Триумф и трагедия Тамгалы

(статья в сокращенном варианте опубликована газетой "Новое поколение" №14 от 7 апреля 2006 года под названием "Задворки Вселенной")

     Всего две достопримечательности Казахстана внесено ЮНЕСКО во Всемирный Список исторического и культурного наследия, в который входят наиболее ценные, для познавательных целей человечества, объекты. Это - широко известный мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане, а также, оцененный высоко, в основном, пока только специалистами, археологический комплекс Тамгалы, находящийся в 170 километрах к северо-западу от Алматы, в горах Анракай.

     Однако, крайне неудовлетворительное состояние подъездных путей к этому, уже всемирно значимому, объекту, и организация доступа к нему, представляющая собой образец бюрократического цинизма, вынуждает взяться за перо, чтобы попытаться еще раз показать широкой общественности и властям ценность Тамгалы и необходимость рационального использования этого уникального исторического объекта, по примеру других стран, которые умело преподносят свое достояние международному сообществу.
Обретение Казахстаном суверенитета придало мощный импульс для роста национального самопознания, обращения к истокам творческого потенциала народа.
     Наряду с другими памятниками истории большой интерес не только у специалистов - археологов, краеведов, историков, но и туристов, искусствоведов, художников, а также других творческих людей, вызывают древние наскальные изображения, которые наглядно отражают культовые традиции наших давних предков. Наибольшее количество памятников художественного наскального искусства в Казахстане обнаружено в ущельях на территории Семиречья. Среди них особый интерес представляет уникальное святилище с наскальными рисунками Тамгалы, которое было открыто в 1957 году.

     Первый исследователь петроглифов в ущелье Тамгалы А. Г. Максимова, подразделила их на группы – эпохи бронзы, раннего железа и древнетюркского времени. Изучение их было продолжено учеными А.Г.Медоевым, Б.Ж.Аубекеровым, А.Н.Марьяшевым, А.С.Ермолаевой, Ю.А.Мотовым, П.И.Мариковским, А.Е.Рогожинским, А.А.Горячевым, Е.Х.Хорош и другими.
     Кропотливым трудом этих исследователей и их соратников были сделаны описание и копирование изображений, выявлены могильники и жертвенники, произведены раскопки. К 90-м годам прошлого столетия учеными были предприняты попытки решить вопрос хронологии петроглифов, а также анализа культовых сюжетов в наскальном искусстве. В ряде работ представлены описания наиболее значимых рисунков с солнцеголовыми божествами с целью определения характера религиозных традиций древнего населения Семиречья, что позволило бы выявить смысл и назначение наскальных изображений как знаковых систем. Были выполнены экспериментальные работы по консервации петроглифов.
     Большую работу по сохранению уникальных изображений Тамгалы выполнил научно-исследовательский и проектный институт памятников материальной культуры, которому неоценимую помощь оказали и зарубежные ученые – специалисты из Норвегии, а также археологи Ренато Сала (Италия) и Жан-Маре Деом (Бельгия). Они внесли значительный вклад в систематизацию петроглифов, привлечение грантов на проведение мероприятий по сохранению святилища и в то, чтобы исторические реликвии Казахстана стали известны за рубежом. Участие исследователей в международных конференциях, подготовка ими солидного сборника материалов (синтеза крупиц колоссального труда) для номинации на международной арене, который был одобрен правительством республики, увенчался успехом.
     Триумфальным результатом работы ученых явилось принятие в 2004 году решения ЮНЕСКО о включении Тамгалы в список Всемирного Наследия. Но ведь это, наряду с мировой известностью, влечет за собой еще большую ответственность не только за сохранность реликвий для последующих поколений, но одновременно за обеспечение свободного и цивилизованного доступа к ним как казахстанцев, так и зарубежных специалистов и туристов.

     Казалось бы, что созданы все предпосылки, чтобы развить это достижение, чтобы в Тамгалы потянулись специалисты и туристы со всего мира, чтобы государство, подобно другим странам, популяризировало свою историю, зарабатывало на этом средства хотя бы на сохранение в нынешнем состоянии реликвий, подверженных естественному природному разрушению.
Трагизм же ситуации заключается в отсутствии в настоящее время соответствующих условий доступности этого исторического объекта.
Во-первых, к глубокому сожалению, нынешнее состояние автодороги Таргап- Копа- Карабастау (65 км.) не устроит не только экспертов ЮНЕСКО и иностранных специалистов, но даже наших «бывалых» водителей - нет хуже дороги, чем разбитый асфальт.
     Мировой опыт показывает, что туризм может неузнаваемо преобразовать даже отсталые провинциальные районы. Ярким примером является горный район Тироль, который превратился из области, страдающей от бедности, в один из наиболее процветающих районов Альп за счет строительства широкой сети дорог, открывшей его для туризма.
     В связи с этим есть срочная необходимость ремонта вышеуказанной автодороги. Если же привести в надлежащее состояние еще участок дороги Карабастау – Каншенгель (59 км.), страна получила бы качественную связку двух автомагистралей республиканского значения, что очень важно даже с точки зрения стратегической безопасности. При этом все люди, которые автотранспортом перемещаются между Алматы и Астаной имели бы возможность проезжать через село Карабастау и заезжать в рядом с ним расположенный Тамгалы. А ведь именно среди этих лиц много любознательных интеллектуалов.

