Египтянин, или Обедня безбожника глава 13

       13

       ...Египтянин застонал и заплакал во сне. В комнате засуетились: " Промокла повязка... посмотреть..." Ему поднесли понюхать что-то с очень приятным запахом, который вскоре перешёл в жгучий, неприятный. Он не спал, но с закрытыми глазами смотрел цветные сны о своих последних днях.
       ...Вечером он с учениками сидел в доме за столом. Был праздник Пасхи. Учитель был грустен. "То, что обо мне, приходит к концу", - повторил он слова древнего пророка. И вдруг заметил за столом Иуду, раньше его не было. Они встретились глазами, и какая-то искра пробежала между ними. Египтянин сказал, не владея голосом: "Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, который предаст его. - И добавил: - И вот рука предающего меня со мною за столом". Ученики, как обычно, не поняли его слов, но Иуда тотчас встал и вышел из дому.
       Ему ещё дали время помолиться - ночь. И он горячо молился, чтобы страдания, его ожидающие, оказались недолгими. Душа его плакала и тосковала в одиночестве. Несколько раз он пытался разбудить кого-нибудь из учеников, - но нет, они спали, и он был один в эту мучительную ночь.
       ... Его осторожно, долго поворачивали на бок, это отозвалось резкой болью во всем теле, и неожиданно он полетел в какую-то глубину.
... Совсем маленьким мальчиком он идет с родителями по холмистой дороге в пустыне и хочет догнать крохотную зеленую ящерицу, она медленно бежит впереди, взбирается на холм. Ему очень нравятся отчётливые движения её цепких лапок и хвоста, к тому же ящерица часто повертывает головку, словно оглядывается на мальчика. Родители смеются, и ему самому тоже так смешно! Тут Египтянин заплакал, а совсем из другой жизни донеслись слова Марка: "Приходит в себя".
       ... Снова втирали пахучие масла и меняли повязки, а он лежал на спине и вздрагивал всем телом, и Марк этому радовался. Немного придя в себя, Египтяин едва слышно проговорил: " Хозяин, зачем по такому делу посылали младшего слугу? Ведь он ещё мальчик. Теперь ему придётся всю жизнь..."- он не договорил. Но Иосиф не ответил, а голос Марка сказал: "Всё идёт хорошо. Выпей это", - и он почувствовал горьковатую сладость гранатового сока. И снова впал в беспамятство, когда настоящее было несущественным , и только одно прошедшее несомненно имело значение.
       ...Тогда вошли стражники, с ними Иуда; Иуда больше не прятался по углам, а вдруг подошёл и поцеловал его, и тут даже ученики всё поняли. Египтянин сказал: " Иуда! Поцелуем ты предаёшь меня, Сына Человеческого?" , и Иуда своим смешно ломающимся голосом в ответ произнёс: "Как же много ты повидал! Расскажешь ещё что-нибудь сегодня вечером?" - нет, нет, это уже был бред, а бреда он не хотел допустить. "Мне уже лучше, -говорил он себе,- я ведь тогда воскрес." И открыл глаза. С ним в прохладной, полной чистого воздуха - как он любил - комнате были двое, Азор и Марк.
       Азор едва мог принудить себя смотреть в эти огромные несчастные глаза, окружённые синими тенями. Но Марк был озарён внутренним светом: он добился своего, вылечил, теперь поднимет на ноги. "Ты жив, -втолковывали они Египтянину, - разве это не самое главное? Чудо свершилось, ты воскрес! Через какое-то время сможешь ходить. Попробуй, согни колено, ты же можешь", - и он робко попытался исполнить это, но боль сразу усилилась и оглушила его, и он закрыл глаза.
       Египтянин знал, чего они хотят, и знал, они добьются своего, и ему придётся пойти к ученикам. "Я не готов к этому", - сказал он, и оба они поняли, что он имеет в виду.
       "В это самое время, - Марк опустил глаза, и Египтянин понял: время, когда он висел на столбе с перекладиной, - началось землетрясение". " Да? Прямо здесь, в городе? - спросил Египтянин, - У меня тогда было темно в глазах". "Всё вдруг потемнело, были сильные подземные толчки, на окраине попадали дома. В одном храме разорвалась надвое занавесь. Сейчас в городе толь"ко и говорят о тебе. Землетрясение тоже связывают с тобой."
Больной медленно осмысливал услышанное. "Если бы центр землетрясения был чуть ближе к Голгофе, казни могло не быть,"- закончил Марк, и Египтянин вообразил: дождь, ветер, неведомая сила выворачивает столбы, земля расступается, все в ужасе, и слышен чей-то вопль: "Бог- Отец спасает своего Сына! Освободите распятого!" Он смотрел на Марка и Азора, и те не уклонялись от его взгляда, все трое понимали в эти минуты одно и то же: да, землетрясение, на которое они так рассчитывали и надеялись , произошло и, действительно, сулило многое... И Египтянин простил их - и Марка, и Азора - за всё и даже за подосланного младшего слугу, - ведь всё равно, рано или поздно, его бы схватили по навету фарисеев, всё равно он ходил по лезвию ножа. А так - ведь центр землетрясения мог оказаться и ближе к Голгофе...
       На следующий день он согласился встать и выйти к ученикам.
       
       (Продолжение следует)


Рецензии