У советских собственная гордость

"Гимну тулетной бумаге" Марины Монастырской посвящается.

***

Что такое счастье - это в советское время каждый понимал по-своему. Я, например, впервые испытал счастье вот при каких обстоятельствах.

Шли мы как-то с мамой с рынка. Дело было на закате перестройки, когда советская власть была при последнем издыхании. В руках у мамы был пакет с мясом и зеленью, а у меня за спиной, в рюкзаке - тряпичная сумка с картошкой. Как сейчас помню - липецкая, по цене: "за пятёрку три".

Проходим мы мимо хозяйственного магазина и видим длинную очередь. Конечно, сразу встали примерно пятидесятыми и мама стала расспрашивать впереди стоящих, что дают.

- Туалетную бумагу, - вежливо ответила интеллигентная женщина. - По десять рулонов дают в одни руки. Боюсь не хватит.

- Для плана выбросили, - заметил скптического вида мужчина, - Для своих-то из-под прилавка всегда есть.

Как ни странно, нам хватило. Очередь двигалась быстро, и уже минут через сорок мы с мамой подошли вплотную к прилавку.

Всё это время мама беспокоилась, что нам некуда будет положить туалетную бумагу. Но подойдя к прилавку, успокоилась, потому что увидела, что продащица даёт каждому покупателю, у кого нет сумки, кусок тонкой бумажной бечёвки длиной около метра, чтобы нанизать рулоны.

Стоявшая перед нами интеллигентная женщина уже получила свой десяток, но, укладывая его в сумку, увидела, что упаковка на двух рулонах порвана и испачкана чем-то чёрным. На просьбу женщины поменять испорченные рулоны толстая продащица с розовым носом и пальцами, похожими на сосиски, жёстко ответила:

- Не обязана я всем менять. Вас много, а я одна.

Очередь сочувственно зашумела:

- Ещё чего, менять ей! Проходите, женщина, не мешайте!

Женщина, потупившись, пошла прочь.

Потом подошла наша очередь, и продавщица вывалила на прилавок десять рулонов и кусок бечёвки.

- Нас двое, - тихо сказала мама.

Продавщица бросила на меня презрительный взгляд и вывалила ещё десять рулонов.

- Можно ещё кусочек бечёвки? - тихо спросила мама.

- Нет! - с возмущением ответила продавщица, - По два давать - на всех не хватит.

- Но как же мы понесём? - спросила мама.

- Меня не касается, - рявкнула продавщица.

- Проходите, проходите, - оттеснила нас гудящая толпа.

На наше счастье дело было зимой, и на маме было тёплое пальто с поясом. Мама сняла этот пояс и нанизала на него десять рулонов. Пояс был такой длинный, что хватило связать его в кольцо, я надел рулоны с туалетной бумагой через плечо и понёс их, как революционные матросы носили пулемётные ленты.

Шагая домой, я был по-настоящему счаслив и горд от того, что я - добытчик, что без меня мама не смогла бы купить вторые десять рулонов.

Моё хорошее настроение не смог испортить даже пьяный мужик, шедший навстречу, который, увидев нас, в изумлении взмахнул руками и воскликнул:

- Ну и засранцы же вы!

После этого надо кому-нибудь объяснять, почему я терпеть не могу советскую власть и коммунистов?


Рецензии
Помню у Гостиного двора в Ленинграде мужчину, обвешанного рулонами, словно баранками на шпагате. А Раневская шутила, что и унитаз в магазин приносила и ж... показывала, а туалетную бумагу ей всё равно не продали.

Александр Михайловъ   06.12.2010 19:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.