Андрей Коровин о русской поэзии
Мне почему-то сразу вспомнилось, что было время, когда Некрасова вдруг посчитали выше Пушкина. И представилось, что спустя лет сто кто-то скажет: «А Вы знаете, истинным гением начала ХХI века был не Бахыт Кенжеев и не Александр Кабанов. Им была... и назовёт другое, совсем неожиданное для нас имя".
Бедный человеческий разум! Нам и без иерархии невыносимо (нет ориентиров, не на кого «равняться»). И с иерархией – тоже сложно: современность постоянно её «подмывает», а то и разрушает. Правда, нынче уже никого не сбрасывают «с парохода современности». Места под солнцем вроде хватает всем. Но вот постоянно кто-то норовит рассчитать поэтов на первый-второй. И это даже не оголтелая провокационность и стремление привлечь к себе внимание. Просто роль классиков постоянно меняется в зависимости от вектора жизни. И на какой-то момент поэт, считавшийся до этого второстепенным, может выйти на первый план. Как это произошло в своё время с Тютчевым. Да что там Тютчев! Подумайте только: самого Вильяма нашего Шекспира «забыли» на двести лет, точно герметичного Вильяма Блейка!
Что же касается коровинской теории, то у меня сложилось впечатление, что он её не выдумал, а «выстрадал», то есть что она находит действительный отклик в его душе. "Проблема" в том, что иные эпохи чересчур обильно плодоносят гениями, и трудно этих высококлассных поэтов рассчитать на первый-второй, даже для самого себя. Вон Кузмина в гении никто пока не жалует, кроме, может быть, «голубых», а скажите, пожалуйста, написал ли кто-нибудь в русской поэзии что-нибудь подобное его циклу верлибров «Александрийские песни» или его книге «Форель разбивает лёд»? А куда мы будем девать Ахматову, Цветаеву, Гумилёва, Пастернака, Мандельштама? Ведь они тоже были современниками Блока и Белого! И в это же время творили такие культовые поэты, как Есенин и Маяковский!
Так что давайте мы будем просто любить поэзию прошлых лет, находить ей отклики в нашем сердце – и не будем пытаться выстроить наших классиков по ранжиру. Хотя, например, французы тоже всё время пытаются это делать. И на вопрос, кто же лучший поэт Франции всех времён, сегодня порой, задумавшись, отвечают: «Увы, Гюго...»
Свидетельство о публикации №208022300279