Возле власти
«Возле власти»
Очаровательная литвинка Елена Глинская покорила великого князя Василия III с первого взгляда. Недолго подумав, он велел постричь в монахини свою жену Соломонию, обвиняя её в бесплодии, и женился на молодой княжне. Но вскоре по Москве поползли упорные слухи, что у его сосланной в Суздальский монастырь отвергнутой жены родился сын…
Действительно ли Соломония родила наследника, которого так боялся спустя многие годы сын Елены Глинской Иоанн Грозный? Какова роль в судьбе Елены боярина Овчины, странно возвысившегося при ней? Почему Елена умерла так рано, оставив сиротами сыновей? Все ли казнённые ею действительно были виновны в изменах?
Автор-историк даёт уникальную версию ответов на эти и многие другие загадки истории того судьбоносного периода, определившего пути России на многие годы вперёд.
Повесть «Возле власти» была опубликована в 1993 году в журнале Московской организации писателей "Московский вестник" (1993, № 5-6). Настоящее издание – исправленное и дополненное автором.
Главы из повести "Возле власти"
Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители,
если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж.
(Псалом 126, 1)
Часть 1
Легенда и быль
В лето 7034. Князь великой Василий Иванович
постриже княгиню свою Соломонию, а Елену взят за себя,
а все то за наше согрешение, якоже написал апостол: иже
аще пустит жену свою, и оженится иною, прелюбы творит.
Псковская первая летопись.
Во времена нашего тогдашнего пребывания в
Московии некоторые утверждали нам за непреложную
истину, что Саломея родила сына, по имени Георгия,
но никому не желала показать ребенка.
С.Герберштейн. Записки о Московских делах.
1
В мыльне было темно и непривычно неуютно, влажный воздух душил запахами сырого дерева, трав и благовоний. Княгиня с трудом перевела дыхание. Или это волнение стеснило грудь? Она с усилием оторвала взгляд от черной сгорбленной фигуры старухи, что-то бормочущей над чаном с водой, и огляделась.
В неверном свете тоненькой свечки мыльня казалась таинственной и страшной, густые тени, словно живые, дрожали и шевелились за печкой и каменкой, под лавками и чанами: Соломония не велела зажигать фонарь, побоялась, что застанут ее в мыльне в неурочный час за занятием греховным, недозволенным.
- ...И пусть как вода сходит с лица, так перестанет и он держать сердце на великую княгиню свою... – расслышала она шепот старухи.
Ведунья еще ниже склонилась над чаном, простерла над ним скрюченные пальцы. Жуткими были ее согнутая фигура, скрипучее бормотание, темное морщинистое лицо с черными ямами глаз и беззубого рта.
Жутко, жутко стало великой княгине... Но тут колдунья замолкла, повернулась к ней и поклонилась.
- Дозволь, государыня, слово молвить! – прошамкала она, подобострастно глядя снизу вверх в красивое чернобровое лицо Соломонии.
Та кивнула.
- Коли будешь, государыня, этой водичкою умываться, будет тебя князь великий еще пуще любить, будет жаловать и сердца на тебя никакого держать не будет... Да и когда понесут к государю сорочку ли, порты ли, ты ручку свою белую в той воде омочи – и их охвати. А что сказывала тебе Стешка Рязанка, будто у тебя, государыня, детям не быть, так ты ей не верь! Разве ж она ворожея! Я вот над маслицем твоим пошептала, - колдунья показала на полок, где стояла маленькая золотая бочечка с розовым маслом, - ты им натирайся, все и сладится... А то еще средство есть, испробовать не хочешь ли? – старуха опасливо замолчала.
- Какое? Говори! – оживилась Соломония.
«Может быть, хоть эта поможет», – подумала она.
Колдунья развязала свой узелок и достала оттуда большую, с новорожденного ребенка, тряпичную куклу.
Соломония вздрогнула и отшатнулась. Глаза ее расширились.
- Уж это средство самое верное, - понизив голос, доверительно проговорила ворожея и неожиданно пронзительно взглянула на княгиню: - Коли не боишься, государыня?..
- Нет! – выдохнула Соломония, не в силах отвести испуганного взгляда от куклы.
- Заговоренная она, - зашептала колдунья. – Ты ее в опочивальне в укромном местечке положи, а как будешь спать ложиться, по головке ее погладь да и шепни: «Такого же ребеночка хочу!» Оно так и станется.
