Петроглифы у села Дардамты

       (статья была опубликована в газетах «Новое поколение» №3 от 20.01.06 г.
       и «Аргументы и факты Казахстан» №8, 2006 г.)

     Принятие в 2004 году решения ЮНЕСКО о включении комплекса Тамгалы в Список всемирного наследия дает новый импульс дальнейшему изучению памятников истории и культуры нашей страны. Ведь петроглифы, наряду с художественной ценностью, вкупе с другими археологическими свидетельствами, позволяют лучше понять историю развития края в древности.
     В связи с тем, что у автора этих строк, как, пожалуй, у многих патриотично настроенных казахстанцев, проявился большой интерес к историческим памятникам родины, он за последние годы объездил в свободное время многие древние и природные достопримечательности Южного Казахстана и Семиречья, в том числе, малоизвестные. Были тщательно обследованы и засняты на фото и видео, к примеру, городище Акыртас и наскальные рисунки в горах Хантау Жамбылской области, в ЮКО - святилища Баба Туктышаш Азиз с целебными источниками, Жылак Ата с «плачущими» склонами крутого берега реки и Гайып Ирен кырык шилтен, где путь паломников проходит через громадную, но узкую щель в скале, «зажимающую грешников», и высвобождающую пленников после того, как они, вознеся руки к небу, покаются в своих неправедных деяниях, а также крупные скопления петроглифов - Каракыр, Сериктас, в ущелье Теректы у села Бигаш Алматинской области и другие.

     С целью привлечения внимания заинтересованных специалистов хочу поделиться информацией о неописанном в литературе интересном скоплении наскальных рисунков у села Дардамты Уйгурского района Алматинской области. Место это, именуемое местными жителями Тамгалы Тас, мне показал Данияр Масимов, зять известного в тех краях егеря Руслана Антекова.
     Отъехав от села Дардамты около пяти километров на юг в направлении хребта Кетмень, мы оставили машину на правом берегу небольшой реки, перешли водную преграду по «мостику», которым служил ствол достаточно толстого, диаметром около метра, упавшего дерева и прошли пешком в западном направлении примерно три километра. Ориентиром нашего маршрута служила гора под названием «Орік шокы» («Урючная сопка») на вершине которой действительно растут несколько деревьев дикого урюка.
     Наконец перед нами открылась широкая ложбина с правой стороны которой ярусами были расположены ряды почти вертикальных скал, слегка покрытые темной «патиной».
     В центре всей этой «выставочной композиции» особенно эффектно смотрелась картина с изображением стада лосей с высокими ветвистыми рогами, которые и поныне обитают в ельниках Кетменьского хребта, и горных козлов. В изобилии встречаются высеченные в камне сцены охоты людей на животных, очень грациозными и простыми линиями, как на картинах Пикассо, изображены олени, мастерски выполненные в прыжке, будто в полете. Кроме контурных, простых рисунков, встречаются также объемные художественные изваяния верблюдов, оленей. Динамично представлены сцены случки животных, нападения волков (они и сейчас стаями водятся в этой местности) на людей. Караваны верблюдов, в том числе с всадниками и поклажей на спинах, свидетельствует о том, что живописцы того времени уже пользовались этим видом «транспорта».

     Вся эта своеобразная многоярусная картинная галерея, с расположенной перед ней просторной ровной площадкой, видимо служила в древние века своего рода местом, где проводились определенные обряды, так как изображения даже на верхнем ярусе скал выполнены так, что хорошо просматриваются прямо с земли.
К великому сожалению, часть рисунков подвержена не только естественному разрушению, но и исцарапана именами местных озорников, не понимающих ценности и необходимости сохранения этих исторических памятников. Приезжих же людей, интересовавшихся петроглифами, по уверению егеря Р. Антекова, он не встречал за всю свою более чем полувековую жизнь в этом селе. Наверное, это произошло отчасти оттого, что Дардамтинский Тамгалы Тас находится в стороне, даже от проселочной дороги, и здесь бывают в основном только чабаны, да местные искатели приключений.
На мой взгляд, скопление наскальных рисунков у села Дардамты заслуживает изучения специалистами в этой области, археологами, художниками и будет интересно любителям достопримечательностей Казахстана.

