Воспоминание - Тренировка

Он говорил, что умирает с радостью.

- Ты стал религиозен, или – решил повторить подвиг Сократа? – тихо улыбался я, сидя возле его кровати.

- Нет, я специально учился, чтобы умирать с радостью.

- Что ты делал для этого?

- Когда я стал стар, я оставил свой дом и решил увидеть все ужасы жизни.

- Зачем?

- Я хотел научиться ненавидеть ее, жизнь. Я очень старался.

- У тебя это получилось?

- Да, я рад, что ухожу. Мне кроме этого больше ничего не нужно.

- Я должен завидовать тебе. И, кажется, я даже завидую. Я люблю жизнь.

- Может, тебе повезет, и ты умрешь случайно, без ожидания смерти. Тогда тебе не потребуется это лечение. Иногда оно было тяжелее, чем сам этот страх.

- Расскажи мне что ты делал.

- Я нашел все, за что я люблю жизнь. Для этого я стал философом, психологом, и врачом. Впрочем, это была не столь сложная работа – то, что я люблю вокруг и внутри себя найти достаточно просто.

- Что тебе потребовалось для этого?

- Только реализм и честность. Больше – ничего. Кроме, пожалуй, страха смерти, страха, который превосходил страх того, что ждало меня в процессе лечения.

- Что было дальше?

- Я, одно за другим, убил все, что ценно мне, что доставляло мне радость. Я разрушил свою семью, я предал свои ценности, принципы, я потерял друзей, уехал в незнакомую мне страну, чуждую нам, европейцам, затем - переехал в регион военных действий, где видел все виды страданий и ужасов войн, я общался с самыми отъявленными мерзавцами, я жил в худших из тюрем.

- Да, тебя долго не было. Зачем ты вернулся?

- Чтобы понять, что я убил все, что мог. Это возвращение –точка. Если бы я не вернулся, я мог бы еще на что-либо надеяться. Теперь надежды нет. Мне пусто здесь, а значит – пусто теперь и везде. Сейчас я знаю, что главная грань смысла – это ужас и страдание. Я знаю это твердо, со всем необходимым набором доказательств. Ни у кого не найдется аргументов, чтобы опровергнуть мое знание. Так что, теперь я, лежащий на этой постели без сил – рад.

- Но, может, все же тебе еще подождать, не уходить сегодня?

- Я достаточно насмотрелся на этих странных существ, которые считают себя разумными. Тем более, что именно сейчас и сегодня это дело – он улыбнулся - принесет мне радость.

- Но, может, тебе что-то, все же, смогло бы принести радость и счастье? Ведь они также присутствуют в нас, как и страдание?

- Это обыденное и глупое мнение. Страдание есть продолжение счастья, это новый этап самого счастья. Я это отчетливо понимаю. Тот, кто понял это, не будет медлить.

- Ну, тогда прощай. Мне уйти?

- Конечно.

Я оставил его.


Рецензии