Старуха с поклоном положила куклу на лавку рядом с Соломонией. Княгиня, не отрываясь, все смотрела на куклу. У той были словно бы человеческие русые волосы, нарисованные голубые глаза, алый маленький рот и широкий яркий румянец. Одета она была в обыкновенную детскую длинную рубашонку. Соломония нерешительно протянула руку и осторожно, кончиками пальцев, коснулась ее волос: они были тонкие и мягкие, как у настоящего ребенка.
- Хорошо, - глухо произнесла она. – Иди. Настя тебя проводит.
Колдунья согнулась в поклоне и задом попятилась к двери, за которой в сенях ожидала ее невестка и наперсница великой княгини Анастасия Сабурова.
А Соломония долго еще смотрела на куклу, и постепенно настороженное лицо ее смягчилось и, отразив поочередно недоверие, колебание и робкую надежду, просветлело наконец в тихой улыбке. Она взяла куклу в руки...
Некогда великий князь Василий Иванович, царь и государь всея Руси, выбрал дворянку Соломонию Сабурову в жены из полутора тысяч боярышень и дворянок за красоту и статность. Прожил он с нею двадцать лет, но детей у них так и не было. И чем меньше оставалось у великого князя надежд стать отцом, тем холоднее и равнодушнее относился он к Соломонии. Ни молитвы, ни обеты, ни богомольные путешествия, ни тайное волхвование не помогали несчастной княгине. Не было наследника у царя и великого князя Василия Ивановича. Соломония, чувствуя над собою беду, в отчаянии готова была на все, лишь бы вернуть любовь мужа, спасти себя. От чего? Едва ли она и сама понимала это. Но только назойливая тревога предчувствия чего-то неотвратимого и грозного пугала ее своей неотступностью...
Очнувшись от раздумья, Соломония крадучись прошла через мыленные сени в опочивальню, спрятала куклу в ларец и, призвав комнатных девушек, сделала вид, будто только что проснулась. Девушки одели на нее поверх тонкой полотняной рубахи горничную рубаху лазоревого шелка и тяжелый малиновый летник, расшитый голубыми шелками, жемчугом и сапфирами. Потом они достали из резного ларца румяницу, белильницу, суремницу, ароматницу и десяток других чем-то наполненных золотых чашечек и расставили их перед Соломонией вместе с зеркалом.
Соломония убиралась в ожидании великого князя: в вечерние часы он поднимался иногда в терем своей княгини.
Убравшись, она омыла пальцы в заговоренной воде, которую верная Настя налила уже в умывальник...
2
А великий князь в это время слушал вечерню в Благовещенском соборе. Он стоял, по обыкновению, один по правую сторону от входа, опираясь на посох. Бояре столпились в отдалении, возле колонн. Вскоре окончилась служба, но великий князь все стоял, хмуро и неподвижно, погруженный в себя, и никто не трогался с места.
Василий III молил Бога о наследнике. Вновь и вновь думал он о том, что некому оставить ему трон и державу, что братья его и своими-то уделами управлять не могут, где уж им государством владеть! “Что станется с державою русской?!” – молился он, стараясь выразить всю силу своего отчаяния.
Василию было 45 лет, он был еще крепок и статен, а лицо его с тонким орлиным носом, высоким лбом и проницательным взглядом все еще было красиво, но мысли о близкой старости не давали ему покоя.
Между тем уже некоторое время что-то мешало ему сосредоточиться, хотя он и не осознавал этого. Наконец он окончательно отвлекся от молитвы и с досадою огляделся. Возле правой колонны стояли две женщины и, молясь, то и дело взглядывали на него. Старшая была одета в темное вдовье платье, а молодая... Досада Василия мигом исчезла: молодая боярышня была удивительно хороша.
Поймав его взгляд, обе женщины опустились на колени. То были просительницы. Князь милостиво кивнул – и они, поднявшись, нерешительно подошли.
- Кто такие? – спросил он.
- Глинского Василия сироты, - с легким акцентом ответила вдова, земно кланяясь.
Поклонилась и дочь. Василий не спускал с нее глаз. “Елена Глинская”, – понял он.
- Смилуйся, государь, - плачущим голосом заговорила Анна Глинская, - вели раба твоего Михайлу Глинского освободить, век за тебя Бога молить будем!.. Один он у нас опора да защита, тяжко нам, сиротам, без него!
Пока мать ее жалостно причитала, Елена, которая стояла, как и положено, потупясь, жарко разрумянилась под взглядом царя. Василий любовался нежными красками ее юного личика. Вдруг темные, длинные ее ресницы медленно поднялись, – и синие глаза взглянули в лицо царя мягко, проникновенно и томно. На мгновение взгляды их встретились. Василию показалось, что вся душа его сосредоточилась в этом взгляде. Голова его закружилась...
