Случай

Нина с раннего утра была не в духе. Вначале любимый мужчина ушел к более молодой пассии, потом выяснилось, что за ночь отключили горячую воду и ко всему этому холодильник оказался пуст.
- Мам, а можно я сегодня не пойду в школу? У меня горлышко болит…, - маленькая Маша положила ладошки себе на шею, просящее глядя на мать.
- Ага, сейчас! Маленькая лгунья, тебе лишь бы волынить! …
Маша вздохнула и стала медленно собираться. У нее действительно болело горло, но страх, который она ощущала при виде матери, победил. Есть было нечего, но она терпела, мечтая побыстрее дойти до ближайшей булочной и купить что-нибудь поесть.
- Собирайся скорее, гадина, - рявкнула Нина, подумав, что она вся на нервах из-за несправедливой судьбы. Дочь быстро оделась и уже ждала ее у двери.
- Что встала? – Нина подошла к ней и, схватив за ранец, вытолкнула ребенка на лестничную клетку. – Хочешь всем своим видом показать, что я медленно одеваюсь?
Мать никогда не провожала Машу до школы, потому что ее работа находилась в противоположной стороне и она ценила ее выше, чем то, как доберется дочь до места учебы.
- Чтоб после школы сразу бежала домой, - крикнула мать в сгорбленную от страха спину дочери, - а-то все уши оборву тебе, гадина!
Так она ежедневно напутствовала ее в школу, но сегодня ситуация изменилась.
Когда она произнесла свою обычную тираду, рядом раздался тихий старческий голос:
- Ах, ты, батюшки мои! Да разве так обращаются с детьми-то?
Нина резко обернулась. Недалеко от нее на скамейке сидел незнакомый старичок в потертом пальто.
- Вам-то что? – огрызнулась она. - Это мой ребенок. Что хочу, то и делаю! …
- Нет, не только ваше. Вы же мать, а значит должны любить свое дитя. А-то что же получается? – Где не ходишь, везде слышно, как мыть ругает своего ребенка. Кричит на него, унижает, бьет, матерится, курит при этом или еще хуже – выпивает. Разве это правильно? А вы со своей дочкой, как с собакой цепной. Маленькая она еще, неокрепший организм, хрупкая душа. И после этого вы хотите, чтобы она выросла хорошим человеком?
Нина уже собиралась уходить. Слушать незнакомого человека ей явно было тошно. Мимолетом взглянув на него с презрением, она повернулась к нему спиной, но старик не умолкал.
- Мы так много хотим от нашей молодежи и так мало для этого делаем. … Говорим, что умножилась беспризорность, и что увеличилась детская преступность, а-то, что сами себя ведем, извиняюсь, по-скотски, не замечаем.
- Послушайте, - Нине надоело слушать нравоучения, - идите своей дорогой и не лезьте ко мне со своими замечаниями! …
- Милая моя, поймите, что важнее душевного здоровья вашей дочери, для вас ничего не должно быть. Все ваши проблемы, если они есть – суета. Вы не боитесь, что когда вы состаритесь, ваша дочь будет также ругать или поднимать на вас руку, как вы сейчас на нее? Именно такими и вырастают дети, которые сами в детстве не имели любви и тепла со стороны семьи. …
- Да, пошли вы! – не выдержала Нина. - Зто моя жизнь. … Меня никто в детстве не жалел и я не буду. …
- Милая моя, это как раз то, о чем я вам и толкую! Вы мстите малышке за свое прошлое, в котором она нисколько не виновата! Знаете, если вы хотите получить истинную радость и уверенность в своем спокойном будущем, проявите хоть капельку любви и ласки к Машеньке. Она этого так ждет! …
Нина вскинула голову и подозрительно сказала:
- А откуда вы знаете как ее зовут? Она что, жаловалась вам на меня, мерзавка?!
- Это совсем неважно, Нина, - незнакомый старик улыбнулся. - Важно лишь то, что вас ждет в будущем, если вы не исправитесь.
Он подошел к изумленной Нине, взял ее за руку и сказал:
- Закройте глаза. Я покажу вам то, что будет, если вы не исправитесь. …
 Нина закрыла глаза и почувствовала, как земля исчезла из под ног. И в тот же момент она увидела какую-то старуху, до боли похожую на нее, которая лежала в своей кухне на полу, а возле нее стояла взрослая Маша. Лицо ее было перекошено от злости, в руке она держала нож.
- Если бы не твоя пенсия, давно бы скормила тебя псам, - сказала она.
Нина закричала, но ее никто не услышал.
- Что такое? Почему она меня не любит и так относится к своей матери? – зарыдала она и тут же услышала рядом голос незнакомца:
 - Нина, а вы сами разве не так себя ведете с ней сейчас?
… Когда Нина открыла глаза, она стояла на том же месте, где и встретила подозрительного старика. Вот только рядом с ней никого не было. Не о чем больше не думая, как о том, что она только что увидела, она побежала домой.
… Во второй половине дня,  когда Маша пришла из школы, она увидела свою поседевшую мать на кухне, плакавшую в полотенце.
- Мам, ты чего? – Маша подозрительно посмотрела на мать.
Но та ничего не отвечала. Тогда немного осмелевшая Маша подошла к ней и коснулась рукой ее плеча:
- Мамочка, что с тобой?
Нина подняла заплаканные глаза и крепко обняла изумленную дочь.
- Милая моя, простишь ли ты меня когда-нибудь за то, как я к тебе относилась?
- Ты о чем это, мам? – Маша сделала непонимающее лицо. - Ты у меня самая лучшая и я тебя очень люблю. …
… С тех пор никто никогда не слышал ни одного грубого слова от Нины в адрес своей дочери. Урок незнакомца она запомнила на всю жизнь. И лишь однажды она увидела этого старца потом в храме. … На иконе Николая Чудотворца.


Рецензии
Сильно! Впечатлило.

Денис Липовский   21.02.2008 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо.

Алексей Досков   21.02.2008 22:31   Заявить о нарушении