Прощание с Каппелем

       REX LUPUS DEUS     


       Когда Россию захватили
       И на растленье обрекли,
       Не все России изменили,
       Не все в предатели пошли.

       Владимир Солоухин.

 
       13 января 2007 года автору не только было поручено стоять в оцеплении (вместе с другими чинами «цветных частей» военно-исторических объединений Московского имени генерал-майора Петра Федоровича Космолинского корпуса при Центральном Совете Военно-Исторической Комиссии Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры), но и выпала высокая честь нести почетный караул при гробе генерала Каппеля в главном монастырском храме во время панихиды, в качестве представителя «корниловцев». В почетном карауле стояли также представители «марковцев», «алексеевцев» и «дроздовцев».

       В силу оставшегося для всех нас не совсем понятным стечения обстоятельств, среди многочисленных представителей военно-исторических объединений, съехавшихся на церемонию перезахоронения останков доблестного Рыцаря Белой Идеи, чей образ стал поистине «архетипом белогвардейца», было с избытком «корниловцев», «дроздовцев», «марковцев», «самурцев», казаков самых различных станиц и войск, множество лиц, обмундированных в форму Российской Императорской армии на Великую войну – было даже несколько «северо-западников», в частности, «ливенцев», но почему-то совсем не видно было представителей «сибиряков», войск Верховного Правителя России адмирала Колчака. Это показалось тем более странным, что в предыдущие годы на ряде военно-исторических мероприятий, посвященных реконструкции боев времен Гражданской войны 1917-1922 гг. (в частности, во Фрязино в 1998 году), при освящении часовни Святого Великомученика и Победоносца Георгия на месте московского Братского кладбища героев Великой войны (на территории современного Ленинградского парка) и в других местах «каппелевцы» участвовали целыми подразделениями!

       Народу на перезахоронение съехалось необычайно много, так что, стоя в оцеплении, пришлось изрядно попотеть - как в переносном, так и в буквальном смысле слова. Правда, в отличие от перезахоронения четы Деникиных и Ильиных, вице-спикер Государственной Думы г-жа Любовь Слиска не почтила торжественную церемонию своим присутствием. Но недостатка в заслуженных людях, тем не менее, отнюдь не ощущалось.

      Мне запомнились в толпе лица гг. Королева-Перелешина из «Союза потомков российского дворянства» и Амосова из независимого партнерства (издательства) «Посев», Старосты Опричного Орденского Братства Святого Преподобного Иосифа Волоцкого Анатолия Макеева, «певца во стане белых воинов» - барда Михаила Устинова, начальника Дроздовского объединения Михаила Блинова, главы «Имперского Авангарда» Сергея Хазанова-Пашковского, духовника Московского Георгиевского Отдела Российского Имперского Союза-Ордена иеромонаха отца Никона (Белавенца), главы Союза «Христианское Возрождение» Владимира Осипова и многих других. В ногах покойного стоял ветеран военно-исторического движения, статс-секретарь Русского Николаевского Комитета Андриан Афанасьев. Справа от автора этих строк – депутат Государственной Думы Сергей Бабурин. Мне бросился в глаза украшавший грудь г-на Бабурина орден Святого Николая Чудотворца, полученный им от Местоблюстительницы Российского Императорского Престола Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны. А напротив меня стоял человек, которого аз многогрешный, признаться, менее всего ожидал увидеть в православном храме во время панихиды по Каппелю – глава Либерально-Демократической партии России Владимир Жириновский. Он чинно выстоял всю панихиду (правда, в отличие от Сергея Бабурина, кажется, не крестился).

       Стоя в почетном карауле в переполненном народом громадном храме, в клубах росного ладана, глядя на глухую крышку гроба с офицерской шашкой, навеки скрывшую от мира останки славного командира «волжан», невольно думалось о скромном, суровом величии его жизненного подвига. Как совершенно правильно указывал известный историк Белого движения Василий Цветков с своем «Слове редактора», предваряющем сборник «Каппель и каппелевцы», жизненный путь каждого человека проходит через взлеты и падения, успехи и неудачи, надежды и разочарования. Но бывают в жизни, как и в истории страны, моменты, которые настоятельно требуют от каждого человека, достойного именоваться человеком, сделать выбор, определить свое место в бурно изменяющемся мире.

