Это горькое слово - работа

"Твоя работа – это не ты сам, как и твои деньги в банке!"

Чак Паланик

       Я тут недавно задался таким вопросом. А сколько на свете людей реально довольных своей работой? Думаю, что очень немного. И это трагедия. Ведь что может быть лучше любимой работы, любимой семьи, любимых друзей и любимых занятий? Если у человека все это в наличии есть – то он счастлив. По-настоящему. И таких людей очень мало. Ведь у нас зачастую люди идут работать не по призванию, а туда, куда удастся пролезть благодаря связям или деньгам. Или благодаря тому и другому вместе взятым. И мучаются потом всю жизнь из-за моральной неудовлетворенности. Сначала нелюбимая работа, потом нелюбимая семья, потом осточертевшие тупые друзья, и, наконец, бесплодные занятия. А иногда все это вместе и в огромных количествах. Впору начать пить или колоться, или завести орду любовниц, или повеситься. Мрачно, да? Но это наша жизнь. Мы сами ее сделали такой. И ничего менять мы не хотим. Потому что лень. Пусть все идет, как идет!
       Но как было бы прекрасно, если б каждый занимался тем, к чему у него лежит душа, разве нет? Ведь если тебе дана способность писать картины, почему ты должен работать милиционером? Только потому, что у тебя папа милиционер, и ты обязан идти по его стопам? Но почему ты должен это делать, если твоя душа, твои помыслы и желания находятся совсем в иной плоскости?
       Вот вам история из жизни. Есть у моих родных один знакомый. Бывший полковник МВД. Я с ним лично знаком. Всю жизнь Иван Макарович (будем называть его так), проработал в системе МВД. Прошел путь от рядового следователя в районном отделении милиции до руководителя крупного отдела. В милицию он пошел работать не собственному желанию, а по настоянию папы, бывшего генерала МВД. Сын не смог отказать строгому отцу, к тому же ему хотелось сделать родителям приятное.
       Но истинной страстью Ивана Макаровича была игра на саксофоне. Играть он начал рано, лет в 12, когда впервые услышал джаз. Родители не хотели покупать сыну инструмент. Им казалось, что это пустая детская блажь. К тому же саксофон стоит дорого. Будет потом пылиться в углу такая дорогая вещь. Но его дед поверил в искреннюю заинтересованность внука в джазовой музыке и подарил Ивану на день рождения саксофон. Иван Макарович даже окончил музыкальную школу, но дальше учиться музыке не смог.
       Отец настоял на его поступлении на юрфак института Внутренних войск РФ. И на долгие пять лет Иван Макарович практически лишился возможности не то что учиться музыке дальше, но и вообще играть на любимом инструменте. Он находился на казарменном положении, увольнения были не частыми, и тратил их Иван Макарович либо на пассивный отдых, либо на встречи с друзьями и подругами. На большее сил не оставалось.
       Окончив институт, он практически сразу начал работать в милиции. Отец подключил для этого все свои связи. Иван Макарович чувствовал, что юриспруденция в целом и работа в милиции в частности – совсем не его стихия. Даже по ночам ему снился джаз, снилось, как он стоит на сцене и играет на саксофоне. Но он уже не мог бросить то дело, ради которого пять лет шагал строем, жил в казарме, не доедал и не досыпал. Ему уже было жаль этого потраченного времени. И он, закусив удила начал усиленно работать.
       В свободное от работы и от семьи время он продолжал играть на саксофоне и мечтать о карьере настоящего джазового музыканта. Он регулярно посещал питерский джазовый клуб, где со временем познакомился со всеми музыкантами, выступавшими в его стенах. Он рассказал им о своем хобби и о своей мечте. Музыканты ответили, что как только он созреет, они готовы оценить его умения и может даже предложить сотрудничество. Иван Макарович был так воодушевлен этим предложением, что готов был сию секунду все бросить и уйти с головой в музыку. Но жена не одобрила его желание. К тому же до пенсии ему оставалось всего несколько лет. И он сдался, решил ничего не менять. Но как только он ушел на пенсию, а жена предложила ему переехать на дачу и приступить к работе на грядках, он впервые в жизни ударил кулаком по столу.
       После этого взял свой верный старый саксофон и отправился в джазовый клуб, который не прекращал посещать все это время. Знакомые музыканты оценили его уровень игры и незамедлительно предложили сотрудничество. Дело в том, что от них как раз в это время ушел саксофонист. Так Иван Макарович реализовал мечту всей своей жизни. Он стал играть настоящий джаз в составе настоящего джаз-банда.
       Когда я видел его в последний раз, и он рассказывал мне эту историю, у меня создалось впечатление, что он помолодел как минимум лет на двадцать. Из его глаз ушла тоска и строгость, черты лица обрели мягкость, а движения рук стали плавными, не было привычной резкости и даже нервозности. Он как раз собирался ехать со своим джаз-бандом на гастроли в Европу. Было трудно поверить, что этот светящийся жизнью импозантный солидный мужчина в элегантном сером костюме, бывший полковник милиции и бывший пенсионер.
