Мина

Кончался учебный год - заканчиваю 7 класс. По всем предметам - экзамены. В 4 классе были экзамены по 4 предметам – на следующий год их отменили. То же было и в 5, 6 классах. Так и сейчас – сдал их все – 14! Трудно поверить, но в следующем году большинство из них тоже отменили. Кому - то повезло!

Отец пообещал, что мы поедем на море, в Анапу! Так хотелось поплавать в море! Ведь до этого я отдыхал летом на кубанских хуторах, на пасеке… А тут – море! Собирался я заранее – приготовил свою старинную подзорную трубу, которую отец купил где-то по случаю, алюминиевую немецкую фляжку – трофей отца военных времён.
 
И вот – день настал! Чемоданчик в руки – и в поезд! Через 4 часа вышли в Тоннельной. Дымит труба цементного завода. Вокруг – горы, дома, деревья серые от осевшей цементной пыли. Поезд двинулся дальше – в тоннель через горный хребет, в Новороссийск. А мы остались на перроне.

Прямо к перрону подошел небольшой автобус, точно к приходу поезда. «Курортников» немного, все поместились. Проехали поселок, потом – горный серпантин, с вершины которого где-то на горизонте сверкнула полоска моря, спустились на равнину. Кое-где кусты, деревья. Беспрерывные плантации виноградников – ряды кольев, проволочные шпалеры, зелень кустов. Кусты усыпаны гроздьями винограда. И вот окраина Анапы – одноэтажные белые домики, зелень деревьев. Проехали центр – много домов там разрушено, горы обломков - это следы бомбежек прошедшей войны.

Автобус стал около здания гостиницы, недалеко от моря. Попытались снять в ней номер, но свободных мест не было. Меня заинтересовал книжный магазин – в этом же здании, на 4 этаже. Хотелось что-нибудь почитать, я предложил зайти. Книг было мало. Отец взял в руки «Тихий Дон» Шолохова, который заинтересовал и меня. Обложка книги была приклеена вверх ногами, и продавщица с улыбкой сказала, что так на всех книгах. Эту книгу мы и купили. Я её перечитывал множество раз, много лет. Очень сильное впечатление она произвела на меня.
 
Отправились искать пристанище. Решили найти столовую, в которой можно было бы обедать. Но кроме двух «гадючников» как тогда называли маленькие «забегаловки», иначе – буфеты, в которых торговали водкой, вином и в которых сидело несколько пьяных мужчин – ничего не нашли.

Но с квартирой повезло – чуть дальше по-над морем, недалеко от пляжа, в небольшом беленьком частном домике хозяйка с улыбкой согласилась взять нас на квартиру. Она согласилась готовить нам и еду – жареная кефаль в томате и виноград 3 раза в день! На базаре продавали много кефали. Это нас обрадовало и вполне устраивало! Домик построен из горного камня, стены толстенные, в комнате тихо, прохладно, несмотря на жару на улице – все было отлично! Вокруг двора – забор из того же камня. Перекусив колбасой и хлебом, захваченными из дому, оставили свой чемоданчик и отправились на море.

В центре Анапы, возле берега – часть стены и старинной башни с воротами, на месте крепости, находившейся здесь в период средневековья. Прочли мемориальную доску на стене башни. Потом в местном краеведческом музее узнали, что в древности на этом месте находилась греческая колония Горгиния, затем – генуэзская фактория, а после – турецкая крепость. По Адрианопольскому договору в 1829 году Анапа перешла России.
Рядом со старинными воротами старушки продавали рапанов - круглые морские раковины, сушеных крабов, раскрашенные камни с рисунком моря, паруса и надписью – Анапа.

Дальше, возле берега, стоял еще один «гадючник». В нем сидели пьяные мужчины. Дальше, вправо – широченный, метров до 100 и больше – ровный песчаный пляж. Слева остался высокий берег, на котором стояло здание санатория. А между высоким и низким берегом – небольшой сквер, в море выступал длинный причал, возле которого качались на волнах шлюпки, небольшой катер.

Пошли на песчаный пляж. Отдыхающих было мало. Они расположились небольшими группами или парочками. Деревьев, навесов на пляже и поблизости нет. То тут, то там – на 4 палках натянуты простыни, под которыми прячутся от солнца, которое сильно припекало. Хорошо, что взяли с собой фляжку с водой – напиться. Пошли купаться. Прошли от берега 10 – 15 метров – вода по грудь. Пошли дальше – стало мельче – вода по пояс. Шли – шли – метров 50 – 100 от берега – но то мельче, то чуть глубже. Надоело идти, и решили дальше не ходить. Не зря Анапа считается детским курортом. Периодически окунаясь в море, избавлялись от жары.

Лежа на мягком песочке, достал свою подзорную трубу – стал рассматривать пляж и окрестности. Оказалось, что дальше от города купались и загорали как мужчины, так и женщины в совершенно голом виде. Решили купаться здесь и не ходить туда, к тем голым.

Через несколько дней хозяйка предупредила нас, что по радио в городе объявили - на следующий день будут военные маневры в честь освобождения города от фашистов в Отечественную войну. Будет высажен морской десант на пляже. Желающих посмотреть маневры предупреждали, что приходить смотреть – можно, но надо находиться возле зданий, не подходить к войскам, так как будут и танки. Короче говоря, советовали «не путаться под ногами», соблюдать осторожность.