       Для истинно русских офицеров, патриотов, подлинных людей чести и долга, таким моментом жизненного выбора стал переворот семнадцатого года. Десятки тысяч русских офицеров были поставлены перед беспощадной дилеммой и решить, на какой стороне они будут сражаться, какую власть признать как государственную. Гибель монархии, развал большевицкими пропагандистами на германские деньги русского фронта Великой войны, превращение армии из силы, обороняющей Отечество от внешнего и внутреннего врага в орудие беспощадного истребления собственных сограждан под бредовыми лозунгами «превращения войны империалистической в войну классовую» уничтожение исторической Российской государственности – с одной стороны. Бешеная эйфория от внезапно открывшейся возможности быстрой карьеры - за счет вытеснения «реакционных», «старорежимных» офицеров-«зубров», «свободолюбивых» речей на митингах и угодливого заискивания перед пресловутыми «солдатскими комитетами» – с другой.

       Таковой выбор стоял и перед Владимиром Каппелем – рядовым, казалось бы, кавалерийским офицером из поволжских немцев, веками верно служивших Всероссийской империи, как и остзейские «бароны», и представители многих иных наций и народностей – «всех жалует Великий Государь!» - выпускником Николаевского кавалерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба.

       По воле обстоятельств, ему пришлось даже некоторое время послужить у красных, будучи мобилизованным, как множество «военспецов», под дулом «товарища маузера», которому большевики всегда были склонны давать первое слово. Но он не стал иудой-предателем, подобно многим другим, имена которых сейчас не хотелось бы называть – Бог им судья! Согласившись возглавить силы белого антибольшевицкого Сопротивления в Поволжье в 1918 году, Каппель принял самое важное в своей жизни решение, приведшее его на должность Командующего всем Восточным фронтом Белого движения. А этот фронт – о чем почему-то часто забывают наши современники, вероятно, зачарованные живописным видом чинов «цветных частей» Вооруженных Сил Юга России генерала Антона Деникина! - являлся решающим для исхода Гражданской войны, как по численности задействованных на нем с обеих сторон войск, так и по размеру охваченных военными действиями территорий!

       Сформированный Каппелем добровольческий отряд рос нее по дням, а по часам – и так же быстро рос авторитет его молодого командира. Разрозненные поначалу группы добровольцев – вчерашних юнкеров, кадет, гимназистов, офицеров и чиновников, рабочих – очень скоро превратился в одну из самых сплоченных и надежных боевых единиц в составе армии адмирала Александра Колчака – овеянный легендами «каппелевский» Волжский корпус. То обстоятельство, что «каппелевцы», в отличие от сотен других батальонов, полков и бригад армии Верховного Правителя России, не распались после изменнического, коварного пленения и подлого убийства адмирала Колчака, а продолжали действовать в качестве независимой боевой единицы вплоть до обороны Белого Приморья в 1922 году, можно понять и по достоинству оценить лишь в свете вышеизложенных обстоятельств. До самого конца Владимир Каппель оставался, прежде всего, строевым офицером, фронтовым командиром. Всякая задержка, любое бездействие в тылу воспринимались командиром «волжан» чрезвычайно болезненно.

       Каппель всегда стремился на фронт, к своим стрелкам. Органически чуждый зависти, искательству и интригам, он, оказавшись в тылу для пополнения поредевших в непрерывных боях к осени 1918 г. частей своих «волжан», делал все возможное, стремясь отстоять перед Верховным Правителем право на достойное «волжан» место в иерархии возрождавшейся адмиралом Колчаком Российской армии. И, хотя вплоть до конца 1919 года, в Ставке Колчака существовала сильная оппозиция против каппелевцев, никто не мог и не осмеливался оспаривать высочайшие боевые качества добровольцев Волжского корпуса и умение его прославленного командира находить выход из любого – казалось бы, самого безнадежного и безвыходного – положения.

       Не зря даже большевики воспринимали именно «каппелевцев» в качестве обобщенного образа своих непримиримых противников-белогвардейцев, свидетельством чему может служить ставшая кульминацией «культового» советского фильма о Гражданской войне – «Чапаева», снятого двоицей «братьев» Васильевых! – знаменитая «психическая атака» каппелевских ударников, так красиво, в полный рост, шагавших навстречу неминуемой гибели, не желая жить, если гибнет Россия.

