В возрасте после полудня

Пьеса в двух действиях
c прологом и эпилогом



Действующие лица:

Баба Аня, Анна Петровна, глава семейства
Аля, Алевтина, её внучка
Катя, 16 лет, дочь Али, выпускница школы
Сергей, постоялец
Вера, подруга Али
Пётр, муж Веры



 
ПРОЛОГ

Звук отходящего от станции поезда. Женщина машет рукой, идёт, ускоряя шаг.

-Только не забывайте! Катенька, пиши, родная! Пиши-и-и!..

Это Алевтина. Ещё не сорок, но уже не двадцать пять. Она легка, но выглядит уставшей, как птица после долгого перелёта.

АЛЯ -Ну, дай, бог… Разве могла я тогда, два года назад, подумать, к чему приведёт это моё южное знакомство?..
Был чудный вечер. Мы с Веркой сидели в открытом кафе на берегу моря. Пили вино, хохотали и ничего уже не ждали от этого, подходящего к концу, отпуска…Гори всё синим пламенем! В кои-то веки выбрались в Сочи, как когда-то по молодости, оставили дома детей, Верка своих - с мужем, я Катюху - с бабушкой. И укатили…На рынке-то наломались, надо же было хоть как-то развеяться за столько лет…Сидели, смеялись, с морем прощались. И вдруг Верка говорит:

- Аль, тут один так на тебя смотрит, щас из штанов выпрыгнет!

-Ну, тебя, - говорю, - за две недели никто не приклеился, так в последний вечер ничего уже произойти не может…

ВЕРА -Аль, а вдруг это судьба?

Я и ответить не успела…

СЕРГЕЙ -Разрешите к Вам?

ВЕРА -Ко мне или к ней?

СЕРГЕЙ -К Вам…

ВЕРА -Тяжёлый случай… Тебе, милый, ничего уже не светит. Завтра утром, на рассвете, мы отчалим. Ждут нас дети.

СЕРГЕЙ -У, мы какие! Девчонки, иногда и пять минут могут жизнь перевернуть..
.
ВЕРА -Способный…

СЕРГЕЙ -Давайте знакомиться. Сергей.

ВЕРА -Я Вера, а это…

СЕРГЕЙ -Постойте, я попробую отгадать, как Вас зовут…

Он посмотрел на меня так пристально, жарко стало…

СЕРГЕЙ -Ваше имя - Алина.

Мне стало страшно… - Нет, меня зовут Алевтиной. Можно просто Аля.

Веселье наше с Веркой как ветром унесло…

СЕРГЕЙ -Я чем-то Вас обидел? Простите, Вы так заразительно смеялись, я не смог себя удержать, не смог не подойти к Вам…

-Ничего, ничего, - сказала я, - всё в порядке…

СЕРГЕЙ -Тогда разрешите, я закажу вина, оно тут славное. Выпьем за встречу, вы не против?

ВЕРА -Мы не против, только быстренько! Нам чемоданы собирать, так что вы особенно не тратьтесь. Проку не будет.

АЛЯ -Вера, перестань!.. А почему Вы подумали, что меня зовут Алиной?

СЕРГЕЙ -Так, навеяло… Я, думал, сон…

ВЕРА -У-у, навеяло. Следил, наверное, слышал, как я тебя Алькой называла. Вот и докумекал, Алина… Алевтина - это ж не имя, это ископаемое! Поди - найди - не сыщешь…

СЕРГЕЙ -Ну зачем же вы так?

АЛЯ -Не слушайте её. Унас сегодня последний вечер, послезавтра Веруню благоверный встретит, а он такой, особо не разболтаешься.

ВЕРА -Ну, подруга, ты даёшь! Сразу все точки над "ё" ставишь! Может, он ещё не решил, к какому берегу причалить?

СЕРГЕЙ -А у меня тут якоря нет. Свободное плавание.

