На родине великого сказочника
Судовое радио оповещает, что мы идем вдоль немецкого берега через экологически чистую, особо охраняемую курортную зону, и брошенные за борт окурок или остатки пищи немедленно повлекут за собой немалый штраф. Разумеется, оштрафовано будет судно. Выходит, за нами, да и за всеми, кто проходит вблизи берега, пристально следят.
Близится вечер, и мы не увидим Кильский канал, который будем проходить ночью. Зайдем в устье Эльбы, а затем по каналу пересечем Ютландский полуостров и выйдем в территориальные воды Дании. Нас ждут на острове Фюн в старинном городе Оденсе.
Утром вижу, как из бара выходит капитан с несколькими господами, не с нашего судна, своих мы уже всех запомнили. Несомненно, это журналисты. На плече у одного из них - огромная видеокамера, просто невиданных мною размеров, а микрофон - как огромная черная лохматая метла. Итак, нас заметили. Журналисты спускаются в катерок, пришвартованный к борту нашего судна, прощально машут руками.
... И вот мы подходим к еще одному каналу, очень узкому. До берегов, что называется, рукой подать. Это старый канал, соединяющий море с промышленным районом Оденсе. Что нас ждут - это бесспорно. Говорят, о том, что мы идем к городу, сообщили местные газеты. Оперативно, однако.
По обоим берегам за нами движутся автомобили, сигналят, нас сопровождают велосипедисты, местные жители размахивают датскими флагами. Чем дальше в глубь острова Фюн, тем гуще становятся толпы встречающих. Крики, сирены пожарных и полицейских машин.
Кого же приветствуют? Наш теплоход построен в Югославии, модернизирован в Италии, идет под Панамским флагом, команда из славного города Одессы, пассажиры большей частью из Москвы, Тюмени и Сургута. Наверное, у местных жителей такая скучная и размеренная жизнь, что они рады любому случаю увидеть что-то новое и развлечься. К тому же по каналу туристические суда, видимо, проходят нечасто, только такие довольно миниатюрные, как наша “Астра-1”.
В порту нас встречают толпы местных жителей, с флагами, выкрикивают что-то радостное и приветственное. По судовому радио объявляют, что местные таможенные власти поставили рекорд скорости, и документы для выхода на берег оформлены в мгновение ока.
Это вам не Англия, где в порту Дувра полицейские с весьма серьезным видом в течение двух часов беседовали с большей частью туристов. Интересовались, не собирается кто-то остаться на берегу туманного Альбиона. Директор круиза наиболее недоумевающим из нас тихонько объяснял, что озабоченность английских властей вполне понятна: в прошлый рейс на борт судна не вернулись восемь туристов. Решили в Англии попытать счастья, остались нелегально. Да, многовато.
Рассаживаемся по автобусам, и в путь. Движемся по нешироким уютным улочкам, дома - небольшие, с цветниками. На проезжей части и на тротуарах - ни соринки, уютная спокойная жизнь, но, судя по той встрече, что нам устроили местные жители, не богатая событиями. Как говорится, нам бы их заботы.
Гид сообщает, что городу больше тысячи лет, что в нем живет 185 тысяч человек, ну, прямо, как у нас, в Березниках. Есть университет и десять музеев, в том числе печатного дела и прессы, фотоискусства, народного искусства, археологии и ландшафта... Но самые знаменитые - музей великого сказочника Ганса-Христиана Андерсена и музей-деревня на открытом воздухе.
Дом, где в ранние годы жил Андерсен, в начале прошлого века, очень маленький, просто крошечный. Сын сапожника, будущий писатель учился в бесплатной школе для бедных, и с ранней юности пытался писать пьесы для местного театра. В 14 лет он отправился искать счастья в Копенгаген, и его литературные опыты привлекли внимание дирекции столичного театра. За 70 лет жизни Андерсен публиковал и стихи, и пьесы, но во всем мире он известен как сказочник. И дом-музей Андерсена сегодня - главная достопримечательность Оденсе.
К дому, где родился писатель, примыкают еще несколько одноэтажных зданий, где за стеклянными витринами выставлены его личные вещи, рукописи, старые книги, фарфоровые статуэтки, изображающие героев его самых известных произведений. В одной из комнат - бронзовая скульптура Андерсена.
Гид выводит нас к небольшому пруду среди музейных зданий. На берегу - сцена, на которой разыгрывается какое-то сказочное действие. Женщины в пышных старинных платьях, мужчины - в камзолах, звонкие голоса, смех, веселая песенка. А из глубины пруда выплывает на чем-то изображающем камень русалка с длинными зелеными волосами.
Да, повезло Оденсе, что именно здесь родился гениальный сказочник. Как, положим, повезло и английскому Ливерпулю, накрепко связанному в нашем сознании с легендарной четверкой “Битлз”. Ливерпуль осаждают толпы туристов, но кому захочется приехать на экскурсию в расположенный рядом такой же промышленный город Манчестер?
