Прикоснуться к вечности

Завелись лишние деньги… Отложить на черный день? В России такие критические дни наступают довольно регулярно, однако после них… Нет, решено: тратить деньги надо вовремя и с пользой. И мы с коллегой избираем самый приятный способ – поездку за границу.

Мы хотим в Италию. Увидеть Рим, Флоренцию, Венецию – это мечта всей жизни. Но какой фирме довериться? Их много, однако все предлагают почти одно и тоже – маршрут «Классическая Италия»- с небольшой разницей. Если покупаешь «Гранд-тур», то платишь сразу за все, а если «Эконом», то будешь доплачивать в Италии. Или не попадешь на юг, в Неаполь и Помпеи. Или будешь ночевать не во Флоренции, а в соседнем Монтекатиньи. По совету одной знакомой, опытной туристки, мы выбираем одну из пермских фирм и платим за все сразу.

В Домодедово нас встречают. Ура! Все получилось. Мы на борту аэробуса, который летит в Италию и обратно каждую субботу. Три часа приятного лета, и мы уже в аэропорту Римини, едем в гостиницу. Полный порядок! Мы еще успеем искупаться в Адриатическом море.

Турист должен быть легок на подъем, и рано утром на автобусе мы выезжаем в Венецию. Еще немного, и, как выражались в не столь отдаленные советские времена, сказка станет былью. У нас за все заплачено, в том числе и за катер, в который мы пересаживаемся на автобусной стоянке. Венеция встречает нас свежим ветром, ярким солнцем, голубизной моря и неба. Какое счастье! Но у нас всего один день для знакомства с тобою, прекрасная Венеция.

Нас высаживают на набережной, возле магазина-мастерской, где работают знаменитые венецианские стеклодувы. Специально для туристов один из мастеров демонстрирует, как бесформенный ком раскаленной стеклянной массы превращается в кувшин. Здесь же можно купить чудесные вазы венецианского стекла, украшения, карнавальные маски. Мы приобретаем самое легкое и необременительное в путешествии: стеклянные браслеты.

Надо все успеть: побывать на площади святого Марка и в соборе, во Дворце Дожей, прокатиться на гондоле и на катере по Большому каналу. Это тот «джентльменский» набор туриста, добравшегося до Венеции. Все расписано по минутам. Нам представляют импозантную итальянку, которая проведет с нами пешеходную экскурсию по центру Венеции, и мы смоем воочию увидеть то, что столько раз видели на открытках и на экранах телевизора.

Достаю видеокамеру и понимаю всю абсурдность желания запечатлеть Венецию на пленку. Собор святого Марка огромен, колокольня и часовая башня на площади еще выше… Пустая затея! Чтобы это снять, надо быть профессионалом! Буду смотреть, буду с сознанием значимости этих минут лично для меня ощущать, что я в Венеции. И куплю не только богато иллюстрированный путеводитель, но и видеокассету. Так будет надежнее. Однако в собор святого Марка, одного из авторов канонического Евангелия, нас не пускают. Полицейский объясняет, что пол залит водой. Вот досада! Но могло быть и хуже. Морская лагуна, разбушевавшись, может затопить и саму площадь.

Во Дворец дожей с экскурсией мы не успеваем, но… Мы себе не простим, если не заглянем в него хотя бы на несколько минут. У нас полчаса свободного времени, мы покупаем билеты и мчимся по лестнице гигантов, забегаем в парадные залы, рассматриваем расписные потолки и огромные картины, коллекции оружия. В изумлении смотрим на выставленный в витрине средневековый «пояс верности» - железные кандалы, которые рыцарь, отправляясь в очередной поход, надевал своей подруге на тонкую талию. По нашему мнению, возвратясь домой, он находил свою хрупкую и нежную подругу с «букетом» болезней. И до чего же может доходить мужской эгоизм!

Но нас ждут. Последний раз любуемся стрельчатыми арками Дворца дожей, его гармонией и изяществом. Впереди у нас прогулка на гондоле. Из путеводителя, которым мы обзавелись еще в Москве, узнаем, что длина каждой гондолы – 11 метров, ширина – 1,4 метра, весит лодка полтонны. Правый борт на 25-30 см короче левого. На носу укрепляют 20-килограммовый отполированный кусок железа, который служит стабилизатором. Именно такая конструкция позволяет лодке плыть легко и изящно. Гондольер стоит на корме, его весло направляет нашего черного лебедя по узеньким каналам. Проплываем под ажурными мостиками и понимаем, что видим Венецию с другой, не парадной, стороны. Первые два этажа жилых домов смотрят на мир пустыми глазницами бывших окон. Море, сегодня такое спокойное, во время шторма заливает первые этажи. В Венеции, а, как позднее выяснилось, и во Флоренции, особенно большой урон нанесло наводнение 1966 года.