ВЕРА -Прилив - отлив. Ага… А щас на мель сел, ладно, я понятливая, вы тут загадки друг дружке загадывайте, а я пойду… Аль, я твой чемодан собирать не буду… На поезд не опоздай!..

Верка ушла. А мы… Нет, я - просто ошалела. Говорила, говорила, о себе всё выложила… Чем, надо заметить, раньше никогда не отличалась… О себе, о Катьке, о городке вот этом, где поезд стоит всего две минуты, об Алине… Зачем? Ну, да ладно. Что ни происходит, - всё к лучшему. Надо верить. А иначе жить зачем?.. Сергей проводил меня до пансионата, попросил телефон. Да откуда он у нас? Я ему адрес оставила. С ума сошла. А о нём ничего не узнала… Хотя, казалось, знала его всегда…
 
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната деревенского дома. Три двери - на кухню, в другую комнату и входная.Везде порядок, не придерёшься. Ходит, как утка, женщина лет 65-70-ти. Это Анна Петровна, бабушка Али.

БАБА АНЯ Ох, ёшкин кот, шо деится! Плюнуть некуда… Катя… Катерина, слышь? Чой-то ты середь недели марафет в дому навела? Али мать наказала? Слышь, Катька?..

Выходит из своей комнаты Катя, 15 лет, юбка - короче некуда, коротенькая маечка-топ, на ногах - "вибрамы".

КАТЯ Никто меня не наказывал. И вот это - не моих рук дело. Всё, бабуля, пока!

БАБА АНЯ О-о-о! Кудыть нафуфырилась? Срамотища одна - глядеть-то на тебя, тьфу! Задницу-то прикрыла бы!

КАТЯ Пускай Машка прикрывает, у неё - задница! А у меня, бабуля, - попка…

БАБА АНЯ Я те щас попку-то твою надеру, бесстыжая! От горшка -два вершка, а разговариват,.. как шлея какая!

КАТЯ Ба! Ну, хватит тебе голосить! Бабулечка! Миленькая моя! Любименькая моя! Сладенькая! - обнимает, чмокает.

БАБА АНЯ Ишь ты! Киска-актриска! - высвобождаясь из Катиных объятий, - Смотри, недолго! Шоб до матери возвернулась! А то ноги-то повыдергат!..

КАТЯ убегая, - Не повыдергает! Я её предупредила!.. Она сегодня рано придёт, чайник поставь, пора уже!..

БАБА АНЯ Ишь ты, не середа, а выходной… Ну, да ладно, пойду чайник ставить… - выходит на кухню.

Появляется Аля-Алевтина. Побросала сумки, скинула туфли и - к зеркалу. Осматривает себя - и так повернётся, и эдак. За этим занятием Анна Петровна её и застаёт, вернувшись из кухни.

БАБА АНЯ Одна крутилась - вертелась… Теперь другая… Чо выглядываешь-то, Алевтина?

АЛЯ Привет, бабуля! Я сегодня пораньше… Погляди, как эта кофточка на мне?.. Идёт? Или цвет другой надо было взять?

БАБА АНЯ Не идёт, а едет. Шо деньжищи-то транжиришь? Барахлом весь комод завален, а она обновы покупает!

АЛЯ Вот - вот, барахлом, а это сейчас как раз в моде!

БАБА АНЯ Нонче в моде, завтра - в комоде! Ты б за Катькой приглядывала лучше. Вымахала дылда, а ума нету! Так вырядилась - срам один!..

АЛЯ А где она?

БАБА АНЯ Ускакала уж. Только пятки не сверкали… И как она в этаких кандалах шлындает?.. А всё ты! Избаловала девку, почём зря… Будто родную, прости, господи…

АЛЯ Ба! Ты что? Да как ты можешь? Мы же договаривались с тобой!