     Во-вторых, организация доступа к исторической «картинной галерее» не выдерживает никакой критики. Для входа в урочище, которому придан статус музея под открытым небом, надо вначале ехать в райцентр Узун-Агач(?!), чтобы получить разрешение и внести плату у некоего лица, назначенного директором, в то время, когда специально построенный офис у села Карабастау находится под амбарным замком. Надпись же на плакате у шлагбаума, сооруженного на вьезде в урочище, гласит, что фото и видеосъемки Тамгалы запрещены?!
     Эта ситуация напоминает «систему» проезда в Национальный парк «Алтын Эмель» с сакскими курганами, петроглифами Караеспе и знаменитым «поющим» барханом, где все отдано на откуп самоуправного директора, который монополизировав вьезд только через село Басши, благосклонно дает разрешение на визит только избранным им людям, превратив народное достояние в собственную вотчину. Его девиз: «Даже не всякий аким у меня проедет» уже несколько лет является серьезным препятствием для исследователей этой громадной (почти 300000 гектаров) заповедной зоны. В то же время оптимальным является заезд в заповедник через Шенгельды, что увеличило бы количество посетителей в несколько раз, а егери Нацпарка, имеющего ежегодно оборот во многие тысячи долларов (в основном за счет иностранцев, приобретающих лицензии на отстрел редких животных), работают за мизерную зарплату и не имеют даже нормальной радиосвязи.
     Доколе такими уникальными объектами будут «руководить» лица, имеющие к науке, культуре и истории отношение весьма отдаленное ни по образованию, ни хотя бы по духовному содержанию?!
     Совершенно очевидно, что рациональная организация использования Тамгалы возможна только в том случае, если директор комплекса все время будет на рабочем месте, а не в другом населенном пункте. Какой же имидж будет создан у Казахстана, если какой либо, к примеру, зарубежный гость, знакомый с реестром ЮНЕСКО, доедет по колдобинам до Тамгалы и будет возвращен за билетом в Узун-Агач?!
Представляется правильным, если руководство этим музеем, организация доступа и охраны будет доверено местному жителю из рядом расположенного села Карабастау,а туристические фирмы привозят сюда клиентов обычно со своим специализированным гидом.

     Третье, на что хотелось бы обратить внимание. Включение Тамгалы в ряд мировых достопримечательностей, на мой взгляд, не должно служить поводом для самоуспокоения ученых, а стимулом для дальнейших исследований.
Ведь район Гиза древнего Каира знаменит не только пирамидами и сфиксом, но и тем, что там продолжаюся новые поиски и находки, и зачастую не «узкими специалистами», а любознательными энтузиастами. И в комплексе Тамгалы, помимо основных центральных композиций, существуют многочисленные изображения на соседних холмах, представляющие не меньший интерес. И к ним не должен быть закрыт доступ для исследователей.
     Учитывая возросшее внимание людей к древнему искусству, в последнее время появился целый ряд публикаций по этой тематике. Среди них представляет особый интерес вышедшая в свет в 2002 году красочно иллюстрированная книга А.Н. Марьяшева и А.А. Горячева «Наскальные изображения Семиречья», в которой они отмечают, что святилище с рисунками в урочище Тамгалы является одним из наиболее ярких памятников наскального искусства. Авторы подробно описывают рисунки, общее количество которых в главном ущелье составляет несколько тысяч, условно разделив их на 7 групп.
     Среди петроглифов встречаются фигуры людей, животных, сцены охоты лучников с собаками, солярные знаки. Есть изображения брачных пар в эротических позах, воинов с оружием в руках, стельной коровы, женщины-роженицы и другие. Загадочными являются изображения солнцеголовых божеств, одно из которых – на быке (фото 1) является своего рода «визитной карточкой» этого уникального места. Да и «божество» ли это?! Может быть наши предки уже знали строение ближайшей части Вселенной. Ведь изображение головы этого существа очень напоминает Солнце, а внутри него 9 точек, а ведь именно столько планет имеет наша Солнечная система.

     В связи с тем, что определить время возникновения многих петроглифов очень сложно, даже с помощью радиоуглеродного анализа, а существующие источники порой по-разному объясняют смысл и предназначение рисунков на скалах, исследователи пытаются рассматривать скопления изображений в комплексе с другими археологическими памятниками - поселениями, могильниками и иными объективно существующими факторами.
     По причине этого хотелось бы обратить внимание специалистов на следующие наблюдения в том же ущелье Тамгалы. Внимательное рассмотрение скал в святилище с помощью современной видеоаппаратуры позволяет заметить не только плоские рисунки на относительно ровных поверхностях скал, но и некоторые объемные изображения, которые представлены на фотографиях. После обнаружения они видны и невооруженным глазом. На высокой скале у входа в ущелье отчетливо видно выпуклое изображение (фото 2), напоминающее голову некоего антропоморфного существа, которое мы условно назвали «хранителем тайн Тамгалы». При проведении съемок цифровой видеокамерой центральной композиции святилища, выше плиты, на которой имеется изображение всадника на лошади, обнаружен, будто высеченный на скале, объемный профиль человеческого лица высотой около 2 метров (фото 3). На сайте помещено только это фото, так его устройство позволяет поместить только 1 иллюстрацию.
Что же это? «Игра» природы, или следы оставленные не только древними художниками, но и скульпторами.