А в следующее мгновение Елена уже вновь вслед за матерью склонилась перед ним. Пушистый завиток ее пышной косы коснулся земли. Василий, как завороженный, смотрел на него. Ему вдруг почудилось, что он слышит пьянящий аромат ее легких волос.
Елена выпрямилась, но больше на него не взглянула, и блестящие, изогнутые ее ресницы, почти касаясь щек, ревниво прятали ту глубокую синеву, которую так хотелось снова увидеть Василию...
Ни одна русская девушка, выросшая в строгости теремных обычаев, не решилась бы на такое. Но Елена, литовская княжна, воспитанная в Москве матерью-полькой и европейски образованным дядей, бывшим подданным литовского короля Михаилом Глинским, соединяла в себе русский облик и иноземное вольномыслие.
Великий князь обещал подумать и отпустил просительниц. Он действительно задумался, глядя им вслед. Но не о судьбе Михаила Глинского думал князь: он думал о свежем личике литовской княжны, о сладостном притяжении ее синих глаз...
Потом вдруг тень набежала на его лицо, он нахмурился, стиснул посох и быстро, куда быстрее, чем следовало, вышел из храма. Длинными дворцовыми переходами шел он в терем великой княгини. Поступь его была тверда и решительна. Словно хотел он заставить себя о чем-то не думать...
Через два дня великокняжеская чета выехала на богомолье к чудотворцу Сергию умолять его о наследнике. ... ... ... ... ...
Свидетельство о публикации №208022100556
С уважением,
Максимилиан Чужак 09.10.2022 17:08 Заявить о нарушении
Валентина Ульянова 11.10.2022 01:05 Заявить о нарушении
Вещь мощная, желаю Вам писать историческую беллетристику и вообще беллетристику еще, причем для широкого читателя.
С искренним уважением,
Максимилиан Чужак 11.10.2022 08:27 Заявить о нарушении
Валентина Ульянова 22.03.2023 16:22 Заявить о нарушении
С уважением,
Максимилиан Чужак 22.03.2023 20:41 Заявить о нарушении
Мне показалось, или вы допускаете, что Иоанн и Юрий были на самом деле детьми Овчины? Здесь можно усомниться, ведь, судя по реконструкциям внешности, Иоанн очень похож на свою бабушку, Софию Палеолог. Но в художественном произведении автор вправе выдвигать свои версии событий.
Очень хочется почитать еще историческую беллетристику за вашим авторством.
С искренним уважением,
Максимилиан Чужак 23.03.2023 22:21 Заявить о нарушении
Вы правы по части истории. Я по образованию историк, школу источниковедческих исследований получила очень хорошую, и это мне пригодилось. Мои однокашники, среди которых ныне профессора и доктора, тоже оценили этот профессионализм в моей повести.
О правке. Я изменила только концовку, точнее - дописала три абзаца. Лет через десять после публикации в журнале московских писателей, я дописала концовку первой части, теперь - третьей. Так сказать, плоды умудрения годами и верой. )))
Ваш совет лёг на подготовленную почву. Позитив в художественном произведении - вещь бесценная. Катарсис, конечно, очищает и возвышает, но христиане знают значимость надежды.
Мне кажется, что только Богу известно, чьими детьми были сыновья Елены Глинской. Известные нам исторические факты не исключают обоих вариантов, и поэтому я не стала писать об этом определённо. Бог весть. Для меня это не имеет значения, потому что по сути ничего не меняет. Иоанн Грозный в любом случае был плодом преступления законов Божиих, с ужасными последствиями для всех. (
Примите мою искреннюю благодарность за Ваши советы и поддержку!
Валентина Ульянова 24.03.2023 14:12 Заявить о нарушении
Валентина Ульянова 24.03.2023 14:23 Заявить о нарушении
Что касается Ивана Грозного, то я не допускаю возможности, что чье-то появление на свет при греховных обстоятельствах может предопределить его путь, как преступника. Каждый человек одинаково дорог Богу и любим Им, как бы не согрешили его родители. Ведь мы несем ответственность исключительно за собственные грехи. Так и с Иваном 4 не все так однозначно. При том, что лично я считаю его негативной фигурой. Но смотреть на него глазами "Князя Серебряного", как на сумасшедшего маньяка, без всякого повода казнившего своих ангелоподобных приближенных-бояр, было бы ошибкой. Вы в своей повести показали эту "элиту" куда более правдиво. Все-таки, Иван, несмотря на свое совершенно трэшовое детство, сначала старался быть хорошим царем. Но после того, как бояре, отравившие чуть ли на его глазах его мать, отравили еще и его любимую жену - у него полностью "отказали тормоза". Творил ли он злодеяния? Да, безусловно. Но это возникло совсем не на ровном месте.