БАБА АНЯ Уговор - уговором, а правда, она всё равно выплывет! Не на Марсе живём. Бабы всё помнят. Найдётся язычок…

АЛЯ На язык замка не навесишь… Я вот думала, может, самой ей всё рассказать… Да страшно уж очень, глупенькая она ещё…

БАБА АНЯ А от кого умнеть-то? Учительшей ты недолго была. А теперь, хоть и умная сама, на неё времени нету.

АЛЯ Я, что, от хорошей жизни на рынок подалась? Как бы я её вытянула?

БАБА АНЯ Да я ж тебя не виню, пень ему в лысину!.. Ты чо такой беспардонный порядок в дому учинила? Ждёшь кого?

АЛЯ Жду, бабуля, жду… Давай чайку попьём, я тебе скажу кое-что…

Уходит в кухню, возвращается с чашками.

БАБА АНЯ Час от часу не легче… Так уж и поговорить нельзя! Горя чаем не зальёшь, от стыда глаза в чашке не спрячешь. Разговоры разговаривать надумала… Стряслось чего?.. Не томи, выкладывай.

АЛЯ Да ничего не стряслось… Ба, а что, если у нас недельку - другую человек один поживёт, а?..

БАБА АНЯ Какой-такой человек? Человек - не баба. Мужик, чо ли?

АЛЯ Мужчина. Очень хороший, порядочный…

БАБА АНЯ Чо-то я у нас таких не видала… Если и водятся, так их жёны за семью замками прячут… Где оторвала-то?

АЛЯ Да ты что? Я его почти не знаю…

БАБА АНЯ Во, а говоришь, хороший, порядочный?

АЛЯ Ну, так сразу видно…

БАБА АНЯ Глазастая… И холостой?.. А чо никто не разглядел?.. Али малой совсем? Тебе на что?

АЛЯ обиженно - А мне уже и надеяться не на что? Я ещё сорок не разменяла, может, всё и устроится…

БАБА АНЯ Ага, за неделю, за другую…

АЛЯ Ладно. Я таиться не умею… Помнишь, мы с Веркой на море ездили? Вот тогда я с ним и познакомилась… А сейчас письмо прислал, хочет город наш посмотреть, отдохнуть,.. разрешения просит, чтоб у нас остановиться…

БАБА АНЯ Чо ж так долго телился-то? Уж полтора годка прошлёпало… Нет, не холостой он… Город посмотреть! Чо тут глядеть-то?.. Город,.. коровы непуганы бродят…

АЛЯ Так он ведь москвич. А им там так тяжело жить. Шума много, пыли,.. отдохнуть хочет…

БАБА АНЯ А ты, никак, в Москву навострилась?.. Пожалела бедненького!.. Пущай твой москвич у Матвевны живёт. Петька Верку в узде держит, там он не разговеется…

АЛЯ Анна Петровна! Он ко мне едет! А что город хочет посмотреть, так это он написал, потому что интеллегентный… Сразу, в лоб только ты у нас говорить умеешь! И, пожалуйста, при нём будь повежливее.

БАБА АНЯ Это ковой-то я в своём дому стесняться должна? Ты мне не указ! Вот как не пущу на порог!..

Стук в дверь.

БАБА АНЯ Принесла нелёгкая… Не пущу!

АЛЯ Да уймись ты! Может, это и не он ещё… - идёт открывать дверь.

СЕРГЕЙ Можно к Вам? Здравствуйте!..

Входит Сергей. Слегка за сорок. Спортивный, мужественный. С большой спортивной сумкой и с баулом для теннисных ракеток.

СЕРГЕЙ А Вы, Аля, совсем не изменились…

БАБА АНЯ Ишь ты, выкает. Али совестно за чо?

АЛЯ Бабушка… Знакомьтесь, это Анна Петровна, глава семейства…
БАБА АНЯ Была бы с головою, слушались бы меня,.. - остывая, -
Ну, заходи, как звать-то?

