Творческая личность в сказах П. П. Бажова

       В таланте, данном человеку (кем?), часто прослеживается мистический момент.
       БОльшая часть людей ведёт спокойный образ обывателя, производя и потребляя только то, что предназначено природой в назначенные сроки. Но почему-то во все времена существовали люди, чьим предназначением становилось творчество, и порой настолько, что прочие события жизни уходили от такого человека на второй план. Однако, по моему убеждению, человек, умело сочетающий в себе земное и духовное (одно время наши современники приходили к выводу, что в жизни нужно чем-то жертвовать!), так вот, только человек, не жертвующий ничем, а использующий весь свой творческий и жизненный потенциал заслуживает глубокого уважения и почтения. И к такого рода художникам (в высоком смысле этого слова) можно отнести писателя Павла Петровича Бажова.
       На мой взгляд, писательский дар, если и не заложен в человека с рождения, то по крайней мере призвание к нему определяется довольно рано. Что до писательского дара П.П.Бажова, то если судить по его биографическим данным, можно заметить. что духовный путь писателя - это не только и столько революция,она лишь создаёт социальный фон, обостряет мотив социального неравенства, уже многократно акцентированный в фольклоре. Писателя П.П.Бажова сделала писателем его собственная жизнь: "...родился на Урале в семье потомственных горнозаводских мастеров" *). Основная тема его будущих произведений почерпнута ещё из детских впечатлений, а они, по утверждениям современных психологов, самые сильные.
       Павел Бажов получил до революции духовное образование в Екатеринбургском духовном училище (1889-1893) и Пермской духовной семинарии (1893-1899). Смею утверждать, что духовное образование играет немаловажную роль в становлении личности человека вообще, а в особенности - художника. Конечно, в каждой религии своя мера духовности, основные нравственные критерии, по которым учится человек, вступающий в жизнь. Именно потому и считаю факт духовного образования важной вехой в становлении личности писателя.
       По окончании духовной академии П.П.Бажов работал учителем в начальной школе, затем преподавал русский язык и литературу в Камышлове. **) Последний факт биографии только подтверждает любовь будущего писателя к родному языку, а умение владеть им и дальнейшее совершенствование проявилось уже после известных событий 1917 года, когда П.П.Бажов работал журналистом в камышлове и Свердловске. ***) Журналистика очень часто служила тропинкой к дороге в Большую Литературу (разумеется, при наличии писательского таланта!). Так, формируя свой авторский стиль и язык, Бажов постепенно от журналистских очерков и автобиографических повестей переходит к основному своему неповторимому циклу уральских сказов "Малахитовая шкатулка".
 Среди сказов "Малахитовой шкатулки" особое место занимают сказы о чете мастеров-умельцев: "Каменный цветок", "Горный мастер" и "Хрупкая веточка".

       Некому было передать своё мастерство бездетному деду Прокопьичу, а просто так, по господскому указу учеников брать не хотел - это ли не свобода творчества?!.
       А чем Прокопьичу приглянулся Данилка-Недокормыш?.. Разве тем, что "худ больно"?!. Так ведь Данилка из той породы людей, о которых говорят: "Не от мира сего!" "Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет!"****) А, поддрастая и потихонечку вникая в дедову науку, Данилка, сам того не подозревая, и открыл то, что люди называют талантом: "На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Видишь, узор тут, а его срежут." ****) В этом будет проявляться и дальнейшее кредо мастера. Показать всю красоту живой природы, сохранив живую силу камня. Не для барина он будет стараться, делая дурман-чашу, да и не в честолюбии мастера дело, а именно в цели показать живую силу камня.
       Хозяйка Медной Горы в сказах выступает скорее не как фольклорный образ "нечистой силы", а по-моему чем-то вроде музы мастера. И метание Данилы между земной жизнью (невестой катериной) и творчеством ( Хозяйкой Медной Горы с её Каменным Цветком, поначалу так недоступным Даниле из-за нехватки мастерства, опыта, разума) - это не что иное, как искание художника, то, что порой называют "творческим кризисом".
       Потому в этих сказах наиболее сильно и ярко в противоположность образу Хозяйки Медной горы выступает образ катерины - девушки, которая не просто борется за свою любовь, а готова на любые жертвы ради своего мастера: сносит смешкИ и сплетни, переселяется жить к хромому Прокопьичу, пытается освоить ремесло своего любимого... В этом месте наиболее ярко подчёркивается сущность женского творчества: выпиливая бляшки и пуговицы, Катя чувствует, будто Данила ей весточку подаёт. не потому ли Хозяйка и отпускает влюблённых с миром, потому что видит, насколько сильна эта земная любовь, насколько краше она её Каменного Цветка. как писал Н.Бердяев: "Настоящая любовь - редкий цветок." Потому и оставляет Хозяйка в памяти Данилы всё, что он в её садах увидел. Не сможет подобный мастер злоупотребить гостеприимством!..
 Один из сыновей Данилы и Катерины - горбатенький Митя - тоже стал мастером, но как представитель молодого поколения, более непримиримый к социальному неравенству. в сказе о нём не упомянута Хозяйка Медной Горы, но некоторый мистический элемент исчезновения Мити и его подружки всё же присутствует. После отмщения барину за испорченную поделку (Митя "хряснул барина набалдашником по лбу"), Митя вышел и исчез, не видели также и девчонки, его подружки.
       Читавший ранние сказы поначалу может подумать. что дело опять связано с Хозяйкой Медной Горы - уж очень по-сказочному опять восторжествовала справедливость, но здравый смысл по прочтении "Хрупкой веточки" предлагает читателю тысячи вариантов, куда мог скрыться Митя с подружкой... Мне думается, такое non finito не случайно.

       В своих "Уральских сказах" автор выступает скорее в роли фольклориста-собирателя, пересказчика сказов, но это лишь один из образов, хотя в какой-то мере центральный, нарочито созданный самим автором. Зачем? Думаю, что этот приём был необходим автору именно для раскрытия перед всеми красоты того родного языка, который он слышал с детства. Его размышления в сказах о подлинном мастерстве, о творчестве сопряжены с собственным опытом, с собственными исканиями. О назначении сказки П.П.Бажов так писал в своём дневнике: "Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. По этим дорогим зёрнышкам люди наших дней въявь увидят начало пути, и напомнить это надо. (...) Что ныне ведомо всякому, то большим пОтом и трудом прадедам досталось, да и выдумки требовало, да ещё такой, что и теперь дивиться приходится."*****)

 *) Ерёмин В. Послесловие // Бажов П.П. Уральские сказы. - М., 1976. - С.427

 **) Там же. - С.428.

 ***) Там же. - С.429.

 ****)Бажов П.П. Каменный цветок // Бажов П.П. уральские сказы. - М., 1976. - С.156.
 
 *****) Бажов П.П. уральские сказы. - М., 1976. - С.433.


Рецензии
Спасибо, интересное эссе. Хозяйка Медной Горы с детства входит в наш мир.
"Хозяйка Медной Горы в сказах выступает скорее не как фольклорный образ "нечистой силы", а по-моему чем-то вроде музы мастера. И метание Данилы между земной жизнью (невестой Катериной) и творчеством ( Хозяйкой Медной Горы с её Каменным Цветком, поначалу так недоступным Даниле из-за нехватки мастерства, опыта, разума) - это не что иное, как искание художника..."
Можно согласиться с таким предположением. Глубокое проникновение в тайны мастерства и мастера.

Валентина Томашевская   13.11.2021 15:40     Заявить о нарушении
Это мой реферат по детской литературе. Там внизу пометка. Спасибо!

Вера Сергеевна Мещерская   20.11.2021 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.