Наш следующий маршрут – прогулка на катере по Большому каналу, главной улице Венеции, на карте похожей на написание доллара. А без долларов, которые буквально на каждом углу меняют на лиры, тут и вправду не обойтись. В Венеции нам пришлось платить за две водные прогулки, за пробежку по Дворцу дожей, за бутерброд и бутылочку воды, по виду и по вкусу водопроводной. Вот за это мы в Перми не платили.

По Большому каналу наша группа прокатится туда и обратно. Великолепные дворцы-палаццо, соборы и церкви… Город стоит на сотне островков, которые соединяют 400 мостов. Построено веками и на века. И у туристов разбегаются глаза: не успеть все разглядеть, все запомнить… Ощутить: ты в великолепной и неправдоподобной Венеции.

Ночевать мы будем в отеле самого северного курорта Италии – Лидо ди Изола. После ужина с традиционными макаронами выходим подышать свежим воздухом. Очень вовремя. По главной улице навстречу нам движется костюмированная процессия. Под музыку чинно выступают дамы и кавалеры в средневековых костюмах. Мини-тракторы везут ящики с виноградом и бочки с вином. Мы попали на праздник молодого вина. Наугощались и напробовались! Спасибо тебе, щедрая земля, за спелые гроздья и терпкие вина! Спасибо вам, итальянцы, за гостеприимство! А утром – снова в путь.



Впереди Флоренция – еще одна жемчужина Италии. Нам предстоит пешая прогулка до центра вдоль набережной реки Арно. Возвращаться будем самостоятельно, так что река- прекрасный ориентир. Гид встречает нас возле церкви Санта Кроче. В плане она – католический крест. Почти сто лет строили и украшали это огромное здание из белого мрамора. Здесь покоятся останки многих знатных жителей Флоренции. Гробницы Макиавелли, Россини, Галилея… Надгробие великого Микеланджело украшено статуями, символизирующими трех муз: Живопись, Скульптуру и Архитектуру. Статуи, фрески, витражи… Сколько вложено труда, таланта! А возле церкви – величественный памятник Данте Алигьери. Когда-то давно, в XIV веке, жил он в этом городе. Ходил по этим мостовым, слагал стихи во славу Беатриче Портинари. Может быть, здесь ему привиделись ужасы ада, о которых великий поэт и провидец рассказал в своей «Божественной комедии».

Но нам еще предстоит объять необъятное. Доходим до площади Синьории, центра городской общественной жизни еще с конца XIII века. Фонтан «Нептун», конная статуя Козимо I Медичи, бронзовая статуя Персея работы Бенвенуто Челлини… А нас уже зовут посмотреть знаменитый баптистерий – крестильню с бронзовыми воротами, и в нашу программу входит посещение галереи Питти. Мы проходим по знаменитому мосту Понте Веккьо, где с обеих сторон – ювелирные магазины.

От великолепия картин и интерьеров старого дворца, бывшего когда-то резиденцией семьи Медичи, от прославленных имен, которые называет гид, кружится голова, но нам еще нужны силы… Мы еще многое должны успеть! Ведь это наш единственный день во Флоренции. У нас – свободное время! Мы еще не осмотрели кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (святой девы Марии с цветком лилии в руке), и, постояв в очереди минут десять, заходим в это гигантское здание. Венчает его купол, с которого видна вся Флоренция, но чтобы его увидеть, надо преодолеть 463 ступени. У нас уже не хватит сил. Кроме того, мы еще не были в галерее Уффици… В память о моих предках по материнской линии, которые были католиками, ставлю свечку перед изображением Святой Девы, и мы идем штурмовать всемирно известную галерею. Хотя что здесь, в этом городе великого искусства, грандиозных зданий – не всемирно известно?

Дело к вечеру, до закрытия галереи осталось полтора часа. И почему это наша программа не предусматривает посещения галереи Уффици? Обидно до слез! Однако, если очень хочется…

Мы встречаем руководителя нашей группы, Людмилу, которая вышла замуж за итальянца и постоянно живет в Римини. Она впихивает нас в середину русской группы, у которой галерея есть в программе. Не чуя ног под собой, взлетаем по галерею по крутой лестнице. Здесь находится самая крупная коллекция живописи эпохи Возрождения. Все не увидеть, не успеть, не охватить. Экскурсовод ведет нас к самым прославленным полотнам, и среди них – «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли.