С уважением,
Максимилиан Чужак 25.03.2023 00:49 Заявить о нарушении
Я имела в виду не предопределение ко злу и греху, а повреждение души человека теми грехами, которые совершают родители. Грех разрушает всё вокруг. Неизбежно он разрушает и природу, души детей. Вспомните, как первородный грех разрушил природу всего человечества. Есть большая вероятность, что Грозный страдал, например, шизофренией, или что его психика была легко разрушима не только из-за трагедий его детства и молодости, но и от рождения.
И конечно, выбор есть всегда, поэтому мы и отвечаем только за свои грехи, а другие люди - за свои. Вот я как раз об этом и пишу в моих исторических повестях - в любых обстоятельствах можно сделать верный выбор, не отлучиться от Бога, и это определит судьбу и спасение.
Ступени у каждого свои. Вверх - или вниз они поведут - это нам решать, с помощью Божией.
Валентина Ульянова 25.03.2023 01:14 Заявить о нарушении
Да, возможно. Но выбор между добром и злом он сделал, как вы верно заметили, исключительно сам, своей свободной волей. Спастись может и шизофреник, и сын конченных грешников, кто угодно - если сам выберет путь к Богу, а не в противоположную сторону. Иной раз, я полагаю, психически нездоровому человеку спастись и легче, если он с терпением несет свой крест и последовательно борется с искушениями. Вспомним сына Грозного, Феодора Иоанновича, одной крови с ним, внука той же грешницы Елены Глинской, тоже человека достаточно нестандартного, который пошел путем благочестия, и вошел в историю, как царь-праведник.
С уважением,
Максимилиан Чужак 25.03.2023 01:27 Заявить о нарушении
Валентина Ульянова 25.03.2023 01:32 Заявить о нарушении
Свет Христов просвещает всех
http://proza.ru/2018/11/21/1097
Бог не судит детей за грехи родителей
http://proza.ru/2020/09/24/1187
Валентина Ульянова 25.03.2023 01:35 Заявить о нарушении
Кстати, как я уже писал, ваша повесть выше уровнем, чем 99,9% контента этого сайта. Ей хорошо бы стать достоянием широкого читателя. Но, если вы захотите ее как-то отрекламировать, чтобы ее больше читали хотя бы здесь, то я готов отдать вам свои баллы, их там у меня что-то около 10 000. Мне они все равно не нужны, и я был бы рад быть хоть чем-то полезен истинному литератору.
С уважением,
Максимилиан Чужак 25.03.2023 01:46 Заявить о нарушении
Валентина Ульянова 25.03.2023 02:05 Заявить о нарушении
С уважением,
Максимилиан Чужак 25.03.2023 02:45 Заявить о нарушении
Святитель Иоанн Златоуст о том, что грехи предков не вредят человеку:
“Из сей земли, - сказано, - вышел Ассур, и построил Ниневию” (ст. 11). Заметь здесь, между прочим, что нечестие предков не расстраивает вовсе нашу природу.
Вот эти ниневитяне, которые своим покаянием заслужили милосердие Божие и отклонили (произнесенный на них) приговор Господа, имели прародителем сперва Хама, этого оскорбителя своего отца, а потом Неврода, человека жестокого и гордого, от которого произошел Ассур.
Может быть, между ними были и другие, изнеженные и сластолюбивые люди, проводившие жизнь порочную и невоздержную, и преданные пьянству, смехотворству, шуткам и насмешкам.
Но так как ниневитяне захотели показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение свыше, что даже доныне прославляются за свой подвиг покаяния.
Итак, им-то будем и мы подражать, и, зная, что ни пороки предков не повредят нам, если только сами захотим быть внимательны, ни добродетели предков не принесут нам никакой пользы, если сами мы будем беспечны, - употребим все старание о добродетели и покажем во всем добрую свою волю, чтобы нам получить то же благословение, какое (получили) Сим и Иафет, и избавиться от проклятия и рабства, которому подвергся Ханаан, чтобы не быть нам рабами греха, но приобрести истинную свободу, и достигнуть неизреченных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 29
http://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Ioann_Zlatoust_Besedy_na_Knigu_Bytiya
Валентина Ульянова 24.07.2023 20:22 Заявить о нарушении
Искренне надеюсь на публикацию ваших новых произведений, с уважением,
Максимилиан Чужак 24.07.2023 21:41 Заявить о нарушении