Родственные чувства

Есть такое выражение: "Человек без племянниц - не дядя". Мой муж был дядей дважды, дядей замечательных близнецов - Александра и Марии, милых и симпатичных деток, в этом году оканчивающих среднюю школу, ту самую, в которой когда-то учился горячо любящий их родственник.

Сестра Владимира (так звали моего мужа) в еженедельно присылаемых ею письмах подробно информировала на протяжении всех лет об этапах взросления своих любимых "хомячков". Почти ежегодно, а иногда и по два раза (зимой и летом на каникулах), мы могли убеждаться в том, что время не стоит на месте. Мне даже казалось, что Саша и Маша взрослели не по годам быстро, как, наверное, все современное поколение детей.

Любимая сестричка постоянно выражала восхищение тем, насколько развиты у брата родственные чувства, что это, несомненно, заслуга их родителей, которые смогли так воспитать в них ответственность друг за друга.

Сестринская любовь проявлялась на словах, братская помощь и забота - на деле, а именно в систематической материальной поддержке. Любовь стала особенно безграничной с тех пор, как у любимого дяди успех в бизнесе, казалось, был предопределен судьбою. Не удивительно, что когда у человека появляются деньги и связи, то милые родственнички бесцеремонно начинают вторгаться в его жизнь по полной программе.

Вот сегодня уже с утра я чувствовала, что лето, которое с нетерпением ждала три сезона, не принесет мне долгожданной радости. Смутное предчувствие каких-то предстоящих хлопот, незапланированных мероприятий портило настроение и вносило нервозность в мое состояние.

В почтовом ящике лежало письмо. Оно было от любимых родственников с Сахалина. Каждый раз, когда я вскрывала конверт (у нас с мужем не было тайн друг от друга, и то, что лежало в почтовом ящике, имело право быть прочитанным, не зависимо от того, кому адресовано), из глубин моей памяти всплывали слова популярной некогда песни:

Ну, что сказать тебе про Сахалин?
На острове нормальная погода …

В письмах, получаемых из этих мест, про погоду никогда не сообщалось, но всегда выражалась уверенность в том, что у нас лето будет отличное, море теплое и дети сумеют хорошо отдохнуть и набраться сил перед предстоящим учебным годом.

На этот раз содержание письма было таким.
Во-первых, сообщалась дата выпускного вечера. Следовательно, необходимо срочно выслать деньги на наряды для "хомячков". Этот вывод сделала я.

Во-вторых, выражалась уверенность в том, что дядя Вова непременно прилетит на такой праздник. Меня это совершенно не вдохновляло: бывшая одноклассница моего мужа с каким-то маниакальным упорством на протяжении всех лет нашей совместной жизни напоминала о своем существовании поздравительными телеграммами, присылаемыми по любому поводу. Доставить ей удовольствие встречи с моим собственным супругом я не могла.

В-третьих, напоминалось, что сразу после выпускного бала дети приедут к нам. Чтобы экзамены прошли успешно, детям, как писала сестра, необходима акклиматизация. Можно было подумать, что "хомячки" должны были учиться в какой-то экзотической стране, а не в городе, где они были постоянными гостями.

Но это был еще не вечер. Меня ждало еще одно пренеприятное известие. Не успела я полностью переварить только что полученную информацию, как в дверь позвонили. Принесли письмо с уведомлением. Письмо от маминой сестры тети Оли, которая спешила поставить нас в известность, что очень сильно соскучилась, так сильно, что мы ей каждую ночь сниться стали. Между строк я должна была прочитать информацию о том, что встреча не за горами.

Тетя Оля всегда посылала свои письма с уведомлением, чтобы все, кто их получал, не имели возможности сослаться на то, что не выполнили какую-то ее просьбу по причине, что письма ими не были получены. Или чтобы вдруг случайно с ними не произошло того, что стало уже анекдотичным: когда в порыве чувств дорогой родственник мог написать: "Письмо, в котором ты денег просила, я, к сожалению, еще не получал". Посылая свою корреспонденцию с уведомлением, моя тетя, думаю, оберегала всех нас от проявления всего низменного, что заложено в человеке вообще и в ее родственниках в частности.

