Это-перевод текста Гайнриха Гайне Путешествие из М

Г. Гайне «Путешествие из Мюнхена в Геную»

Я самый вежливый человек в мире. Мне хорошо удается никогда не быть грубым на этой земле, где есть так много невыносимых озорников, которые подсаживаются к тебе и начинают рассказывать свои страдания или, того хуже, читать стихи собственного сочинения. С истинным христианским терпением внимал я этим жалким ничтожествам, не выдавая даже взглядом, насколько изнемогала от тоски моя душа. Так же как кающийся брахман, отдающий свое тело на поедание паразитам, чтобы и эти божьи твари насытились, так часто и я дни напролет стойко и спокойно выслушивал этот ужасный сброд и только Ему, тому, кто вознаграждает добродетели, были слышны мои внутренние стоны.
Но также и жизненная мудрость требуют от нас быть вежливыми, а не молчать угрюмо, или тем более не отвечать сердито, когда какой-то обрюзглый коммерсант или худой владелец сырной лавки подсаживается к нам и начинает общеевропейскую светскую беседу словами: «Хорошая сегодня погода». Никогда неизвестно, когда снова придется встретиться с таким филистером, а он ведь может может горько отомстить нам за то, что мы не ответили вежливо: «Погода очень хорошая». И даже может случиться так, милий читатель, что на табльдоте в Касселе тебе придется сидеть возле уже упомянутого филистера, а именно, слева от него, а он—как раз тот человек, перед которым стоит миска с коричневыми карпами и который весело разделяет их; а поскольку он держит на тебя зло, то передает тарелки всегда направо, так что тебе не достается ни малейшего кусочка хвоста. И, ах! Ты—тот самый тринадцатый, который всегда боится сидеть слева от рыбообработчика, когда тарелки передаются вправо. А не получить карпа—большое горе, приближенное к потери национальной кокарды, возможно даже и большее. Филистер, который готовит тебе это зло, кроме того еще и издевается и предлагает тебе лавровые листики, которые остались в коричневом соусе;;ах! Ну чем могут помочь лавровые листики, когда там нету карпов!—а филистер подмигивает тебе глазиком и хихикает и шепчет: «Хорошая сегодня погода».
Ах, милая душа, а может также случиться так, что тебе придется лежать рядом с этим самым филистером на каком-нибуть церковном дворе, и услышишь ты, как раздастся звучание тромбонов Судного Дня и обратишься к своему соседу: «Милий друг, протяни мне любезно руку, чтобы я мог подняться. Моя левая нога затекла от этого проклятого длительного лежания». И заметишь ты тогда вдруг хорошо знакомую филистескую улыбку и услышишь насмешливый голос: «Хорошая сегодня погода».


Рецензии