СЕРГЕЙ Сергеем…

БАБА АНЯ Уж голова седеет, а всё Сергеем бегашь?

СЕРГЕЙ Привык. Да и от отца одно отчество осталось… Что его каждый раз вспоминать?

БАБА АНЯ Кабы чаще вспоминали, может меньше бы у нас безотцовщины-то бегало. Всё с ног на голову поставили. Самостоятельные больно, никакого уважения к родству… Надолго к нам?

СЕРГЕЙ Поживём - увидим…

БАБА АНЯ Вона как! Поживём… А кто тя так-то жить пустит? У нас тут окромя молока да хлеба деликатесиев нету! А ты, чай, непривычный?..

АЛЯ Бабушка!

СЕРГЕЙ Ну, что Вы, Анна Петровна, я на халяву никогда нигде не жил. Оплачу.

АЛЯ Да вы что? Вы же наш гость!

БАБА АНЯ Гость - шо в горле кость! А коли платить согласный, так живи. Много не возьмём…

АЛЯ Серёжа, не слушайте Вы её, у нас квартирантов никогда не бывало!

БАБА АНЯ Никогда, а теперича будет! И шоб к девкам моим не пристёгивался! Веди себя смирно!

АЛЯ Бабушка!..

СЕРГЕЙ Да я не буйный.

БАБА АНЯ А когда выпьешь?

СЕРГЕЙ Никого убивать не стану.

БАБА АНЯ И то ладно… А в сумке-то у тея чо?

АЛЯ Ну что ты такое говоришь, ба?

СЕРГЕЙ Да ничего, Аля, ничего…

БАБА АНЯ Сумка огроменная, а говоришь, ничо?.. Ну, да я в штанах твоих да рубахах копаться не собираюсь… Вона та сумка, лопатою, чо в ей? Странная дюже…

СЕРГЕЙ А,.. ну, так это ракетки…

БАБА АНЯ В кого пулять собрался?

СЕРГЕЙ Ни в кого. Это теннисные ракетки. У Вас тут корты есть?

БАБА АНЯ Чаво?

АЛЯ Кортов у нас нет.

СЕРГЕЙ Значит, будут. Сделаем.

АЛЯ Вы, вроде, отдыхать сюда приехали…

БАБА АНЯ Аль, ты бы накормила мужика с дороги. Смотри, тощой какой!

СЕРГЕЙ Корми - не корми - не в коня корм. Конституция такая. Хотя чайку с дорожки можно…

БАБА АНЯ Ишь ты, скромный, ест мало… Аль, там на кухне щи, тащи…

АЛЯ всплеснув руками, - Эх, да что ж это я? Вы же столько сюда ехали!.. Я сейчас к соседям сбегаю, попрошу баньку истопить, своей-то у нас нет… А вы пока поешьте,.. - накрывает на стол, - чем богаты, но по-домашнему…

СЕРГЕЙ По-домашнему - это здорово… Мама моя готовила - просто высший класс! А вот жена…гм…

БАБА АНЯ Вот те - нате! Притопали! Я ж говорила, не холостой он!..

СЕРГЕЙ А Вы тут что, кандидатуру мою рассматривали? - со смехом.

БАБА АНЯ Никого мы не высматривали… Я ей сказывала, шо холостых в сорок лет не быват. Или с гуртом, или врёт,.. или бабник!

АЛЯ Бабушка!

СЕРГЕЙ Женат был. Долго. Сейчас свободен. На все сто!

БАБА АНЯ А дитёв скоко?

СЕРГЕЙ Нет детей…

Аля уходит.

БАБА АНЯ Ага… Раньше были времена. А теперь - моменты. Даже кошка у кота просит алименты…

СЕРГЕЙ Хм, смешно, хотя… - на каждом шагу. Только наш брат почему-то всегда крайним оказывается…

БАБА АНЯ А это, сердешный, оттого, что ваше отродье завсегда на крайнюю избу поглядывает, а своя-то - посерёдке…

СЕРГЕЙ Да я бы рад, Анна Петровна, только вот не случилось… Было два захода, а результат - слёзы одни и жизнь набекрень… Детей не нажили…

БАБА АНЯ Так ты её, пустую, и бросил потому?..

