф. Тютчеву, предки которого неожиданно связаны с другой историей…)
 
 Вщиж – что это? А слово-то какое! Произнесите его, прокатите на языке и, словно щебет ласточки на ваших губах… Или шелест ее крыльев? Хотя, может быть, это только мое такое восприятие? Кто знает?!

На территории нынешней Брянской области, давным-давно существовало могущественное Вщижское княжество. Многие историки и сейчас склоняются к мысли, что появилось оно, гораздо раньше, чем Киевская Русь. Но оставим это на обсуждение ученых – историков. Для нас это не суть важно.

Князем Вщижским был Святослав Владимирович, потомок в шестом колене Владимира Святославича - «Красна Солнышка». Он был племянником великого Черниговского князя Святослава, по прозвищу «Святоша», а тот был потомком Ярослава Мудрого. Давно это было.

 Вщижское княжество существовало в одиннадцатом-двенадцатом веках. Было это почти во времена «Слова о полку Игореве», когда состоялся поход на половцев князя Игоря Святославовича – главного героя «Слова». Князья Игорь Святославович и Святослав Всеволодович, который правил княжение Вшижем после Святослава Владимировича, были двоюродными братьями.

Если мы обратимся к историку Карамзину, то найдем такую запись: «Сей древний город есть ныне село Вщиж, в Орловской губернии, на берегу Десны, в 40 верстах от Брянска, в 90 верстах от Стародуба, и принадлежит Михаилу Николаевичу Зиновьеву, который по своей благосклонности писал ко мне следующее: "В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иоанном к Петром Алексеевичами (читай - Петр 1-й) к Царевною Софьею моему предку, было городом особенного Удельного Княжения. Еще доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем эти кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе, и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь».

Примечание. а) Брянская область входила в разное время в состав разных губерний. В данном случае, она входит в Орловскую.
б) Упомянутые кресты исчезли в неизвестное время. Судьба их неведома.

Там же у Н.М. Карамзина текст из Киевской летописи:
"Пойде Святослав кы Вщижю, и Всеволодичи с ним оба, и Рюрик сы Киевским полком, и Олег Святославич, Роман (Ростиславич) из Смоленска, Всеслав (Васильевич) из Полоцка, Конятин Спрославич сы Галичаны, и стояша у него 5 недель... и на этом целова крест Володимирич кы Святославу, яко имети ему его в отца место..."

Раскопки Вщижа начались еще до Великой Отечественной войны, а после нее продолжились. Они проводились на Благовещенской горе во Вщиже под руководством академика Б. А. Рыбакова. Вот что он писал: «…внешне святилище выглядело как настоящая крепость на высоком берегу Десны: глубокий ров, высокий подковообразный вал и деревянные стены (ограда?) по верхнему краю площадки...
На городище вплоть до конца XIX века стояла деревянная церковь Благовещения... Название церкви было связано с древней сущностью южновского, неславянского святилища..." (5-го века до нашей эры - 5- 7-го веков нашей эры).

Это выдержка из книги академика Рыбакова «Язычество Древней Руси». Вот к каким временам относит Б. А. Рыбаков существование вщижской культуры.

Небольшое селение Вщиж существует и поныне.
В летописях сохранились сведения о долгих междоусобных битвах за этот город во второй половине XII века, как город утратил свое значение центра княжества, о пирах и свадьбах в его детинце, окруженном внушительными крепостными валами.

Б. А. Рыбаков, раскапывая город северян Вщиж, по фундаменту и слоям насыпных потолков восстановил облик огромного двухэтажного дома, над которым красовался терем, обитый листовой медью! В доме были печи с дымоходами, рукомойники, бронзовые светильники, а в
городке этом жили грамотные люди, о чем поведал кабаний клык с надписью: "Господи помози рабу твоему Фоме". В детинце Вщижа обнаружились мощные опоры многоугольной боевой вежи, найдены мечи, топоры, коловратные самострелы, арбалеты с шестеренчатым натяжным механизмом и даже уникальная "личина" - кованая железная маска, украшенная серебром и золотом.

