Глория

Глория

Сегодня художник не ждал гостей… да он и прежде не ждал их… Заказов было немного: если не считать окорок для вывески в лавке мясника, за которым тот так и не пришел, то заказов не было вовсе…. Красный студень заходящего осеннего солнца слабо окрашивал пылинки на окне…. Свет уходил…. Юноша писал по привычке… это была мощенная улица. По ней каждое утро проходила дочь кожевника… тонкая стройная с глазами похожими на спелые маслины… с лилией в волосах….
- Ох, Глория!
Грифель в руке юноши рассеянно выводил лилию в волосах наскоро нарисованной девушки…. Нет……. Он не ждал гостей: их даже нечем было угостить… остался кусок хлеба да глоток вина…. Если мясник не придет за вывеской….
Дверь словно сама отворилась….. не уж-то заказчик…. На пороге сутулый худой мужчина с живыми синими глазами… на нем дорогое платье, подмышкой сверток….
- Добрый вечер, Сеньор Антонио…. – обратился незнакомец к юноше… С чего бы он был так почтителен с бедняком…..
- Добрый…. Вы от мясника? Ох, нет… конечно нет…..
- Нет, я не от него. – пришелец улыбнулся неожиданно белоснежным оскалом, так, что в мастерской вдруг точно ветер холодный подул…. – Я не от него, но я здесь синьор, чтоб предложить вам сделку лучше, чем роспись вывесок….
- Откуда Вы…
- Не спрашивайте, слушайте: Вы – Сеньор Антонио Риккардо Нуньес Баросса… 22 двух лет… сын ростовщика… окончили академию в Мадриде…. Росли без матери… теперь перебиваетесь грошовым заработком…. Верно?
- Так… - художнику показалось, что он не в мастерской, а в зале суда….
- А теперь слушайте…. – глаза этого странного человека впились в художника, в самое его сердце, словно две осы….
Гость развернул сверток: это было самое дивное изображение алтарной Мадонны…. Казалось она тянет к тебе живые руки, тепло которых можно было немедля ощутить…
- Чья эта картина?
- Ваша….
Юноша готов был громко рассмеяться. Он этого никогда не писал, и такого совершенства ему не создать никогда…. Но вместо смеха изо рта его вырвался крик – совершенный холст исчез….растаял в руках у пришлого колдуна…
- Она Ваша, Сеньор, - бесстрастно продолжил он… - Если поступите как я скажу, пойдете на сделку со мной…. Это полотно закажет вам ваш учитель из Мадрида через полгода…. И поверьте, не только оно породит вашу грядущую славу… Вы можете стать Великим творцом Сеньор, только слушайте и смотрите…
Мастерская, весь город, весь мир… все исчезло… Сквозь стук своего сердца художник слышал только эти слова… а во тьме перед его взором как бы из воздуха одно за другим ткались невероятные, великие полотна….
- Да и это все Ваше…. Только сделайте, как я скажу…
Не было сил не думать не говорить. Художник стоял в мраморном зале академии. Вокруг толпились молодые ученики…. На нем богатое платье… на него глядят словно на Святого… Он мэтр, мастер, их гений… и Это – не сон…
- Что я должен….. – он очнулся в мастерской… а перед ним вновь был гость, - продать Вам душу?
- Боже… ну что за вздор…. - Гость улыбнулся -…. я вовсе не Сатана, я только Знающий…. Но Вы правы… за все следует платить… Вы должны забыть о Глории. Да-да… Юноша… вы не зря грезите о ней… Эта девушка Любит Вас. Венчайтесь с ней… станете ростовщиком как отец…. 4ро детей, чудная семья, счастливая… но Больше… не надейтесь писать… Вы умрете бездарью….
Художник был рыбой выброшенной на берег…. Каждый глоток воздуха обжигал душу и изливался нежданными слезами…..
- Но я… её….
- Любите, знаю! Но вообразите: ради неё, Вы Жертвуете Своим Даром, Славой… Учениками, Многие из которых станут не менее велики…
- Вы Лжете….
-Нет… Это Вы лжете…. Себе…. У Вас уже есть эскиз к Мадонне, не так ли…
Действительно существовавший в тайне от всех эскиз вдруг развернулся в руках Знающего. Линии и цвета заплясали на нем, чтоб вновь воплотиться в Мадонну и растаять…
- Кто Вы?
- Я судьба…. Выбирайте: она – Знающий к ужасу Художника вдруг сделался Глорией (или её призраком?) – Или ваша слава… Я не могу вечно ждать… - в руках гостя сверкнули ниши песочных часов. Их песок сейчас хоронил жизнь юноши…
Он не помнил ничего….. ничего, кроме пронзившей его боли, и единственных слов, разрывавших ему грудь, но даривших возможность не задохнуться….
-Глория….Глория…..
- Я здесь… - вдруг раздалось в ответ… Это был её голос…. И вместе с ним возвратилась жизнь….
Девушка склонилась, чтоб сметить влажный компресс на лбу художника… У него был безумный жар третий день. С того времени, как она… возвращаясь домой услышала его крик, и нашла беднягу без памяти на полу тесной мастерской….
- А где он…?
- Кто?
- Знающий….
- Боже, ты ещё бредишь…
- Нет, мне легче… - на сердце юноши стало пусто. Все то был бред, но все ли?
- Обними меня… - прошептал он.
- Тебе не кажется, что ты торопишься – смутилась девушка.
- Нисколько, - отвечал он уверенно, - Нисколько не кажется!
23.05.2007
 
       


Рецензии