Оденсе насыщен скульптурами сказочных героев. Вот Дюймовочка в раскрывшемся цветке, и волшебные башмаки возле крылечка, будто кто-то только сбросил их и вошел в дом. Недалеко от ратуши застыл, крепко прижимая к себе ружье, одноногий стойкий оловянный солдатик. Он не потерял свою ногу в сражении, просто он был 25-м, отлитым из старой ложки, и на него не хватило олова.
А на центральной площади города видим образчик современной скульптуры - лежащая на мостовой в непринужденной позе обнаженная женщина чудовищных форм, отлитая из светлого металла. Это - Океания. Нам объясняют, что от нее отказались несколько городов, и только Оденсе приютил ее. Теперь это еще одна достопримечательность города, а местные дети лазят по ней и скатываются с нее, точно с горки.
Жизнь как счастье, как радость - такова парадная сторона большинства небольших европейских городов. Жизнь здесь украшают, и даже из узкой полоски земли между тротуаром и стеной дома, шириной в палец, растут высокие цветущие мальвы. Кто-то же заботливо посадил весной семена в эту щель.
Кай и Герда из “Снежной королевы” любовались розами, которые росли в ящике на крыше. Это был их сад. А гости Оденсе с удивлением рассматривают тумбы в рост человека, сплошь увитые вьюнками с разноцветными цветами-граммофончиками. Таковы в Оденсе клумбы на булыжной мостовой.
Каждый путешественник, конечно же, не может не вспоминать свой город, свою местность, не может не сравнивать. Как мрачна и печальна наша история с бесконечными трагическими событиями, так и невеселы скульптуры наших городов. В каждом уважающем себя крупном населенном пункте непременно есть мемориал как дань памяти погибшим, да еще и не один. Бесконечные войны и катастрофы - в сознании каждого из нас жизнь предстает как постоянное преодоление трудностей, как ожидание грядущих тяжелых событий.
Может быть, всему виной кривое зеркало из сказки “Снежная королева”? Оно разбилось на мелкие кусочки, и осколки попали в глаза многих людей. И тогда они стали воспринимать мир в искаженном виде, а сердца их очерствели. Только очистительные слезы способны вымыть осколки этого зеркала, чтобы вернуть способность видеть все вокруг в подлинном свете, различать добро и зло, и тогда сердце освободится от ледяной корки.
Великий всемирно известный сказочник замечал и теневые стороны жизни: и бедность простых людей, и чванливость и глупость сильных мира сего, достаточно вспомнить “Голого короля”. Однако больше в его сказках прославления простых человеческий чувств: любви, верности, умения преодолеть любые трудности для счастья ближнего. И большинство их со счастливым концом: зло наказано, а разлука не вечна. Светла и печаль в творениях Андерсена. И оловянный солдатик, и его любимая картонная плясунья все же соединились, хотя и в последнем мгновении своих жизней. Они сгорели в одной печи, и после них остались кусочек олова, похожий на маленькое сердце, и блестящая брошка с груди балерины.
У нас есть возможность попасть в старинную деревню на краю Оденсе. Здесь все, как было во времена Андерсена. Побеленные домишки с черепичными и соломенными крышами, мельницы, скотные дворы. По территории музея бродят коровы и козы, а ухаживают за ними, доят их работники музея. Две лошадки катают детвору в старинных тележках. Умелец посредине улицы вырезает ложки, которые можно купить тут же в магазине.
Дома и более зажиточных крестьян, и совсем бедных рассказывают нам о подробностях старого быта. Восковые фигуры изображают повариху и ткачиху, мельника, молодушку с грудным ребенком. Вот собралась семья за обеденным столом, и любой желающий может посидеть рядом с отцом семейства, подержаться за черенок деревянной ложки, выглядывающей из каши из папье-маше. Туристы вооружены видеокамерами и фотоаппаратами, и каждому хочется запечатлеть себя в такой компании. Гид указывает на такую милую бытовую подробность: необычно высокие пороги в комнатах для того, чтобы не забрались мыши.
Заходим в магазинчик музея за сувенирами. Кое-кто уже разжился деревянными башмаками, будет теперь в чем появиться на судовом карнавале.
Но нам пора возвращаться. Прощайте уютные ухоженные улочки, садики у частных домов - несколько цветущих кустиков. А в порту нас опять поджидают толпы местных жителей. Дело к вечеру, и провожающих все больше. Теплоход отходит от пристани, и по обеим сторонам канала движется вереница автомобилей с включенными фарами. Туристы хором кричат “до свидания”, и мы видим, как с головы какого-то особенно активного пассажира в воду падает белая фуражка. Ее немедленно вылавливает пожилая пара, сопровождающая нас на катере, и водружает на нос суденышка. И вершина прощания - включается сирена на каком-то заводе возле канала.
Да, прощай, Оденсе! Спасибо тебе и за внимание, и, особенно, за сказочника. Без чудесных историй Андерсена наш мир потерял бы какую-то очень важную часть своих красок.
1998 г.
Свидетельство о публикации №208022000565
Виктор Реокин 20.09.2011 17:07 Заявить о нарушении