Здесь я должен сделать отступление.
 Татаро-монголы Бату-хана (Батыя) шли на Русь тремя колоннами. Северная колонна, под командованием царевича-чингизида Гуюк-хана, при котором был знаменитый, не знавший поражений полководец Субудай, имела конечной целью взять богатый Великий Новгород. ( Пояснение. Во главе войска мог стоять только потомок Чингиз-хана, но, практическое руководство войсками осуществлял приставленный к нему опытный военачальник.)

 Возможно кто-то вспомнит из предмета школьной истории о героической обороне города Козельска (нынешняя Калужская область) от полчищ Батыя? Даже не знаю, упоминается ли об этом героическом прошлом в сегодняшних учебниках? Но, того, кто интересуется историей, я отсылаю к книге писателя В. Чивилихина «Память», где подробно описывается эта оборона и то, как непобедимый Субудай, «ушел с разбитой сопаткой».

 Монголы взяли Козельск. Сравняли его с землей. Но защита Козельска была столь самоотверженной, что проредила татаро-монгольское войско очень и очень серьезно. Четыре тысячи татар полегло под стенами Козельска.

Тогда же, весной 1238 года Вщиж был до основания разрушен и сожжен татаро-монголами, охваченными яростью, после только что закончившейся, страшной для них осады Козельска (расположенного в 150 верстах к северо-востоку от Вщижа). Вщиж уже больше не восстановился в качестве города, потому что был просто стерт с лица земли. Отметим, что налет на Вщиж был внезапным.

       И вот историческая загадка - когда именно он погиб? Академик Рыбаков предположил, что это произошло в 1238 году.
 Напомним, что часть войск, под командованием Субудай-багатура ушла северным маршрутом, отделившись от главных сил Батыя.
 Если 5 марта 1238 года его основные силы орды были у Торжка, примерно 10 марта, ее авангардный отряд - у Игнача-Креста, 15-17-го-у Дорогобужа, то раньше 20 марта степняки никак не могли оказаться у Вщижа. Чтобы попасть к нему, один из отрядов Субудая должен был идти с восточного -главного здешнего водораздела и преодолеть широкие речные заснеженные поймы Болвы и Десны, либо спуститься прямо на юг от Обловя, а потом через эти же долины да жиздринские верховья пробираться на восток.

 Но почему орде, уничтожившей в конце марта 1238 года Вщиж, не подойти с севера и не уничтожить Брянск? До него ведь оставалось один-два конных перехода...
       
Знаменитая "облава" в этом месте дала осечку. Штурмовал Вщиж один из
отрядов орды численностью, быть может, в две-три тысячи воинов. Этого
достаточно, чтобы взять такую небольшую, хотя и сильную, крепость, как
Вщиж, но потери при ее штурме, знать, были ощутительными, а результат
невелик. Ведь крепость имела хорошие, по тем временам, защитные
сооружения, включая мощную боевую башню детинца, и дружину воинов-профессионалов, остатки вооружения которой говорят о том, что оно было на уровне тогдашней военной техники.

 Мы не знаем, сколько дней длился штурм, после которого Вщиж был уничтожен до основания, но идти на Брянск, а за ним дальше на юг, к Карачеву, в лесостепные густонаселенные места Черниговской земли, значило обречь поредевший отряд на верную гибель. Отряду нужно было во что бы то ни стало соединяться с главными силами.

 Если он возвратился назад, в пределы Смоленского княжества, то не исключено, что этот фланговый рейд вообще закончился крахом - отряд грабителей могла подстеречь на пути смоленская рать и полностью уничтожить. Возможно также, что сырые топкие снега в это время уже отрезали путь к Брянску и в сторону Новгорода, и в таком случае, отряд неминуемо должен был погибнуть, потому что в восточном направлении дорогу ему пересекали две широкие речные поймы-Десны и Болвы, непреодолимые для конницы из-за вязких лесных хлябей и бескормицы.

Ценой своей гибели Козельск и Вщиж заплатили за то, что тогда остались целы и Брянск, и, возможно, Великий Новгород. Татаро-монголы потеряли время на штурмах, и готовые вот-вот разлиться реки, преградили им путь.

Вот, собственно, и вся история Вщижа. И вот теперь настало время вернуться к Ф.Тютчеву. Его родовое имение – Овстуг, находится совсем невдалеке, от того места, где когда-то был Вщиж.