       Он сказал мне: «Саня, теперь я счастлив. Я, наконец, никому ничего не должен. Я выполнил обязательства перед всеми и могу заниматься тем, чем хотел заниматься всю жизнь. Было бы хорошо, если б я сделал этот выбор раньше. Но я не сделал. А теперь – чего жалеть? Я не любил свою прежнюю работу, но я старался ее выполнять на должном уровне. И я понял, что зачастую наша работа – это не мы сами. Мы играем навязанную нам роль, но, приходя к себе, мы снимаем эту маску и становимся сами собой. Сейчас я эту маску снял совсем. Я обрел себя. Я понял, что жизнь можно начать заново, даже уйдя на пенсию».
       Эти слова глубоко запали мне в душу, но смысл их я в полной мере осознал лишь спустя время. И понял, насколько Иван Макарович был прав.
       Да, многие из нас страдают от родительского эгоизма. Родители зачастую видят нас такими, какими хотят видеть. А наши желания на этот счет кажутся им глупым бредом неразумных детей.
       «Мы можем помочь тебе стать врачом, - говорят они. – А ты хочешь быть актером? Нет, сынок, это полная чушь. Актер – это разве работа? Разве сможешь ты таким образом заработать себе пенсию? Нет, конечно. А тебе надо думать о будущем. У тебя будет семья, ее надо будет содержать. Как ты это сможешь сделать, если будешь актером? Они зарабатывают мало. А чтобы зарабатывать много, там тоже надо связи иметь или быть очень хорошим актером. А у нас там связей нет. Да и получится ли из тебя хороший актер? Маловероятно. Актеров у нас в роду не было. В кого у тебя могут быть выдающиеся способности? Нет, сын, выброси из головы эту чушь и давай готовься к поступлению в медицинский институт. Будет у тебя в руках надежная и хорошо оплачиваемая профессия! А главное пенсия тебе будет обеспечена».
       Знакомая многим из вас история, да? Как поется в одной песне: «Всегда так будет – те, кто нас любит, нам рубят крылья и гасят свет!». Пусть грубая, но это правда жизни. Родители в приведенном мной примере пытаются убедить свое чадо в его бесталанности. Но разве так можно, а? Кто они такие, чтобы судить об этом? Если у парня есть желание, если он себя уже пробовал в роли актера, пусть даже в школьном театре, и ему это понравилось, ну пусть он попробует! Пусть поступит в театральный, отучится, поработает. А может в нем и правда дремлет великий актер? Почему мы все такие мнительные? Почему не можем поверить, что в нашей семье может родиться новый Смоктуновский, новый Евстигнеев, новый Никулин?! Или это мы не в ребенке так неуверенны, а в самих себе? Как у нас, самых заурядных граждан, может родиться новый Достоевский, новый Шекспир, новый Станиславский? Нет, это немыслимо!
       Вот, наверное, в чем дело! Мы внутренне не уважаем сами себя, неуверенны в себе и своих способностях и перекладываем бремя нашей неуверенности на наших детей. И этот бесконечный круг сомнений никак не разомкнется! И загублен на корню еще один талант, который не успел даже раскрыться.
       Да, слава Богу, не у всех такие родители. У многих людей хватает мудрости довериться чутью своего ребенка и помогать ему развивать свой талант. Ну, или, по крайней мере, не мешать.
       Подводя итог своим рассуждениям, я хочу пожелать всем нам, чтобы мы занимались только любимым делом. Чтобы оно приносило нам не только моральное удовлетворение, но и деньги. Да, часто это не совпадает. Либо то, либо это. Но это не страшно. Главное, чтобы мы занимались тем, к чему у нас есть природная склонность. Тогда мы вернемся в эпоху профессионализма, которая сейчас почти утрачена. Тогда мы не будем бояться идти к врачам, потому что они могут поставить неверный диагноз, не будем бояться обратиться в милицию, потому что они могут не найти виновного, не будем бояться обращаться в суд, потому что они могут вынести незаконное решение. Не будем сторониться плохо поставленных спектаклей и фильмов, бездарной музыки, а также выставок безвкусных картин.
       Каждый должен заниматься своим делом! Поэтому не надо навязывать своим детям свое видение их будущего. Пусть разберутся сами. Доверяйте себе в своих делах и решениях, а своим детям в их выборе собственного будущего.
       И еще одно. Как бы ни складывалась жизнь – не становитесь добровольными рабами, не позволяйте рутине поглотить вас, раздавить ваше неповторимое «я». Всех денег все равно не заработать. А потерять себя, свое здоровье очень легко. Ведь твоя работа зачастую – это не ты сам. Точнее не весь ты. Ты куда сложнее, куда интереснее, куда неповторимей. Ты – человек, ты - личность.


Рецензии
"...у меня несомненно были все симптомы болезни печени, главный из которых -
"общее нерасположение ко всякого рода труду".
Сколько я перестрадал в этом смысле, не расскажешь словами! С самого
раннего детства я был мучеником. В отроческом возрасте эта болезнь не
покидала меня ни на один день. Никто не знал тогда, что все дело в печени.
Медицинской науке многое в то время было еще неизвестно, и мой недуг
приписывали лености.
- ...Эй ты, чертенок, - говорили мне, - встань и займись чем-нибудь,
что ли!
Никто, конечно, не знал, что я нездоров.
Мне не давали пилюль, мне давали подзатыльники. И, как это ни
покажется странным, эти подзатыльники часто излечивали меня на время..."
(с) Джером К. Джером, "Трое в одной лодке, не считая собаки"

Мария Гринберг   09.01.2020 14:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.