Стали ли мы счастливее от того, что на час заглянули в Уффици? Как определить, как измерить? Но есть что-то такое, что гонит туриста вперед и вперед, что заставляет не обращать внимания на «гудящие» ноги. Жажда новых впечатлений? Стремление увидеть хотя бы небольшую часть нашего прекрасного и такого хрупкого мира? Возвратясь в отель, мы узнали об ужасной трагедии. Было 11 сентября 2001 года, и во всем мире телепрограммы вновь и вновь показывали, как рушились небоскребы.


А у нас впереди еще Рим, легендарная столица мира на семи холмах. Как говорит предание, он был основан 21 апреля 753 г. до новой эры. В галерее Уффици мы видели бронзовую статую волчицы, вскормившую двух братьев, один из которых, Ромул, и заложил этот город. Мы будем жить в центре, возле железнодорожного вокзала. Не заблудимся!

Утро в Риме. Как всегда, толпой идем на завтрак. А нас не так уж и мало: с водителем автобуса и Людмилой – 50. Утром шведский стол, вечером – посещение ресторана. В Перми мы заплатили за двухразовое питание. Несколько минут на метро, и мы начинаем пешеходную экскурсию по Риму. На улицах и возле исторических памятников – столпотворение. Невероятно, но среди многолюдья по узким улочкам двигаются, или, вернее, пробираются и легковые автомобили. Популярная модель – крошечное авто на двоих.

Гид останавливает нас на площади Испании с ее впечатляющей лестницей и фонтаном «Лодочка, ведет к фонтану «Треви». Монументальный, грандиозный, со скалами, раковинами и мраморными скульптурами он был построен на месте, где заканчивался акведук, античный водопровод. Чистейшая вода небесной голубизны разбивается в брызги. Подставляем под струи пластиковые бутылки, эту воду можно пить. А на дне фонтана – монеты. Их бросили те, кто мечтает вернуться в Рим. Теперь среди других есть и две мои лиры.

Нам предстоит увидеть развалины римского Форума, Капитолий, побывать на площади Венеции, постоять возле 38-метровой колонны Траяна с рельефами из 2500 фигур, построенной в первом веке новой эры, увидеть статуи работы Микеланджело… Накануне вечером мы полистали путеводители и готовы к новым впечатлениям. И получаем их полной мерой. Возле громады Колизея гид сообщает, что у нас есть свободное время. Еще мы платим за автобусную экскурсию по ночному Риму, когда разрешается проехать по опустевшим улицам, а сейчас можем самостоятельно побродить по вечному городу. Я припоминаю строчку из какой-то песни: «Санта Мария Маджоре, счастья мне дай вместо горя…». Я хочу увидеть эту церковь, и коллега солидарна со мной.

В мировых туристических центрах все понимают друг друга с полуслова. Достаточно сказать «Санта Мария Маджоре» и придать своему лицу вопросительное выражение. Нам объясняют жестами и рисунками. Мы проходим мимо церкви, которая точно не та, что мы ищем. Но как сокрушалась моя коллега, когда узнала, что в этой, не посещенной нами церкви святого Петра, есть грандиозная статуя работы Микеланджело – Моисей. К тому же там хранятся цепи, сковывавшие святого Петра в Палестине.

Но вот и собор Санта Мария Маджоре. Над ним – самая высокая в Риме колокольня – 75 метров. В нише в алтарной части видим статую коленопреклоненного епископа. Здесь хранится одна из величайших реликвий – ясли младенца Иисуса. Фотографировать запрещено. Обойдя все киоски с сувенирами и не найдя открыток с интерьерами собора, решаемся нарушить правила и сфотографировать ясли – что-то, похожее на закрытое вышитой пеленой небольшое ложе. Как же мы удивились, увидев дома на фотографии, что сквозь пелену просвечивает что-то похожее на ряд светящихся вертикальных полосок – свечек. Мой знаковый фотограф предположил, что это проявилась сигнализация.

А вот и время ночной экскурсии. Необъятный Рим! Сколько в тебе всего! Автобус подвозит нас к древнеримскому Пантеону, к Ватикану, к грандиозному Дворцу правосудия, гид указывает нам то на , то на это… И ведет нас гулять на площадь Навона. Когда-то здесь был античный стадион, но от него осталась лишь продолговатая форма площади. На ней – три монументальных фонтана. По краям – «Мавр» и «Нептун», а в центре фонтан четырех рек, олицетворяющий основные реки континентов: Дунай, Ганг, Нил и Рио делла Плата. Очень впечатляет! На площади – народное гулянье. Сотни людей любуются скульптурами, подсвеченными струями фонтанов. И танцующей парой. Аттракцион для туристов? Или стремление заработать? На асфальте – шляпа, на столике – старинный граммофон. Ретро-мелодии заставляют пару в строгих вечерних костюмах скользить и замирать в страстных па танго. Кавалер ведет свою даму элегантно и раскованно, а она покорна и безвольна! Но наше время вышло. Вперед, в автобус. Утром мы должны быть готовы к новым впечатлениям.