       И не важно, что волей «братьев» Васильевых экранные «каппелевцы» были одеты в черно-белые фуражки и черные мундиры «марковцев» (с белыми, на черном поле, православными крестами чинов Западной Добровольческой армии князя Павла Авалова и витыми «анненковскими» гусарскими шнурами с аксельбпнтами) и, не кланяясь пулям, в полный рост, шагали прямо на большевицкие пулеметы под черным, с белыми черепом и костями знаменем «корниловцев» или ударников-«пепеляевцев» - в то время, как подлинные каппелевцы были одеты «в чем Бог послал» – ведь, вопреки большевицким частушкам о колчаковцах типа «мундир английский, погон российский, табак японский, правитель Омский...», белых добровольцев фактически никто серьезно не снабжал! И дело не в том, что в действительности «волжанам» Каппеля приходилось идти в штыковую атаку без единого выстрела вовсе не ради достижения какого-то воображаемого «психологического эффекта», а из-за элементарной нехватки боеприпасов!

       Даже во время Гражданской войны в Испании 1936-39 гг. республиканцы, судя по воспоминаниям участников войны, при просмотре «Чапаева» начинали, при виде «психической атаки» каппелевцев, кричать: «Фашисты!» и яростно палить в экран изо всех стволов. Враг узнавался сразу...

       В роковом 1920 году, оставшись, после трагической гибели преданного антантовскими «союзниками» адмирала Колчака, фактически один на один с многократно превосходящими силами большевиков, «сибирских партизан» (не ведавших, что судьба еще отвесит им полной мерой большевицкого «счастья»!) и прочей красной нечистью, Каппель не сдался и не сложил оружия. Приняв командование гибнущим под ударами красных полчищ Восточным фронтом, Каппель спас остатки войск Белой Сибири от неминуемого окружения и разгрома под Красноярском, с честью вывел их из ледяной тайги к Байкалу - хотя и ценой собственной жизни (провалившись под лед, Каппель отморозил себе ступни, которые пришлось частично ампутировать, и умер от жестокой пневмонии).

       Его «дети» – солдаты-«волжане» на руках пронесли гроб с телом покойного командира до Читы, а затем – до белого Харбина, где последнее пристанище Каппеля было уже после Второй мировой осквернено коммунистами. Памятник был уничтожен, но тело Каппеля обретено НЕТЛЕННЫМ (что, согласно христианским представлениям, говорит о СВЯТОСТИ!) – и промыслом Божиим избегло уничтожения, чтобы через много десятилетий упокоиться, наконец, в родной русской земле, которую Владимир Оскарович так горячо любил и беззаветно защищал от поработителей до последней капли крови своего горячего, истинно русского сердца. Смерть Каппеля стала достойным завершением безупречного жизненного пути Белого Рыцаря, Георгиевского кавалера – фронтовика, до конца остававшегося верным присяге, со своими доблестным воинством.
       
       До последнего момента мы ожидали, что нам будет доверено не только стоять в почетном карауле у гроба, но и нести его к могиле. Однако, в последний момент высокие военные чины Вооруженных Сил Российской Федерации, по договоренности с организатором торжественного перезахоронения, автором проекта серии «Белые воины» Александром Алекаевым, пришли к иному решению. Нести гроб к могиле было доверено офицерам современной Российской армии, а мы – «белогвардейцы» - скромно последовали за гробом. Как и в случае перезахоронения праха Деникиных и Ильиных, военный оркестр играл «Коль славен...» и «Преображенский марш». Обошлось без красных знамен и красного гимна.
       
       Прах Владимира Каппеля перезахоронили рядом с прахом генерала Антона Деникина. В этом углу некрополя Донского монастыря образовалось нечто вроде «кладбища в кладбище», на который постепенно возвращаются бренные останки русских воинов, которых буйные ветры Гражданской войны разметали по белу свету. И это говорит о многом. Хотелось бы надеяться, что Россия начинает медленно, но необратимо, возвращаться от ложных ценностей к истинным.

       Здесь конец и Богу нашему слава!

       ПРИМЕЧАНИЕ

       Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был опубликован в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №35 (2/2007).


Рецензии