Песни нашей коммуналки

       
ИРИНА ОСТРОУМОВА
   
Мысли на тему. После просмотра спектакля «Песни нашей коммуналки» московского театра «У Никитских ворот»: апрель 2006 г.; сцена ДК им. Горького; СПб.

Зримая песня: с детства любимый жанр и способ подачи музыкального материала – предтеча клипов и видеоизображений, ; обуславливает театральность приемов, квинтэссенцию смысла, возможность в ограниченное несколькими минутами время рассказать целую историю жизни героев. Жанр благодарный как для исполнения материала актером, ибо не требует специальных вокальных данных, так и для восприятия зрителем, поскольку все происходящее наглядно и доступно по форме. Хороший вокал, конечно, желателен, но профессионально поставленного актерcкого голоса достаточно. Трудно предположить, что абсолютно непоющий актер, лишенный музыкального слуха, будет занят в таком спектакле. Форма спектакля и выбор темы действия диктует стилистический минимализм.
Произвольный, с миру по нитке, набор случайных, но узнаваемых предметов быта «старой коммуналки», без ссылки на конкретное десятилетие прошлого века, создают сценическую атмосферу и эмоциональный настрой. Все благостно и трогательно. Отчего же рождается досадное ощущение подделки, игры в ситуацию, спекуляции на теме, знакомой каждому сидящему в зале, иногда не понаслышке? Игра в правду, а не правда жизни, облегченный вариант, все те же тиражируемые «песни о главном»....
А ведь режиссер и актеры в силу возраста все, происходящее на сцене, в той или иной степени проживали сами. То ли режиссеру захотелось «подурачиться», повалять дурака, то ли он недооценивает умственные способности ленинградской публики в целом, но было стыдно и местами неловко за увиденное.
И не подбор музыкального материала, легко заменяемого, (но, к чести сказать, замечательно исполненного технически музыкантами труппы по принципу «и вашим, и нашим»: немножко блатного-воровского, немножко лирико-патриотически-ностальгического, немного Вертинского и еврейского) делает ситуацию провальной, а, именно, отсутствие скрытого драматизма происходящего, отсутствие подтекста. И, как следствие, это всему происходящему придало налет пошловатости, т.е. скабрезности, но, так сказать, в рамках!
Автор статьи, не предвзято настроенная, а наоборот, – очень хотела увидеть вживую театр, о котором имелось смутное представление ; только в телевизионном формате. Было знание того, что режиссер труппы Марк Розовский носит звание Народного артиста России. К тому же интересовал конкретный пласт субкультуры, с которым по-другому сталкиваться тесно не приходилось. К счастью.
В целом получилось не смешно, хотя смешить пытались. Особенно старался, как главное действующее лицо, сам режиссер, «от автора», так сказать. Почему он решил «быть главным» и практически не уходить со сцены, осталось не понятно. Во всяком случае, на роль Актера этого спектакля он явно не годится, ибо сценически выглядит неуклюже, претенциозно и не к месту. Он, бесспорно, обладает некоторыми, актерскими и вокальными данными, но и только. Вполне достаточно было бы одного вкрапления в происходящее в виде песни, спетой соло а-капелла,  – некоего вклада в общее дело. Но автору спектакля этого показалось мало. Он, на протяжении всего действа находясь на сцене, занимая позы в стиле памятника Ленину у Финляндского вокзала, нарочито как предварял ими следующую сцену спектакля, так и завершал, выжимая аплодисменты из зрителей. Прием, используемый в дешевых шоу, ничего, кроме негодования и раздражения, не вызывал. Выглядело все так: руководитель самим собой мешал собственной труппе.
А актеры? Актеры играли, – они старательно проживали, как могли, кусочки своей-чужой жизни. В целом все это было бы неплохо... Но не хватало чего-то самого главного. Возникло ощущение, что, проигрывая сценические ситуации как-то ритуально, люди старались своими действиями-заклинаниями отвадить от себя эту напасть, – повторение исторической ситуации в целом.
Я, думаю, те, кто приобрели билеты не просто для развлечения, а для того, чтобы вспомнить молодость в конкретном антураже происходящего – старшее поколение – были немного оскорблены в своих чувствах.
Зрители начали покидать театральный зал задолго до окончания спектакля...


Рецензии