Моя мама умерла несколько лет назад. Ее младшая сестра Оля, от природы очень болезненная и слабая (сколько я ее помню, постоянно жаловалась на головную боль, печеночные колики, сердечное недомогание, имела проблемы с почками, ее давление никогда не было в норме, то поднималось до критического, то падало до ниже некуда), вдруг, как говорится, не без божьей помощи под старость лет стала здоровым и чрезвычайно активным человеком.

Валидол, анальгин, кавинтон, аспирин и другие лекарственные средства, перечисленные в двухтомнике М.Д.Машковского и являвшиеся постоянными спутниками моей тетушки, заменили приятные эмоции, получаемые от путешествий. Свои "годы дожития" она решила посвятить, по ее собственному признанию, узнаванию мира и людей.

Но для путешествий нужны денежные средства. Согласитесь, что одного желания тут мало. На самом деле, и я в этом смогла убедиться, было бы желание, а как его осуществить - есть разные способы. Тетя Оля, не мудрствуя лукаво, поняла, что дорогу осилит только идущий, и избрала для себя такой способ.

Свою небольшую, но уютную квартирку она сдавала внаем. На полученные за нее деньги добиралась до выбранного ею пункта назначения (поначалу это был кто-либо из ближайших родственников) и жила там в свое удовольствие, ничем (как ей казалось?!) никого не обременяя. С собой она привозила альбом с фотографиями и по вечерам рассказывала любимым родственникам о том, какие умненькие и шаловливые они были в детстве и как их страстно любила мама.

В ее альбоме всегда находились карточки, которые по непонятной причине никто никогда не видел ранее, что, несомненно, вносило в задушевную беседу приятное оживление. Когда же родственникам надоедало слушать изо дня в день одно и то же и они понимали, что любящая их мама Леля, тетя Оля, просто Олюшка пока вовсе не собирается покидать их "приветливый дом", то и тут ситуация обыкновенно разрешалась в ее пользу.

После трехмесячного проживания в семье своего сына Юрия на Украине, куда его занесло волею судьбы, ей была куплена путевка в санаторий, причем сразу на два срока, чтобы польза от оздоровления была, как объяснила невестка, максимальной.

Вернувшись после лечения и отдыха опять к сыну, тетя Оля горестно стала сетовать на то, что ей, конечно, очень тяжело расставаться с любимым сыном, дорогой невесткой и проказником внуком, но пора и честь знать. Да и по родным местам что-то ностальгия замучила, ведь как никак, а четыре месяца уже прошло.
-Бог даст, свидимся еще. Вот за год подкоплю деньжат и опять своих родненьких навестить сумею.

Маме Леле, чтоб она так сильно не тосковала и два курса лечения не пропали даром, срочно был куплен билет на самолет. За то время, что она гостила у горячо любимого сыночка, материальных средств было скоплено достаточно, чтобы опять "узнавать мир и людей". После возвращения домой тетя Оля суммировала деньги от квартирантов и поднакопившуюся за этот период пенсию и поняла, что жизнь прекрасна и удивительна и что можно отправляться в новое путешествие.

Так продолжалось уже не один год.
Некоторые родственники сами, благодаря тете Оле, стали "узнавать мир и людей", так как, чтобы избежать встречи, отправлялись в путешествие. Но рок был неумолим, и можно было лишь на время стать властелином своей судьбы. Железной логике моей тети, "вы нас любите или не любите, а мы вас любим", противостоять было невозможно.

Она всегда писала о том, что ей хочется, чтобы любимые родственники навестили ее, но что понятно, как сложно это сделать в наше трудное время и поэтому… Короче говоря, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, и тетя Оля ехала к своим горячо любимым родственникам. Все это напоминало сценку из фильма прошлых лет, где героиня произносила такие слова:
-Здравствуйте, я ваша тетя. Приехала из Киева. Буду у вас жить.

Получив письмо, я четко знала, что, когда удар судьбы неизбежен, его нужно принимать стойко. Два письма должны были определить мое поведение на какой-то период жизни. Я старалась проявлять хладнокровие, но, видимо, это не совсем удавалось. В последнее время самые сильные мои эмоциональные переживания, и положительные, и отрицательные, передавались словом "кошмар".