Впереди у нас – посещение Ватикана. Занимаем очередь рано утром, чтобы в числе первых попасть в ту часть резиденции папы римского, что открыта для туристов. Это самое маленькое в мире государство. В I веке новой эры Калигула построил на этом месте цирк, а позже Нерон подвергал здесь истязаниям многих христиан. На арене цирка в 67 году был распят святой Петр, и воздвигнутый на месте его могилы собор святого Петра – самое большое сооружение христианства.

Но сначала мы попадаем на площадь святого Петра – овальную, шириной 240 метров. Она обрамлена полукругом величественной колоннадой: 284 колонны в четыре ряда, над которыми установлены 140 статуй святых и мучеников. В самом центре – египетский обелиск, привезенный Калигулой для украшения своего цирка.

Гид подводит нас к схеме, на которой показаны залы Ватикана и репродукции росписей Сикстинской капеллы. Нам обо всем расскажут перед экскурсией, так как в самих залах это сделать невозможно. Позднее мы в этом убедились, а пока проходим по помпезным лестницам, мимо античной скульптуры «Лаокоон», через залы, где собраны бесценные сокровища прошедших веков европейской цивилизации. Ансамбль Ватиканских дворцов включает в себя 1400 залов и 20 двориков, которые хранят самую крупную в мире коллекцию произведений древнего искусства.

Вступаем в Сикстинскую капеллу, рассматриваем уникальные фрески Микеланджело, на которых изображены история создания мира и человека, грехопадения и изгнания из земного рая. И страшный суд… В этом зале кардиналы собираются на собрание, Конклав, чтобы избрать нового папу.

В капелле – Вавилонское столпотворение. Пестрая многоязыкая толпа перетекает в собор святого Петра. Проходим мимо Священных Врат. Эту дверь римский папа открывает только один раз в 25 лет – при наступлении очередного юбилейного года. Гид обращает наше внимание на скульптуру. Пьета – оплакивание Христа. Микеланджело было всего 23 года, когда он создал этот шедевр и, чтобы не оставалось сомнений в авторстве, оставил надпись на ленте – части одежды Богоматери.

На мраморном полу собора святого Петра – отметки, на которых указаны размеры других известных соборов, как доказательство, что он самый-самый… Подходим к гробнице святого апостола. Над ней – величественный бронзовый балдахин с высокими спиралеобразными колоннами. Надо еще пройти мимо скульптуры святого Петра, чтобы коснуться рукой его ступни и попросить что-нибудь… Самое важное, самое необходимое! Миллионы, возможно, миллиарды рук оставили здесь свой след, сгладив ногти на бронзовой стопе.

Прощаемся с Ватиканом. Это апофеоз, вершина нашей программы. А чуть раньше мы увидели собор святого Антония в Падуе, у его гробницы попросили, чтобы он даровал нам здоровье, подивились на падающую Пизанскую башню, полюбовались Неаполитанским заливом и двуглавым Везувием.

Тысяча лет прошла с тех пор, как извержение этого вулкана уничтожило города Геркуланум и Помпеи. Коротка людская память, и вновь у подножия Везувия стоят дома, и остается только молиться, надеяться, что трагедия не повторится. На раскопках Помпеи видим не только постройки древнего города. Цементом залиты пустоты, оставшиеся от тел погибших, засыпанных пеплом: серые фигуры в неестественных позах, скрюченные, ужасные.

Наша программа завершается посещением Сан-Марино – одного из самых маленьких государств Европы. Это республика, расположенная высоко над уровнем моря – на горе Титано, напоминает средневековый замок. Итальянцы презрительно называют ее Диснейлендом, так как все постройки тут совсем недавние. Сан-Маринцы в свое время разобрали все по «кирпичикам» для более прозаических нужд, а когда поняли, что потеряли, все восстановили. Туристов надо любить, и в магазинах Сан-Марино говорят на всех языках. По уверениям Людмилы, в последнее время здесь стали учить грузинский, армянский и азербайджанский. Что тут скажешь? Молодцы! И туристы оставляют немало долларов в этих относительно дешевых магазинах с обходительными продавцами.

Неделя пролетела. Снова суббота, и нас ждут в аэропорту Римини. Всей жизни не хватит, чтобы увидеть то, чем богата Италия. И все же у нас было целых семь счастливых дней. С нами фотографии и кассеты, с нами то, что не исчезнет: впечатления, воспоминания.


Рецензии