     Учитывая, что в настоящее время Правительством Республики уделяется большое внимание развитию туристического бизнеса, хочется акцентировать внимание на перспективность этого, пока еще мало освоенного турфирмами, региона Уйгурского района.
     Чуть восточнее села Дардамты, прямо у трассы, идущей в сторону границы с Китаем на таможню Кольжат, находится целый ряд горячих водоисточников, которые активно осваиваются местным населением. Во многих домах имеются ванны и бассейны с целебной водой для приезжих, где они могут устроиться и на ночлег. Построил здесь водолечебницу и вездесущий «Бахус». Завершается освоение новым владельцем крупного санатория, строительство которого было начато еще в советское время и заброшено в годы «перестройки».
     Всего в четырнадцати километрах к северу от трассы расположена пристань «Дубинская», с которой открывается широкая панорама верховья Или с очень разнообразным растительным и животным миром.
     Если же с трассы повернуть на юг перед поворотом на село Кетмень, через двадцать километров можно попасть в большую Пещеру Назугум. На белой мраморной стеле, установленной внутри укрытия, высечена надпись: «В этой пещере скрывалась от преследования манчжурско-китайских захватчиков национальная героиня уйгурского народа Назугум (1800-1830), отдавшая жизнь за честь и свободу Родины». Тут же приведены слова народной пословицы: «У народа выбора нет: Рабству предпочтет смерть». В свое время это укромное место, которое неожиданно открывается в виде глубокой расщелины среди степи, на дне которой бежит речка и растут вдоль русла высокие деревья, которых не видно издалека, наверное было достаточно посещаемым – с места парковки машины вниз идут бетонные ступени, они же затем ведут через мостик внутрь пещеры.
     Обращает на себя внимание, что вода у берегов реки как бы окровавлена, окрашена в багрово-красный цвет - оказывается такой цвет ей придают извиваемые течением вдоль берегов пурпурные водоросли.

     Кстати, у селения Дардамты, по пути на местный Тамгалы Тас, тоже есть очень большая пещера, в которую может одновременно войти несколько десятков человек, которая называется «Асан унгур», с засыпанными боковыми ответвлениями. Экскурсия к этому месту может также представить интерес любителям активного отдыха.
Даже в рамках двух - трехдневной поездки можно охватить посещением вышеназванные природные и исторические достопримечательности, а на обратном пути заехать на «Деревянное озеро», находящееся в двадцати километрах севернее Чунджи. Дорога к нему ведет между селениями Таскарасу и Шарын. Это прекрасное место для рыбалки, охоты и наблюдения за различными видами водоплавающих птиц. С одной стороны озеро окружают барханы, с другой густые заросли камыша с отдельно стоящими деревьями с причудливой формой стволов (реликтовый тополь-туранга). На этом же маршруте находится и знаменитая «Ясеневая роща», возраст которой начисляется миллионами лет, с десятками различных видов флоры и фауны.
     И все-таки основным объектом данного повествования остаются петроглифы у села Дардамты. Хотелось бы, чтобы его посетили ученые института памятников материальной культуры, археологи, художники, туристы. Чтобы были предприняты меры со стороны органов местной власти (акимата, лесхоза) по установке хотя бы плакатов, призывающих «чрезмерно активных» посетителей этого музея под открытым небом воздержаться от оставления своих «автографов» на древних наскальных рисунках представляющих историческую и художественную ценность. Надеюсь, что данная информация о малоизвестных объектах восточной части Алматинской области активизирует деятельность специалистов и туристических фирм в этом направлении и, как следствие, приведет к развитию инфраструктуры, сервисных точек в сельской местности, в которой помимо замечательной природы Семиречья, посетители могут получить интересные и содержательные знания о родном крае.



Рецензии
Хороши петроглифы, чувствуется атмосфера далекого прошлого.
С уважением,

Любовь Царькова   19.12.2023 09:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.