СЕРГЕЙ Да нет, не бросил… Разошлись, как в море корабли…

БАБА АНЯ Маешься?

СЕРГЕЙ Отмаялся…

БАБА АНЯ Ну, да ладно, ешь… Щи-то добрые… Со сметанкой, с чесночком. Кушай на здоровье!..

Скрип открывающейся двери.

БАБА АНЯ Алевтина, ты что ль?

Входит Катя, вся в слезах. Видит Сергея, сидящего за столом.

КАТЯ Здрасьте, вы кто?

БАБА АНЯ Дед Пихто. Чо расклеилась?.. Катька!.. - Катя бежит в свою комнату, - Ишь, хоромов много, так и сигает туды-сюды… Книжек - полнай дом, а она свой роман учинить вздумала!..

Выбегает Катя, мечется из угла в угол.

КАТЯ Не нужен мне Ромка! Не нужен! Он дурак!

БАБА АНЯ Вот и славно, сама докумекала? Аль подсобил кто?

КАТЯ Он дурак! Бабка Морозова выбежала, гадости наговорила, а он поверил! Дурак!..

БАБА АНЯ Морозова? Дуська? С её станется! Каких-таких гадостев? Слухай её пуще!..

КАТЯ Послушала! Я теперь уеду от Вас! Вот экзамены сдам и уеду!..

БАБА АНЯ Разъездились! Думашь, держать стану? Одна сиганула, девок на меня кинула, младшей году не было! Ищи ветра в поле… Теперича вона ты… Сигай!

КАТЯ И сигану! Зачем я Вам? Я ж вам не родная!..

БАБА АНЯ О-ой! Батюшки святы! Не родная! Да ты на себя погляди, на мать да на меня в пашпорте! Одна фигура!.. Дура ты глупая! Это ж шо деится? Это ж какая-такая псина натявкала? Это ж кому неймётся?..

КАТЯ Значит, правда?

БАБА АНЯ Кака-така правда? Я те щас хворостиной-то покажу правду! Щас… А Дуську эту на порог не пущу! Собака лает - ветер носит…

КАТЯ Бабушка! Она Ромке сказала,что я приблудная, что у нас в роду мужики не задерживаются! Она, она сказала, ты от чужого мужа народила, меня и вовсе в подушках нашли! В каких подушках?

БАБА АНЯ Глупостев-то не неси!

КАТЯ А Ромке сказала, что я в подоле принесу от другого да ему подарю!

БАБА АНЯ Вот сучка драная! От чужого мужика! Не от чужого, от ейного! Только он тогда уж моим стал! Чо ему у ей-то сторожить было?.. Вот и не перебесится по сих пор!.. А помер-то от чего, не сказывала?..

КАТЯ Кто помер?

БАБА АНЯ Мужик мой, Василь Кузьмич… Самогонки хватанул да и согнулся… А у кого ту бутыль взял? Окромя Дуськи Морозовой никто в округе не гнал. От, гадина! Шоб ей пусто было! Прости, господи…

Сергей всё это время сидит, как вкопанный, смотрит на Катю во все глаза…

БАБА АНЯ Ты, девка, поди умойся. Весь гуталин размок, шо баба Яга тут колготишься. Вон, человека напужала! - подходит к Сергею, машет рукой перед глазами.

КАТЯ А кто это?

БАБА АНЯ Постоялец. Поживёт у нас маленько…

СЕРГЕЙ Здравствуй, Катенька…

КАТЯ Здоровалась уже.
БАБА АНЯ Не скалься! Приличия соблюдай!.. Ты, Серёжа, не серчай на неё… Все мы тут горластые, окромя Алевтины…

СЕРГЕЙ Да я не сержусь…

КАТЯ Зачем вы у нам? - с издёвкой, - Постоялец… Постоите, постоите, дальше побежите?