     Обращает на себя внимание еще следующее. То, что устойчивая к природным воздействиям темная поверхность камней, так называемая «патина», на которых выбиты рисунки, объясняется исследователями «пустынным солнечным загаром» скал – не совсем убедительно, так как покрытие это не однотонное, а ориентация расположения скал разная.
     Экспозиция плит петроглифов I и II группы в Тамгалы - западная, IV и VII групп – юго – западная, V и VI групп – северо-западная. А скалы III группы рисунков имеют южную ориентацию. Поверхность плит, на которых нанесены рисунки - не просто темная, а при детальном рассмотрении играет всеми оттенками разных цветов физического тела, подвергнувшегося сильнейшему термическому воздействию, которое могло произойти, например, при взрыве упавшего метеорита. На гранях скал, особенно на закате солнца, превалируют желто-оранжевый и сине-фиолетовые оттенки, вследствие чего, например, панно со сценой жертвоприношения быка является практически цветной картиной. Надо быть дальтоником, чтобы не видеть это.
Если такое, вполне вероятное событие, имело место быть, то грохот и свечение при падении крупного метеорита, сопровождаемый взрывом на месте падения с сильнейшим температурным перегревом скал могло привести к образованию на их поверхности прочного затемненного слоя. А само необычное явление природы послужить причиной выбора данной местности в качестве святилища. Косвенным подтверждением этого предположения является наличие в стратиграфических шурфах золистого, так называемого «пожарного» слоя на глубине около полутора метров (не в скалах, а в наносном грунте), относимого учеными к эпохе раннего железа, причем во всех местах комплекса, где они закладывались археологами.
     Во всяком случае, хотелось бы пожелать, чтобы при дальнейшем изучении наскальных рисунков, ученые обращали внимание на структуру и состав камней, на которые они нанесены, ориентацию цветовой гаммы «патины», стараясь понять истинные причины ее появления именно в этом месте и наличие каких-либо признаков вышеизложенной гипотезы.

     Относительно объемных форм изображений на скалах, по нашему мнению, не игнорирование, а напротив – акцентирование внимания на их наличие, даже если они являются природными образованиями, позволит, на наш взгляд, повысить зрелищность этого «художественного музея» как для специалистов, так и для любознательных туристов. Если же в будущем будет установлено, что эти, возможно природой созданные образы, скорректировала рука человеческая, то можно было бы их назвать, (с учетом отсутствия подходящих терминов), следующим образом: от греческого слова «petros» - «камень» и латинского слова «sculpo» - «вырезаю, высекаю» образовать термин « петроскульп » в отличие от «петроглифов» – плоских рисунков.

     Следующая цель данной публикации - показать необходимость правильной организации посещений и экскурсий в Тамгалы, которая позволит сохранить святилище для будущих поколений и явится мощным фактором формирования гуманного мировоззрения и патриотического воспитания. Ведь по свидетельству представителя организованной здесь малочисленной охраны еще не перевелись «любители старины», которые предпринимают попытки ломиками скалывать куски камней с древними рисунками с целью последующей продажи или оставляющие здесь свои «автографы».
     В связи с этим актуальным является введение здесь всех элементов познавательного экологического туризма с сочетанием введения крупных штрафов за нарушения и организацию цивилизованного использования памятников материальной культуры. Особенностью экологического туризма является обязательное условие сохранения в неизменном состоянии природных и культурно-этнографических объектов, формирование и у туристов, и у местного населения бережного отношения к достопримечательностям, как к источнику знаний и развития. Но при этом надо всегда помнить, что эта разновидность туризма не может быть просто приравнена к другим природно-ориентированным видам массового туризма, особенно активным, поведение посетителей здесь следует строго регламентировать.
      Ознакомлением туристов с Тамгалы должны заниматься только турфирмы имеющие специально подготовленных гидов, получившие лицензии на проведение экскурсий, которые могут профессионально дать познавательную информацию визитерам, обеспечить полную сохранность наскальных рисунков и окружающей среды, а также прохождение маршрута только по установленным тропам.

     Развитие экологического туризма в этом регионе (неподалеку от Тамгалы находятся еще два урочища с совершенно другими петроглифами - Каракыр и Сериктас), будет стимулировать развитие здесь инфраструктуры обслуживания, способствовать социальному и экономическому развитию этого региона, играть большую роль в экологическом и патриотическом воспитании населения, откроет миру наше историческое наследие.
     Но для этого необходимо создать все необходимые условия для цивилизованного доступа, дальнейшего изучения, сохранения и ознакомления широкой общественности с выдающимся памятником древней культуры, которым является Тамгалы.


Рецензии