Родственные души, заключительная часть
Но не Волохов.
Хищник просто не успевает постигнуть тайну сострадания, его значения и, значимости, если угодно. Как бы ни был полезен лесу, в том числе – и «лесу человеческого сосуществования» (случающемуся ещё на пути «первопроходцев»), волк, он остаётся им, а не пресловутым «санитаром леса». Развенчав, во имя истины, человека в один сплошной животный организм, он, не видел в чувствах ничего, кроме ряда кратковременных встреч и грубых наслаждений: «самый процесс жизни он выдавал и за её конечную цель», отрицая в нём – человеке – ЧЕЛОВЕКА С ДУШОЙ, с правами на бессмертие.
Многое не достигло Райского, ускользнуло и подготовило эту трагедию, но больше и открылось, позволило «прозреть»!
«Моё дело – формы, внешняя, ударяющая на нервы красота! – понимает однажды Борис Павлович. – Долго блуждал я в темноте и чуть не сделался самоубийцей, то есть чуть не сгубил своего дарования, ставши на ложный путь!
…Не по натуре мне вдумываться в сложный механизм жизни! Я пластик, повторяю: моё дело только видеть красоту – и простодушно, «не мудрствуя лукаво», отражать её в создании…»
От пера, Райский решает обратиться к скульптуре, находя в ней своё истинное призвание. Он продолжает постигать, стремиться вперёд. И здесь, вдруг, а быть может и – не вдруг, а закономерно, вырисовывается его очевидная противоположность Марку, для которого личные односторонние и поверхностные суждения предстают в свете совершеннейшей непогрешимости, «новой грядущей силой»; для которого всё давно – ясно и понятно. Если Райский, Марфенька, Вера, и, Татьяна Марковна, - шли по жизни опираясь на «старое» учение, обещающее – бессмертие в будущем и, в залог этого обещания, дающее в настоящем просимое всякому кто просит, кто стучится, кто ищет, то «новое» учение «прогрессивного реформиста» - Волохова, сулило по-прежнему ту же жизнь но с уничижениями, разочарованиями, и смертью и тленом – впереди. Согласно его мироощущению, обольстившемуся, на самом-то деле, буквою добродетельного опыта прошлых поколений без проникновения в дух и глубину старого учения, люди, куда раньше истребили бы друг друга, не оставляя никому и ничему ни капли надежды на спасение, величаво называющееся – Жизнью! – Счастьем! – Любовью!
«Пристань и причал» всех волоховых – разложение! И, прежде всего, разложение – духовное. В то время, как «путеводной нитью жизни» четырёх родственных душ Малиновки, связанных той крепкой связью «от которой только человеку и бывает хорошо – как ни от чего не бывает, и от неё же бывает иногда больно, как ни от чего, когда судьба неласково дотронется до такой связи», является – сама жизнь, несущая в трудах и муках: и наслаждение, и искусство.
В низменности, в искажённо-извращённых инстинктах мира живого, но, животного(!) – равны все. Решающим же и оправдывающим подобную неизбежность, предотвращающим иногда даже, остаётся на века – неутомимое самопознание и, самообладание как итог, на пороге приобретения Разума. На пороге – новых и новых открытий. И в этом движении – жизнь! Коренное отличие Добра от Зла; Души от Тела; Райского от Волохова… Сплочение уже не одних лишь родственных уз, но и уз душевных. – Непосредственности Марфеньки и выстраданной жертвенности свободолюбивой Веры, нежной мудрости бабушки и самоотверженного поиска места Творчества в жизни братом и внуком, пламенного огня мысли и чувственной теплоты сердца.
«Великая любовь неразлучна с глубоким умом: широта ума равняется глубине сердца – оттого крайних вершин гуманности достигают только великие сердца – они же и великие умы!» - И. А. Гончаров.
«Научиться любить человека – это значит постичь секрет жизни. Самое главное в этом. Любовь – синоним счастья», отец Александр Мень.
Свидетельство о публикации №208022400371
Восхищена! С пожеланием благодатных, вдохновенных сил! Обнимаю - Тая:)
Азиза 08.02.2011 08:44 Заявить о нарушении