Мне очень хотелось увидеть все вблизи, и мы решили пойти туда. На следующий день с раннего утра уже были на пляже, и как раз во время – к берегу подходили 3 самоходные десантные баржи. Опустили широкие трапы на носу, по которым с каждой из них на берег съехало несколько легких танков, самоходных пушки. На берег высадилось сотни три солдат с винтовками, автоматами, беспрерывно стреляя холостыми. Танки быстро мотались по пляжу, стреляли из пушек, а потом поехали в город, по улицам. Солдаты тоже устремились в город, продолжая стрелять из винтовок, автоматов. Следом за ними бегали мальчишки и подбирали стреляные холостые гильзы. Отдыхающие наблюдали все это, стоя группами около домов, павильонов, старинных Ворот Анапы.

Затем в рупор объявили, что десант взял штурмом город, задачу выполнил и маневры окончены. Отдыхающие направились на пляж. Танки и самоходки собрались вместе группой - на дороге за пляжем. Туда же подошли и расположились солдаты. Подъехала армейская кухня, и они обедали, а потом разделись, пошли купаться в море. Мы тоже пошли на пляж купаться. Солдаты погрузились на баржи, и ушли в море. Танки, самоходки, рыча моторами, ушли колонной по дороге. В течение нескольких последующих дней по пляжу ходили солдаты с миноискателями, просили отдыхающих освободить им то один участок пляжа, то другой - видимо, тренировались.

И мы с отцом пошли купаться под высокий берег. Там – высокий глинисто-каменистый обрыв, дно – камни, водоросли, но интересно плавать и нырять. На берегу загорало и в море купалось мало людей. Проходя по-над обрывом, хотели найти плоские камни, на которых было бы удобно лежать и загорать.

Неожиданно меня окликнул мужчина. Сначала я не узнал его – в плавках, темных очках, с полотенцем на голове от солнца. Это оказался мой школьный преподаватель Станислав Семенович. Мы его называли – «немец», так как он преподавал немецкий, или «орел», так как его фамилия была Адлер (орел – по-немецки), да он и был немец по национальности. Лет 35, высокий, худощавый, спортивно сложенный.
- «Тебя не узнать!» - сказал он мне.
- «Да и Вас я узнал только по голосу!» - ответил я.
- «Располагайтесь здесь! На камешках хорошо загорать… Дно нормальное!» пригласил он нас. И мы расположились рядом.

 Купались, потом загорали на берегу, играли в шахматы. «Немец» всю войну был переводчиком, ранен, и теперь лечился в Анапе после ранения на фронте, и у отца война оставила отметины в памяти и на коже – старые шрамы. Нашлись общие темы разговора.

Пару дней мы еще купались под высоким берегом, а потом пришли солдаты с миноискателями, попросили нас перейти в другое место, так как они будут проверять берег. Отец пошутил с ними:
- «Ну что, ребята, тренируетесь? Долго будете здесь тренироваться? Когда нам можно вернуться сюда?»
- «Завтра вечером можете приходить …» - ответил сержант.
       
На следующий день после обеда мы решили идти купаться под высокий берег и встретились с уходящими оттуда солдатами.
- «Ну что, натренировались?» - спросил их отец с улыбкой.
- «Да, натренировались!» - ответил сержант. «Вчера нашли под камнями на этом берегу мину! Здесь и взорвали ночью…»
- «Может, обратили внимание на взрыв прошлой ночью?» - спросил солдат. Мы действительно слышали взрыв, раздавшийся среди ночи в направлении берега.
- «Вот так номер!» - сказал Станислав Семенович. «А я на этих камнях загорал две недели! Ни малейшей мысли не было о том, что там мина…»
- «Повезло, что все кончилось благополучно!» - сказал сержант.

После этого мы вернулись купаться на песчаный пляж. Загорали, купались, а потом решили потренироваться – кто бросит дальше нашу литровую алюминиевую фляжку, полную воды. Стали её бросать, перебрасывая друг другу. Было тихо – ни ветерка, ни малейшей волны, поверхность воды гладкая… Прозрачная и чистейшая вода, на дне виден каждый камешек, ракушка… При падении фляжки летели брызги, а фляга под лучами солнца блестела, сверкала. Вокруг метров на 100, а то и дальше - ни души. И вот еще бросок, фляжка падает в воду, бросаюсь к месту падения, метрах в 3 - 4 от меня, чтобы её взять, а фляжки - нет!
 
Ко мне подошли отец, «немец», стали искать ее втроем… Глубина всего с пол метра, вода необыкновенно прозрачная, но ни малейших следов фляжки… Она до этого так ярко блестела, падая в воду… А тут – ровное сероватое песчаное дно – и ничего больше… Исчезла… Так и не нашли её… Ушли ни с чем… Не понятно - куда девалась? Как - будто провалилась куда-то! Решили, что «немецкий трофей вернулся к своему хозяину»…

Это было наше последнее купанье в Анапе. Вечером сели на автобус в Тоннельную. Подошел поезд… Пора домой!


Рецензии
Дорогой Гавриил!
Пожалуйста, если не затруднит, обратитесь ко мне по адресу: mavdel@mail.ru по вопросам Вашего творчества.
С уважением,
Илана Арад

Журнал Мавочки и Дельчики   20.01.2010 09:50     Заявить о нарушении
Дорогая Илана! Спасибо за приглашение, обязательно напишу!
С искренним уважением, Гавриил

Гавриил Иваниченко   20.01.2010 23:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.