Прямое действие в японском стиле
В последние годы все большей популярностью в нашей стране пользуется творчество японского писателя Юкио Мисимы. Литературное наследие Мисимы, автора многочисленных драматических произведений, десятков сборников рассказов, путевых заметок и романов, было до сравнительно недавних пор, за пределами собственно Японии, известно в основном в англо-американском и вообще в англоязычном мире. Особенно важным, с учетом все возрастающей популярности его личности и творчества, представляется интерес литературной общественности к харатерным для Мисимы исключительно элитарным представлениям о жизни и искусстве, что ни в коей мере не сочетается с официальным эгалитаризмом нашего общества. Именно поэтому многие рецензенты не заостряют внимания на многих важных моментах биографии Мимимы либо вообще замалчивают их.
Юкио Мисима родился 14 января 1925 года в семье высокопоставленных чиновников в Токио. Он изучал юриспруденцию в Токийском университете, некоторое время проработал финансовым чиновником, после чего всецело посвятил себя литератрному творчеству. Молодой писатель оказался весьма восприимчивым к влияниям западной, прежде всего - французской и немецкой - культуры. Не случайно его главной, магистральной литературной темой стали западное влияние на традиционное японское общество и свзанный с этим влиянием все больший упадок традиционных японских ценностей. Очень точным, убедительным и ярким языком Мисима описал свой путь возврата к идеям японского национализма, с которыми он все сильнее и сильнее отождествлял себя перед лицом все более очевидных проявлений распада японской культры. В конце 60-х гг. XX века Мисима перешел от слов к делу.
На тот момент в японских университетах (частично - как реакция на безоговорочное подчинение послевоенной Японии военно-политическому и духовно-идеологическому диктату Соединенных Штатов Америки)- образовались воинственные, и даже более того - воинствующие - марксистские кадры, обретавшие все больший вес среди студенчества. В противовес им Мисима создал традиционалистскую националистическую охранительную организацию, состоявшую исключительно из студентов и действовавшую по строгим орденским правилам. В этом заключалось коренное отличие университетской жизни Японии от университетской жизни США и стран Западной Европы указанного периода.
Мисима сумел создать университетское воинское братство - боевую организацию, успешно противстоявшую распространению идеологии и практики левацкого коммунизма в студенческой среде. Организацию, которая, вместе с тем, была весьма критически настроена и к так называемой западной цивилизации. Писатель стремился к налаживанию всемерного сотрудничества с японскими вооруженными силами, хотя и преуспел в этом деле лишь частично. Именно в описываемый период своей жизни и своего творчества Мисима познакомился с будущим премьер-министром Японии Накасонэ, снискавшим впоследствии скандальную (в глазах либерально-демократического истеблишмента) известность своими критическими высказываниями об американской нации как «каше (или, говоря по-нашему, по-русски - сборной солянке) из разных народов». 25 ноября 1970 года Мисима с несколькими соратниками в чисто демонстративных целях совершил попытку государственного переворота, захватив штаб-квартиру японских сил самообороны и обратившись с призывом к военнослужащим. В чисто демонстративном характере этой попытки не может быть никаких сомнений, поскольку Мисима заранее публично объявил о своем твердом намерении совершить самоубийство в традиционной японской форме "харакири". Обезглавленное тело самоубийцы было без лишнего шума вынесено из казармы. Реакция "международной общественности" оказалась весьма сдержанной, поскольку власть имущие как на Востоке, так и на Западе, естественно, нисколько не были заинтересованы в популяризации попытки "прямого действия", предпринятой Мисимой.
В любом случае, демонстративное самоубийство выдающегося японского литератора (и киноактера) следует понимать как решительный протест против прогрессирующего упадка японского образа жизни, видимо, преставлявшийся самому Мисиме последней и высшей формой воплощения в жизнь идей, которыми было проникнто все его художественное творчество.
Думается, Юкио Мисиму, чья кандидатура была даже выдвинута на получение Нобелевской премии в области литературы (и, естественно, отклонена политкорректными "хозяевами дискурса", стоящими за Нобелевским комитетом), вполне можно сравнить с итальянским литератором конца XIX - начала XX вв. Габриэле д’Аннунцио. Ведь жизнь обоих писателей проходила и их творчество развивалось под знаком патриотизма, элитарности и в то же время - открытости универсальной, общемировой культуре. Юкио Мисима, чья популярность в Японии и во всем мире со дня его трагической гибели неизмеримо возросла, был не только выдающимся писателем, киноартистом и решительным, деятельным патриотом, но и другом самостоятельной и свободной Европы, влючая нашу страну (Россия - часть Европы, кто бы что ни говорил!), ибо все мыслящие люди мира в равной степени озабочены судьбами своей собственной национальной культуры и необходимостью ее защиты от разлагающих, чуждых влияний.
Словом, читайте Юкио Мисиму!
Свидетельство о публикации №208022000037