Послевкусие Украины. эссе

       
       При слове «Украина» …выплывает из памяти, я даже не знаю откуда первоначально: из души ли, из мозга, – этот сумеречный запах маленьких бледных, невзрачных особенно днем, цветочков… Мы в детстве называли их «ночная фиалка». Может они так и называются на самом деле, но, желая этого, больше с ними я не встречалась. Это было в буквальном смысле физическое воздействие сродни тихому насилию: запах проникал в тебя, пропитывал кожу, напитывал легкие, кружил голову, и ты вся начинала пахнуть им и выдыхать его… запах вызывал восторг и удивление. Это – явление светлячка: днем не видно, а ночью – такое чудо!
       Язык Украины. Он имеет над нами особую власть. Слушать его – особая сласть. Ухо вылавливает лакомые кусочки речи из общего текста бытия. «Нiчь яка мiсячна», – подарок-вставка в фильм «В бой идут одни старики». Магия и мягкость выражения «будь ласка», что моментально хочется делать, не следуя буквальному значению выражения.
Этот непередаваемый, неискоренимый даже у живущих давно на других территориях, «хохляцкий» звук «г», – царапающий слух и раздражающий барабанную перепонку и абсолютно не мешающий в певческом варианте! О, какие песни поет Украина! – «Очи волошковi», «Марiчка», «Рушник», – ... каким чистым звуком!
       Звук Украины или Мой Остров Крым. Черноморское побережье. Крутой берег. Оленевка: самая западная точка бывшего СССР. Колючая проволока, обрывки бумаг, брошенное немудреное солдатское хозяйство, – некогда пограничная территория. На самом берегу чистейшего в этом месте моря стоит единственный санаторий, принадлежащий какому-то московскому ведомству. Въезд строго по пропускам. В 199… году, когда я случайно попала сюда, здесь была не менее «закрытая» территория ввиду того, что о доступности этого места для эксклюзивного отдыха мало кто на просторах нашей родины догадывался. Мелкий золотой песок… и пять! человек ранним утром на берегу. Ощущение, что в твоем распоряжении находится и территория санатория, и узкая полоска пляжа, а еще в придачу к этому мелководье с гротами, под которые можно поднырнуть даже начинающему аквалангисту, – начинающему только с маски и ластов. Место уникально, а знаменито тем, что именно здесь снимался культовый фильм щестидесятых «Человек – амфибия». Голубая вода… Берег-камни–скалы – в наличии. Особенно хороша одинокая скала «Чертов палец», с которой и теперь, наверно, ныряют местные мальчишки. Конечно, на Кипре, в «месте рождения Афродиты», тоже есть красивые скалы! – да и где их нет?! Но там, где «туристические мекки», нет ощущения единения с природой, то есть безлюдности.
Съемочная группа уехала, а кран, в свое время поднимавший сеть с пойманным Ихтиандром, одиноко ржавеет на берегу как символический памятник нашему, бывшему общим, разгильдяйству…
       И за всем этим «лирическим отступлением» наблюдает украинская степь, являющая собой бескрайнюю выжженную неукротимость. Надо вскарабкаться на высокий берег:
звенящая тишина и зной послеобеденного воздуха; полное нежелание куда-либо двигаться; парализация мыслей и чувств, – это украинская летняя степь! И только иногда налетающий резкий посвист ветра у самого края, у берегового обрыва… запомнится звуком степи.
Степь надо пройти. Если хочешь увидеть «вечер на Украине», ее мазанки и цветущие мальвы, – Архип Куинжи постарался привить любовь к малороссийскому пейзажу, – надо выбираться из степи, пока она не запылила тебе душу навсегда. «Всюде буйна, квiтна Черемшина»… Ощущение, что вся Украина, – это буйство цвета и красок, – традиционно. Но степь не имеет ярких красок, она радует не глаз, но ум.
       Но что одновременно радует и глаз, и обоняние – так это дымящееся блюдо сочных варэныков з вышнэю, плавающих в сметанном озере. Озеро белое, густое, а по краям желтоватое, жидковатое, подтопленное жаром теста. Запах от вареников стоит такой, что к летнему столу стекаются, как слюнки, не только свои, но и соседские дети. Наступает время радости рта. Надкусывается первый, – обжигающий. Яркая вареничья кровь брызжет на стол, рубахи, руки, на загорелые лица – это посвящение. Начинается праздник живота, праздник жизни. От первой вишни недалеко и до вишневки. И польются мелодичные песни, и станет еще ярче красота девушек, и блокiтнiе нiбо над головой.


Рецензии