БАБА АНЯ Катька!

Открывается дверь. Заходит Алевтина, за ней - Пётр, муж Веры. Работяга.

ПЁТР Что за шум? В цене не сошлись? Здрасьте, баба Аня… Здрасьте, Пётр…

СЕРГЕЙ Сергей…

АЛЯ Это сосед наш.

ПЁТР Банька готова. Милости просим… Катерина, чо голосила? За версту слыхать…

КАТЯ А тебе-то чего, дядь Петь?

БАБА АНЯ И шо ты такой беспокойный? Сваво дома мало? Всё в нашем знать надоть?

ПЁТР Баб Ань, вы чего?

БАБА АНЯ А ты не суйся! А то, неровён час, подскажешь чего!..

АЛЯ Что стряслось?.. Катерина, ты на кого похожа? - Подходит к Кате, хочет дотронуться до лица, та одёргивает.

КАТЯ Да уж не на тебя, наверно!.. На чужого дядю, на чужую тётю!

БАБА АНЯ Катька!

АЛЯ А-а… - Закрывает рот рукой.

БАБА АНЯ Вот те А! Говорила, гляди за ней лучше! Проглядела девку!..

АЛЯ Как проглядела?

ПЁТР Это кому морду набить?

БАБА АНЯ Бабке Морозовой!

ПЁТР Баб не трогаю, они "на мировую" не идут…

БАБА АНЯ От те помощник! В кусты сразу!

АЛЯ Что произошло?

КАТЯ Это я у тебя должна спросить! В каких подушках ты меня нашла? Почему ты мне про отца никогда не говорила? Потому что не было его!.. А ты святая, да? До сих пор девочкой ходишь?..

Аля даёт Катерине пощёчину. Катя зажимается вся, глаза горят. Аля оседает, Пётр подхватывает её.

ПЁТР Ты, девка, на поворотах-то тормози! Это ж мать твоя!..

АЛЯ распрямляясь, - Я тебе не мать, Катя… Прости, дочка, раньше надо было всё сказать…

БАБА АНЯ Алевтина, не сходи с ума!

АЛЯ Если не скажу, точно сойду… Катенька, милая моя,.. ты ж мне родная,.. кровиночка моя… Я же вырастила тебя…

БАБА АНЯ Токо сорняки не повыдергала!..

ПЁТР Ну, бабы, у вас тут и без меня - баня…

КАТЯ Вырастила!.. Спасибо! В ножки бухаться не буду!

АЛЯ Катенька, Катюша! - в слезах.

КАТЯ Фу, слякоть! - сама начинает реветь в голос, убегает, хлопая дверью.

БАБА АНЯ в тишине, - Помирать надо… Всё наизнанку… Шо в дому, шо за ним…

Аля идёт к двери, Анна Павловна хватает её, обнимает, -

БАБА АНЯ Куды навострилась?.. Охолонись… Болтанула,.. как расхлёбывать станешь? - Аля плачет, - Тише ты, тише… Эй, Петька, мужик ты али нет? Побёг бы за нею, а то сотворит чего ешё… Нету моих сил боле…

СЕРГЕЙ Я пойду, - идёт к двери, бежит.

БАБА АНЯ И то ладно… Он без имоциев…

ПЁТР А в баню?..


Конец первого действия
Между первым и вторым действиями проходит полтора месяца.



ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Тот же дом. Стук в дверь. Анна Петровна выходит из кухни. Вытирает руки о фартук.

БАБА АНЯ Ковой-то принесло? - открывает дверь, - У-ты, заперто…

Заходит Сергей с рюкзаком, за ним - Катя.

БАБА АНЯ О, походники возвертались…

КАТЯ Привет, ба! - пытается обнять.