Я упорно вела борьбу с этим "паразитом", убеждала себя, что если так пойдет и дальше и для выражения своих чувств у меня не будет ничего другого из "великого и могучего", то мой лексикон, пожалуй, скоро можно будет сравнить только со словарем Эллочки Людоедки, хотя даже у той в запасе было тридцать слов, и, надо отдать должное, они действительно имели яркую экспрессивную окраску: "Хо-хо!", "Ого!", " Мрак", "Жуть". А какую смысловую нагрузку несло выражение "Не учите меня жить!"? Можно было просто позавидовать.

Но вступать в состязательные соревнования с литературной героиней я не собиралась. Просто дала себе обязательство следить за своей речью и быть предельно внимательной в словесном выражении эмоций.
Но и что?
-Кошмар! - сказала я самой себе, не испытывая при этом никаких угрызений совести.

В такие вот моменты ты даже прощаешь своих московских друзей, которые когда-то тоже не выразили должной радости по поводу твоего неожиданного визита. Нужно было что-то срочно предпринимать. Жить по принципу "подумаю об этом завтра" я не умела. Мой девиз: "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня". Главный вывод, который я сделала, -гости скоро приедут.

В трудные моменты жизни я всегда любила получать совет от своей подруги Верки. Поможет или нет - неизвестно, но что успокоит - сомневаться не приходилось. Верка вносила веру в то, что безвыходных ситуаций не бывает.
-Алло, Вер, ты?

После первых же слов сомневаться, что это она, не пришлось, так как сразу же я услышала то, с чего обычно начинались все разговоры: времени нет, настроения нет, денег нет.
-А ты че звонишь, по делу или так, дурью от безделья маешься? - наконец спросила она.

Мой сбивчивый рассказ о двух полученных письмах произвел на подругу такое впечатление: она поняла, что эти два пренеприятных известия для меня были сродни тому, какое получил городничий, узнав, что в их провинциальный город вдруг едет ревизор.
Минута молчания.

-Ну, и что ты паникуешь? Из двух зол нужно выбрать меньшее, вот и все.
"Х о м я к и" все равно приедут. Так? (Слышала бы любимая сестричка моего мужа, как вместо нежно-пушистого, ласково звучащего "хомячки" ее несравненных деток Верка окрестила "хомяками". Убрав всего одну букву, она сразу присвоила им взрослый статус).

-Здраво рассуждая, - продолжала она, - конечно, лучше, если приедет тетя месяца на три-четыре, чем близняшки на пять лет. Но включай мозги! Для мужа кто важнее? ("Включай мозги!", по-моему, подруге тоже надо дать обязательство следить за своей речью. Я не обижаюсь, но …). Значит, остается тетя.

-Но я ведь не могу сказать ей, чтобы она не приезжала! Этим может обидеть человека.
-Что значит обидеть? Не всегда важно, что говорят, а всегда важно, как говорят. Вот и скажи так, чтобы она не обиделась.
-Ты бы смогла?
-Конечно! Сейчас, тетенька, вы к нам не приезжайте. А позже мы созвонимся. Пожалуйста.

После такого предложенного Веркой варианта я поняла, что даже такой здоровый и активный человек, каким сейчас была тетя Оля, вынужден будет пить валерианку. Разговор с подругой дал как всегда положительный результат. И зачем мне грузиться? Просто нужно начинать действовать.

Деньги на наряды послать незамедлительно (этого не избежать, и от моего желания не зависит). Следующий шаг - звонок с пожеланиями успешной сдачи выпускных экзаменов и извинениями по поводу невозможности приехать на праздник. И, самое главное, срочно связаться с агентами по недвижимости и начать поиски подходящего жилья, в котором будут проживать Саша + Маша.

Нет, я тоже (не только мой муж) их люблю. Накормлю, напою, готова даже постель стелить в течение каникул, но сделать их постоянными членами семьи на срок в пять лет - это, признаюсь, выше моих сил. Квартирный вопрос, как писал классик, испортил людей. Будем исправлять нравы.

Тете сегодня же шлю телеграмму, что мы ее с нетерпением ждем в гости. А то со стороны может показаться, что моя мама не развила во мне родственные чувства.


Рецензии
Класс! Смеюсь. Ох уж, эти родственнички! С теплом. Алена.

Алена Данченко   02.07.2010 14:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Аленушка.

Татьяна Кезина   02.07.2010 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.