Ванечка

«Глаза – место встречи душ», - говорил один мудрец… Взгляд как лампа, с которой мы входим в чужую душу, чтобы ее обследовать и познать.
Николай Сербский


В 4 «а» классе шел урок. Мария Ивановна рассказывала ученикам о пользе цивилизации. Она приводила примеры о жизни людей, начиная с неандертальца и заканчивая современным человеком:
– Цивилизация – это благо, которым вы пользуетесь ежедневно. Представьте на миг, что было бы, если б вдруг исчезли электричество, водопровод, транспорт…
В это самое время открылась дверь, и в класс вошел Ванечка Морозов.
– Здравствуйте, Мария Ивановна! Извините за опоздание…
– Здравствуй, Ваня. Ты где задержался? – спросила учительница.
– Я задержался в гостях у неандертальцев, потом – в средневековье и, наконец, в Северной и Южной Америке.
– Как интересно! Может быть ты расскажешь классу, что ты там видел?
– С удовольствием, Мария Ивановна.
– Дети, будем слушать Ванечку Морозова? – обратилась учительница к классу.
– Будем! Будем! – дружно ответили ученики.
– Прошу, Ваня. Мы с интересом ждем твоего рассказа.
– Значит так. Поехали мы с папой в краеведческий музей. Там есть зал «Путь человека разумного длиною в 100 тысяч лет». Зашли мы в этот зал – и я ахнул! Прямо передо мной стоял атлетически сложенный неандерталец. Его пристальный взгляд светился силой и смелостью. Получилось так, что я задержался в этом зале и остался один на один с моим далеким предком. И вдруг я затылком почувствовал чей-то тяжелый взгляд! Мурашки побежали по моей спине... Поворачиваю голову – и вижу шамана с бубном. Шаман был из другой эпохи – поближе к нашей. И смотрит он оттуда, из своего времени, на меня своими щелками глаз и чуть заметно улыбается… «Уф! Чертовщина какая-то», – успел я подумать.
– Нисколечко, молодой человек, – вдруг сказал шаман. – Черти здесь не при чём. Хочешь ли, Ваня, побывать в прошлом и сравнить его с настоящим?
– Очень хочу! – говорю. – Да только чего же тут сравнивать? То, что есть сейчас – тогда и в помине не было.
– Ты, я вижу, умный мальчик. Я бы посоветовал тебе сравнить всего лишь две вещи: природу, в которой живет человек, и глаза человека, которые говорят о многом… Подойди ко мне, малыш, и прикоснись к моему бубну.
И вот я подошел к «экспонату» и потрогал его бубен. Тут шаман вдруг пришел в движение. Сначала медленно, а потом всё быстрее стал исполнять диковинный танец. В зале, где мы находились, стал сгущаться туман. Вдруг наступила тишина, а туман постепенно рассеялся. Кто-то шепнул мне на ухо: «Ты погружен в прошлое на глубину 60 тысяч лет»... В этот момент я неожиданно увидел живого неандертальца! Он шел по тропинке с тяжелой дубинкой в руке. Древний человек внимательно вглядывался в заросли незнакомых мне кустарников. Я поглядел в ту же сторону и, к своему ужасу, увидел там пещерного льва, готового в любой момент напасть на охотника. К счастью, все закончилось благополучно: неандерталец не испугался хищника и, ловко орудуя дубинкой, прогнал зверя прочь. Древний человек прошел от меня так близко, что я увидел его глаза. В его взгляде был азарт и любопытство. Потом, вспомнив наказ шамана, я обратил внимание на природу. Она была прекрасна! Вокруг зеленая трава, раскидистые дубы, множество цветов, совершенно чистые реки, каких сейчас уж нет. Что касается животного мира – то такого разнообразия я не видел даже в зоопарке! Дышалось легко, и от избытка чувств я побежал, куда глаза глядят. Даже показалось, что мои ноги стали настолько быстры, что меня не догнала бы и самая прыткая из лошадей. А сколько новых и необычных запахов окружало меня! Сколько звериных следов, птичьих голосов! Удивлению моему не было предела.
«Хватит развлекаться!» – услыхал я голос шамана. – «Нам пора в средневековье». Сверкнула молния, и в тот же миг я оказался на площади средневекового городка. Дома и их ограды сложены из камня. Было раннее утро, и горожане еще спали. Показался одинокий прохожий. Я обратил внимание на его глаза: в них была задумчивость. Что же касается природы, то она, также как и в древности, была прекрасна. Только диких животных стало меньше в десятки раз. Многие из них вообще исчезли с лица Земли. Вместо грациозных газелей появились неуклюжие коровы и вездесущие овцы. Но арена жизни человека всё еще оставалась богатой и гармоничной. «Окультуренные» ландшафты не довлели над дикой природой. И наоборот, дикая природа не шла войной против человека.
– Пора возвращаться в своё время! – крикнул шаман и ударил в бубен.
Вновь сверкнула молния, и я оказался в грязном городке какого-то американского мегаполиса. Я шел вдоль улицы и видел развязных молодых людей. Они курили модные сигареты, пили возбуждающие напитки, приставали к прохожим. Я посмотрел в лицо идущего навстречу мне старика и увидел в его глазах страх! Что же касается природы, то в этом пригороде её просто не было. В воздухе витал запах помоек и выхлопных газов, а в реке – не только запрещено пить, но и купаться. Совсем не слышалось пения птиц. Из животных остались бродячие собаки, крысы и вороны. От городского шума у меня закружилась голова...
– А теперь, я перенесу тебя в оазис, где живут избранные, – сказал шаман.
И тут же я увидел совершенно иную картину: искусственный водоем с неестественно синей водой и плавающими лебедями, выложенную белым камнем тропинку, по которой прогуливалась девушка в стильном купальнике. Вокруг – подстриженные под «бокс» деревья и пластмассовая трава. Тут ко мне подскочил охранник с резиновой дубинкой в руках. Я взглянул в его глаза и ужаснулся: столько жестокости и ненависти я еще не видел ни у кого.
– Как ты сюда попал? – властно спросил он и взял меня за шиворот…
Вовремя вмешался шаман:
– Эксперимент окончен! – крикнул он и торопливо ударил в бубен.
И вот я снова в музейном зале. И чувствую, что кто-то трясет меня за плечо. Оглядываюсь – и вижу своего отца…
– Вот по этой причине, Мария Ивановна, я опоздал на урок.
– Ох, Ванечка, – вздохнула учительница, – ты совершенно сломал моё мировоззрение… Наверное, за каждый шаг цивилизации, людям приходится платить очень дорогую цену. А вы, дети, в какой эпохе хотели бы жить?
– Хотим к неандертальцам! – дружно ответил класс.
– «Устами младенцев глаголет истина»… Но, к сожалению, это невозможно, – сказала учительница. – Но вы можете и в наше время кое-что изменить к лучшему. У людей появилась новая наука – экология. Ее главная надежда – молодое поколение людей, которые борются за сохранение природы. Борцов за природу называют экологами.
– Когда я вырасту, – сказал Ванечка, – я обязательно буду экологом.
– И я!
– И я!.... – послышались голоса в классе.
Молчала только Мария Ивановна. И на её глазах почему-то появились слезинки. Ванечка посмотрел в эти глаза и увидел в них надежду.


Рецензии
А ещё экологов называют хулиганами, бандитами, экстремистами и прочими "нехорошими" словами. Жаль, но от экологов ничего не зависит, нужно ломать власть, закон. Надо двуногих хищников в человеческом обличии загнать в резервации - отдельно мужчин, отдельно женщин, чтоб не могли размножаться.

Александр Охотин   29.01.2012 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.