Как меня укусила перестройка. Глава 5

К началу перестройки в моей жизни все уже установилось и определилось.

Было качественное образование, любимая профессия, квартира от государства, семья, дети, вся необходимая для нормальной жизни и модная на тот период времени мебель, посуда, ковры, пианино, вся сезонная одежда и обувь у меня и у всей семьи, периодический ремонт в квартире и ежегодный отпуск на море.А также очень много книг, регулярное посещение театров, кинотеатров, музеев, ресторанов, банкетов, турпоходов, экскурсий в другие города и республики.Еще у меня были все виды страховок:застрахованы имущество, жизнь и дети к моменту свадьбы.

В других странах я не была, потому что по роду своей деятельности была невыездной. Но я и не стремилась за бугор, мне там было нечего делать,и даже не возникало таких желаний.
 
На сберкнижке лежала такая сумма,что я свободно, если бы захотела, могла купить автомобиль без всяких кредитов или домик в деревне.Но машина мне была не нужна, так как по всей стране и в каждом любом отдельно взятом городе была хорошо развита и очень дешевая транспортная сеть: автомобильная, железнодорожная и авиационная. К тому времени я уже успела поездить и полетать на разных видах транспорта по всей стране:это экскурсии, командировки, сборы и спортивные соревнования,поездки к родным и друзьям.  И стоило это удовольствие буквально копейки, например, билет на самолет от Москвы до Архангельска стоил 20руб, а моя первая поездка с друзьями в Крым обошлась мне всего в сто руб вместе со всеми экскурсиями, проживанием, питанием в течение месяца и привозом оттуда двух неподъемных ящиков с фруктами.

Все свое благосостояние я приобрела сама на свою зарплату, часто в кредит, который был беспроцентный, удобно и быстро оформлялся и особо не тяготил, так как взносы автоматически вычислялись из зарплаты.
И к тому же, я уже задумывалась о кандидатской диссертации, и стала готовиться к сдаче кандидатского минимума.

Жизнь протекала спокойно, радостно и предсказуемо.Темами бесед с колегами были постановки в театрах, концерты, новые книги и новые кинофильмы.

И буквально всё-всё разрушила, перемешала, стерла, выкрутила, измазала дерьмом эта поганая перестройка.

Отчетливо запомнила первый день шоковой терапии. Именно в этот день меня "укусил" гайдар, разинув свою огромную пасть с толстыми, бордовыми губами, он тогда был во главе правительства.
Я пошла в магазин, чтобы купить продукты питания на семью, как обычно я покупала. А это был ежедневный набор, состоящий из 4 пакетов молока по поллитра по 16 коп каждый, 2 пачек творога, 2 банок сметаны, 2 батонов хлеба и полчерного, полкило конфет или печенья, 300г сыра или колбасы. Мясо я покупала раз в неделю по 2 кг.Крупы, овощи и фрукты закупала в выходной.Всегда у меня в доме стоял поднос со свежими фруктами, на столе печенье и конфеты. Очень часто я пекла печенье, сырники, пироги, блины.
Короче, голода в семье никто не ощущал.

В тот черный день, день шоковой терапии, я взяла денег, как обычно, чтобы хватило на молочные продукты и хлеб. И что же? Прихожу в магазин и вижу, что сметана , которая вчера стоила 17 копеек, сегодня имеет ценник в 17 руб.
На эти 17 руб я раньше могла прожить 2 недели, а тут только одна баночка сметаны столько стоит. Вот тут я, действительно, ощутила шок, была потрясена, оскорблена и унижена. Ведь зарплату я получила вчерашними, а цены сегодняшние.
Потрясенная, я долго стояла у ветрины. Точно также стояли и другие местные жители, буквально вылупив глаза на ценники.
Я спросила продавца:
-И что же, кто-нибудь покупает за такие деньги?
Она виновато посмотрела на меня и ответила:
- Никто сегодня ничего не покупает. Все также обалденно стоят у витрины в ужасе и уходят сами не свои.
Я вышла из гастронома и долго кругами ходила по городу.Я знала одно, что сейчас мне надо, как можно больше ходить и двигаться, иначе я могу умереть от возмущения, ужаса и страха, получив такой шок.
 А у меня маленькие дети, одна в школе, другая в детсаду.Им нужна мать.
Поэтому я обошла весь город раза три от окраины до окраины и пришла домой, пустая.
Оставалось доесть то, что осталось купленное раньше при социализме. У меня был запас варенья, компотов, картошки и крупы.

