Берегите своих жен!

       
       
«Любить глубоко-это
значить забыть о себе.»
Ж.Ж. Руссо.
       
       В одну из частых, в те времена, приездов в Москву пришлось быть на похоронах дального родственника, одинокого пожилого человека. Похороны должны были состояться на старейшем Ваганьковском кладбище столицы, на его новой территории. Небольшая группа собравшихся, для поездки на кладбище, вместилась вместе с гробом в специальной машине – катафалке. По прибытии на место увидели большое скопление людей и очередь перед конторой для оформления необходимых формальностей и получения места-могилы. Затем надо было дождаться, когда по выданому номерку выкопают могилу. На месте, надрываясь, работал небольшой

экскаватор-«рачок», неторопливо выкапывая в ряд траншейку за траншейкой определенного размера, а следом рабочие производили их зачистку и вколачивали указатели номеров могил. После всего этого провожающим разрешалось на тележке привезти гроб с телом покойного до указанного места и там выполнить последние ритуальные мероприятия. Как потом выяснилось, это занимало порядка 2-х и более часов ожидания, хотя всё было пущено на поток. Как утверждала статистика, в городе многомиллионным населением ежедневно на кладбищах находили вечный покой несколько сот его жителей. На старой территории кладбища захоронения производили редко и исключительно по рвзрешен городских властей. Новая территория, на противоположной шоссе, «осваивалась» очень быстро. Огромная, ровная земельная площадь уже пестрела установленными во множестве стандартными, скромными памятниками и крестами, деревцами и цветниками. Имелись отдельные участки для захоронений иудеев,мусульман и др.

       Кладбище—последнее пристанище человека, место его вечного покоя. Появившись на свет Божий на время,на данный ему срок жизни и выполнив предначертания природы, главное из которых- продолжение рода человеческого, он уходит сюда на постоянное место жительство. По тому,как благоустроены в городах, селах, аулах, кишлаках, во всех населенных пунктах Земли кладбища, каков порядок в них, какие там надгробья, можно судить об отношении людей к своим предкам, к памяти тех, кто в прошлом создал и оставил им в наследство основу их жизни. Ни в одном музее мира не найти таких уникальных экспонатов в виде памятников—шедевров, истинных произведений искусства, как на могилах. По ним можно проследить историю поколений людей прошлого, представить их образ, определить ценность вклада в развитие жизни тех или иных слоёв общества.

Чаще всего можно увидеть такие памятники на кладбищах больших городов с многовековым возрастом и интересными событиями прошлого. Случается,когда и в тихом провинциальном городке, где-то в глубинке можно обнаружить на местном неухоженном кладбище чудо-памятник, надгробие, скульптуру с уникальным архитектурным решением. Во многих городах маршруты экскурсий наряду с посешением их достопримечательностей предусматривают осмотр местных кладбищ Московские и Питербургские кладбища являются местами с наибольшим числом интересных и уникальных памятников и надгробий. И не побывать на одном из них, когда представился случай, было бы непростительным, при том, что время для этого имелось.

Наискосок, на противоположной стороне шоссе, виднелись ограждения и ворота старой территории Ваганьковского кладбища. Они были наглухо закрыты, лишь сбоку под аркой имелся проход. При входе, сразу начиналась центральная аллея, по обеим сторонам которой плотно распологались могилы людей с известными в прошлом фамилиями и интересными надгробиями. Могилы были ухожены,видно за ними следили и заботились родные и близкие.Кругом чистота, много деревьев и цветников, торжественно и тихо. Описать увиденное—не хватит слов, умения, здесь нужны большой талант и философское осмысление всего того, что заложено в мрамор искусством человека.

Но один памятник, его скульптурное решение, мастерство изготовления и заложенная в нём мысль произвели сильное впечатление, заставив задуматься о смысле жизни и с годами часто напоминали о себе. Он находился недалеко от входа,на правой стороне аллеи,на могиле занимавшей большую площадь, чем другие, не была ограждена и выделялась от других, возвышаясь над ними.Там стояли люди, внешне похожие на скульпторов, художников; тихо переговариваясь, они что-то обсуждали. Это было монументальное сооружение,выполненное из черного и серого мрамора а площадка вокруг выложена цветными плитками. В центре экспозиции была сидящая в скорбной позе женщина а сбоку к ней на коленях мужчина. Одна рука её покоилась на его голове, как бы благословляя, другая—приподнята предупреждающе (упрекающи). Вид склоненного мужчины был виноватым, жалким. Обе фигуры выполнены в натуральную величину, достоверно и с большим мастерством. Сзади них на примыкающей широкой мраморной плите-стелле высечены слова эпитафии. Удивила такая строка: «Здесь покоится прах пра-пра-правнучки Голенищева—Кутузова....». Дальше шли фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти.

Выходит, она была потомком знаменитого полководца России, разбившего армию Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года. У подножья памятника невзрачный, маленький человек с бородкой, одетый просто, в мятой шляпе, ползая на согнутых ногах, мягкой щеткой очищал и тщательно протирал мраморные плиты. Жаль, что не прихватил с собой фотоаппарат. Засмотревшись не заметил, как ушли стоявшие здесь люди.Человек, убиравший памятник,подойдя спросил:

----О чем задумались,молодой человек? Что Вас заинтересовало, Вы художник?
----Нет, я инженер. А Вы что здесь? Не знаете, кто заказал такой дорогой памятник? Наверное, его выполняли известные мастера-скульпторы. А кто этот мужчина на коленях?
----Мужчина на коленях это я, её муж. Похож ? Это и мне памятник. Когда умру, похоронят рядом с ней. И соответствующую надпись высекут. Место для этого, как видете, предусмотрено. Лет мне много, пора к ней перебираться, да вот не берут туда, видно не время ещё. А здесь какая для меня жизнь? Прихожу сюда пока ноги носят и ухаживаю за могилкой. Всё уже в прошлом. Прожили вместе с женой большую жизнь, всякое бывало. Сын на войне погиб, дочь потеряла мужа, пережила блокаду Ленинграда и умерла после тяжелой болезни.

Есть внук, живёт с семьёй в другом городе, зовёт меня к себе. Не могу вот оставить могилку жены без присмотра и им не хочу быть в тягость, живу один. По профессии я художник, имел свою мастерскую, большую квартиру в столице и дачу. Заказы выполнял, большие деньги зарабатывал, за границей выставлялся. Когда остался один,всё что имел, потеряло для меня ценность. Продал картины, библиотеку с ценными книгами, квартиру, дачу. Добавив имеюшиеся сбережения, купил землю на кладбище и все необходимые материалы для памятника. Спасибо друзьям—скульпторам, мастерам по мрамору, с которыми вместе создавали этот памятник.

Многих из них уже нет с нами. Одинокому человеку стоит больших трудов не опуститься и не потеряться в жизни в это не простое для всех время. Женьщине—вдове намного легче. Она может за собой присмотреть, это ей привычно. Мужчине тяжелее перенести одиночество и обеспечить уход за собой. Ведь не важно,как прожить жизнь, важно как её кончить. Если ты смог остаться Человеком в счастливое время своей жизни, то должен выдержать любые испытания и несчастьи. Вы женаты? Да? Это хорошо. Мой совет—берегите свою жену. Жены, нам мужчинам, очень нужны в старости.
Будьте счастливы! До свидания!—Старик повернулся и, подойдя к памятнику, старательно, с любовью продолжил работу.


Рецензии