Является ли Матрица киберпанком?
Но так ли это?
И, даже если это так, сводятся ли определяющие черты панка именно к эгоизму и аморальности?
Лично я осмеливаюсь утверждать, что это и близко не соответствует истине. Определяющие черты панка — бунтарство и нонконформизм. Что касается внимания к нуждам другого, то оно до некоторой степени присуще панкам, о чём может свидетельствовать афоризм: «Панки нравственны, но не моральны».
Свойственны ли персонажам «Матрицы» эти черты?
До некоторой степени — да.
Нео — бунтарь и нонконформист по отношению к фальшивому миру Матрицы. Как могут помнить зрители, фильм начинается именно с отображения антисоциальных сторон жизни программиста Томаса Андерсона в Системе. И не случайно агентам Системы придан вид государственных служащих.
Следует заметить, что персонажи «Матрицы» вполне лояльны к миру Зиона — к миру Истинной Реальности.
Выводит ли это их за пределы вышеозначенного панковского определения?
Не думаю.
Панк вполне может быть лоялен по отношению к своим друзьям и близким. А Зион в целом — вспомните эти ржавые «стальные пещеры», эти дикие пляски и факелы, эти доверительные речи Морфеуса — очень сильно напоминает любую молодёжную коммуну.
Жители Зиона — тоже своего рода нонконформисты и бунтари.
Только против них выступает не иллюзорный мир Матрицы, как против бывшего программиста Томаса Андерсона, а вполне реальный Мир Машин — превосходящий их размерами и боевой мощью. По этой причине в Зионе не так много межличностных конфликтов — что в целом нетипично для молодёжной коммуны.
Общая угроза объединяет.
«Но ведь так можно назвать панками и каких-нибудь кубинских партизан, сражающихся против государственной системы?»
Если не брать в расчёт дополнительные признаки — можно было бы.
Но для того по фильму и разбросаны многочисленные намёки — специфическая одежда персонажей, разнузданное поведение жителей Зиона, подчёркнуто официальные манеры агентов Матрицы — чтобы под поверхностью мы могли увидеть суть. Противостояние немногочисленных носителей Свободы — и фальшивого искусственного Мира Порядка.
Неустойчивые эмоциональные люди — против расчётливых бесстрастных компьютеров.
Импульсивная порывистая молодёжь — против лицемерного мира взрослых.
Аналогий можно провести множество.
И здесь мы вынуждены задаться вопросом: по какой причине причисление данного фильма к киберпанку порождает столь нездоровый ажиотаж? В чём причина лавины протестов? В отвращении к вышеупомянутой кинотрилогии и в нежелании видеть её среди представителей своего «любимого» жанра?
Только ли?
Осмелюсь предположить, что корень проблемы гораздо глубже. В желании видеть лишь одну сторону понятия «панк» — асоциальную и аморальную.
Ту сторону, которая в действительности является скорее производной от определяющих черт панка.
Именно поэтому фильм, в котором панки не просто проявляют эмоции солидарности, но и рискуют своей шкурой ради других, оказал эффект, сравнимый с действием красной тряпки на быка. Именно поэтому он вызвал массу критических откликов со стороны тех, кто видел в слове «панк» лишь индульгенцию на действия по принципу «Люби себя и плюй на всех, и в жизни ждёт тебя успех».
Свидетельство о публикации №208021800661