Я помню еще те времена, когда в Овстуг, на знаменитые Тютчевские чтения собирались ценители и любители поэзии со всей страны. Тысячи людей собирались на этот праздник. Здесь выступали самые знаменитые наши поэты и писатели. Люди приезжали сюда целыми семьями, отдать дань уважения поэту, отдохнуть и насладиться дивной красотой природы Брянщины. Если эта традиция утрачена, мне очень жаль.

Интересно, какие зигзаги выделывает история, потому что один из предков Ф. Тютчева, своеобразно отомстил татаро-монголам за Вщиж.

Прямым предком поэта был один из самых выдающихся героев Куликовской битвы, Захарий Тютчев.
В знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» (XV век) читаем:
«…Князь же великий Дмитрий Иванович избранного своего юношу, доволна сущи разумом и смыслом, имянем Захарию Тютьшова… посылает… к нечестивому царю Мамаю».

 Захарий Тютчев сыграл роль, как бы сказали теперь, тонкого дипломата и смелого разведчика. Он узнал и сообщил Дмитрию Ивановичу о готовящемся союзе Мамая с Рязанью и Литвой. Поведение Тютчева в ходе исполнения его посольской миссии призвано было внушить Мамаю, что русские убеждены в своей победе — и тем самым подорвать уверенность врага.

 Значение тютчевского посольства было оценено современниками и ближайшими потомками столь высоко, что подробное повествование об этом посольстве не только вошло в письменное «Сказание о Мамаевом побоище», но и стало основой устного, фольклорного предания «Про Мамая безбожного».

Вщиж. Сейчас его включают в маршруты туристических обзоров Брянщины. Я давно не был в тех местах, но мне рассказали, что все больше и больше местность захватывают строители своих дач-дворцов. Само же село Вщиж начало хиреть еще при Советской власти.

Мне удалось найти описание села Вщиж, сделанное местным патриотом-краеведом, учителем истории Н. Мишиным.
«Что же сейчас представляет собой это древнее городище?
Неперспективное село Вщиж Дятьковичского сельского Совета Жуковского района Брянской области. 36 хозяйств, 53 человека жителей, из них 10 работающих в колхозе "Красным Восток". Остальные - пенсионеры. Нет ни одного ребенка школьного возраста. В прошлом году только один мальчик закончил 8 классов средней Шамординсксй восьмилетней школы. Сейчас он учится в Жуковском СПТУ. Ни магазина, ни отделения связи, ни медпункта, ни школы. Нет памятных зданий и не видно, почти нет курганов - распаханы. Я еще помню: в начале 60-х годов была какая-то маленькая деревянная церковь. С разрешения Брянского облисполкома и она была разобрана на нужды крупного тогда колхоза имени Мичурина.
Сейчас здесь начинают хозяйничать дачники. Многие пустые дома им продали наследники, убежавшие в города. Колхоз "Красный Восток" продал дачникам здание школы из красного кирпича, построенное здесь когда-то в 1870-1680 годах земством - единственный памятник недавнего прошлого. Не то что древнего. От того - ничего нет!»

Могу только пожалеть, что мы так относимся к своей великой истории.

И все-таки, если представится возможность, побывайте в тех краях. Уверяю вас – это того стоит. Насладитесь красотой Брянщины. Вдохните ее воздух, постойте на том месте, где умирали наши предки, отстаивая свою родную землю от врага. Прислушайтесь…и вы услышите звуки истории. Постойте на берегу Десны, произнесите вполголоса это странное слово «Вщиж» и услышите, как прошелестят ласточкины крылья.

                ************


Использованы фрагменты:В.Чивилихин "Память" http://www.lib.ru/PROZA/CHIWILIHIN/memory2.txt

а также http://paganism.ru/rybakov2.zip
и http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/volojin_bespohsadniy.zip



 


Рецензии
Интересные сведения, вы разносторонний автор, действительно профессионально разносторонний, не шарахающийся

Сокиркин Николай   15.12.2011 13:20     Заявить о нарушении
Спасибо! Моя Вам признательность! С уважением Геннадий.

Геннадий Лагутин   15.12.2011 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.