Хлеба и молока, также, как мяса,масла, яиц, фруктов, печенья и конфет, не говоря уже о сметане, которую я привыкла есть поллитровыми банками ежедневно, я уже не могла купить.

И началось наше полуголодное существование, которое очень скоро сказалось на семье.Ведь дети не получали необходимые им продукты и, естественно, заболели. Но первыми заболели все животные, кошка с котенком и собака. Их нечем было кормить. Мы ведь ели картошку или пустые на воде жидкие каши, с сухарями, которые у меня были насушены еще раньше,целый мешок стоял в углу, я их сушила, потому что по телеку слишком часто в дебатах называли слово "голод".

И вот он, конкретно, настал. Кошки и собака первые приняли смерть. Мы остались без них.Хотя некоторые сердобольные соседки приносили некоторое время еду для животных, плакали, наблюдая с каким зверским аппетитом животные едят то, что им принесли. Потом заболели дети лишаем.Врач сказала, что это от недостатка жиров.Надо, давать ребенку сливочное масло кускамми.А где его возмешь? Вернее, где возмешь денег на него?

В этот момент ко мне пришла подруга-однокласница, работающая в столовой поваром,  я ее не видела много лет. Но она помнила, где я жила, и принесла 2 сумки продуктов, костей и масла в том числе. Как будто Бог услышал мои молитвы и страдания. И однокласница приходила регулярно, приносила мне продукты, хотя я ее вообще не просила. Она мне сказала тогда:
-Я сразу про тебя подумала, как же ты с двумя детьми.И вот набрала сумки и к тебе.

Потом звонили и приходили родственники и просто знакомые, приносили еду и одежду.Приходили сами, я никого не звала.Они просто знали, что я одна с двумя ребятишками и молча помогали.

Потом подруга по работе дала мне товар из китайских тряпок и поставила меня на рынке, научила торговать.Так я стала рыночной торговкой, и к вечеру могла купить еду на те 10%, что  имела с товара.
Каждый день с утра у меня денег было ноль. Они появлялись только к вечеру после продажи.

Так мне пришлось жить много лет, пока я не расплатилась с долгами за свет, телефон и квартиру, потому что там цифры уже зашкаливали на ужасающую сумму. Я не могла найти денег, чтобы оплатить коммунальные услуги, пока одна женщина из ЖКО не научила меня оплачивать частями, до этого я не могла додуматься сама.

Потом другая женщина научила меня покупать в магазине ровно одну луковицу, одно яйцо и одну сосиску, потому что я не умела покупать тогда поштучно, мы в Союзе привыкли все покупать сумками, сумищами и мешками.

Когда я уже освоилась на рынке, перестала стесняться, научилась отбиваться от рекетиров и просто алкашей, и стала добывать деньги на пропитание и одежду, и даже смогла иногда уже покупать сметану, ко мне потянулись люди, которые до этого еще как-то держались, но и они уже стали сильно нищать и уже стали просить их научить торговать, и, вообще, приходили, спрашивали совета, что делать им, дома есть нечего, денег нет, а ты как-то крутишься, научи, некоторые плакали. И я давала немного денег (безвозмездно) и свои торговые тряпки им.


Рецензии
Людмила!
Здесь на сайте я нахожусь в сравнительно добрых отношениях с одним автором, который всем хорош, но, сочувственно относится к Гайдару. Так вот, несмотря на все его достоинства, я не могу его включить в избранные. Именно за это. А Вас - могу))).
С уважением,

Оксана Радчик   18.11.2010 17:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана. Понятненько.Наверное, он в тепличных условиях вырос. Большинство, кого я знаю, со временем меняют свои взгляды на этот вопрос. Мне интересно,почему они так долго пребывают в своем заблуждении.Невероятно долго.Ответ может быть не только в тепличных условиях, но в большей мере в национальности, как ни странно.

Людмила Канашева   18.11.2010 18:12   Заявить о нарушении
Пусть "редиска", но, это свой редиска...)

Оксана Радчик   18.11.2010 18:39   Заявить о нарушении
Абидна тогда.

Людмила Канашева   18.11.2010 18:49   Заявить о нарушении
Ну, это я за симпатизирующих договорила, но, никак не за себя...)

Оксана Радчик   18.11.2010 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.