БАБА АНЯ Да не суйся ты! В муке вся… Пироги затеяла, к вечеру вас ждали. А вы - от они!..

КАТЯ Крокодил не ловится! Жрать нечего стало.

БАБА АНЯ Дась, в партизаны вы не годитесь… А ты чо помалкивашь?

СЕРГЕЙ смеясь, - Да уболтали меня,.. молодняк! Их же пятнадцать человек было… И все с характером!

БАБА АНЯ Норов это, а не характер!

КАТЯ Алевтина где?

БАБА АНЯ Я те дам - Алевтина! Мать она те, Матушка!..

СЕРГЕЙ Слушай, что Анна Петровна говорит!

БАБА АНЯ Революция у ей!.. С Веркой поругалась вчерась, не буду, говорит, больше торговать! Не по нутру… А нонче в школу побегла…

КАТЯ Зачем? У меня всё в порядке! Экзамены сдам. И без шпор!

БАБА АНЯ Какой шпор? Разве с ей пошпоришь?.. Ну, да учительшей она щас всё равно не смогёт. Вот, думает, мож в библиотеку?..

КАТЯ Делать ей нечего! Тут хоть зарабатывала, а там чего? - идёт в свою комнату.

СЕРГЕЙ Ну, Катя, не нам судить… Анна Петровна, я перед походом деньги вам забыл оставить… Вот, за месяц вперёд…

БАБА АНЯ Ой, да ну тя к лешему!.. Всех не потратить! Ты и так уж за год вперёд расплатился,.. крышу подправил,.. табуретовки..

СЕРГЕЙ Ага… Из сарая стенку сделал…

БАБА АНЯ Ну, чо ж? Я ничо понять не смогла,.. а вот за Катьку - спасибо. Ожила она… - направляется к кухне.

СЕРГЕЙ тихо - Это Вам спасибо… за Катю…

БАБА АНЯ Чегось?.. Пойду я, месить пора уж…

Выходит Катя из своей комнаты.

КАТЯ Дядь Серёж, а что это вы Ромке такое сказали?..

СЕРГЕЙ Какое - такое?

КАТЯ Ну, он аж остыл весь, не бесится больше…

СЕРГЕЙ О чём мужчины говорят, курносым знать не положено… - щёлкает её по носу.

КАТЯ Вы, прям, как граф Монте-Кристо! Весь окутан тайной… А я всё равно узнаю! У Ромки от меня секретов нету!

СЕРГЕЙ Ну, может, и узнаешь, но не от него… Он - настоящий мужик.

КАТЯ О, мужик! Молоко на губах не обсохло!.. Вот вы - Мужчина,.. - кокетливо, - Мне такие нравятся…

СЕРГЕЙ Катерина, быстро к стенке!

КАТЯ Чуть что, сразу - к стенке… Лучше купаться пойдём!

СЕРГЕЙ Это потом. А сейчас - ракеточку бери и вперёд!..

КАТЯ ноет, - У меня без вас ничего не получится… Да и корт кто-то обещал сделать…

СЕРГЕЙ Сделаю. Завтра на почту схожу, посылочку получу, будет вам корт!

КАТЯ Дядь Серёж, ну пойдём вместе!..

СЕРГЕЙ Подойду, только переоденусь… Топай, кому говорят…

Уходят. Катя - во двор, Сергей - в другую комнату… Заходит Вера.

ВЕРА Алька!.. Аля!..

БАБА АНЯ возвращаясь из кухни, - Нет её! О, притопала! Тебе чего?..

ВЕРА Чой-то ты не ласковая сегодня?..

БАБА АНЯ С тобой, чоль, ласкаться?.. У, змеюка…

ВЕРА Баб Ань, ты чего?

БАБА АНЯ Расчевокалась… Тебе свово Петьки мало? Чо ты тут вынюхивашь?

ВЕРА Да ты что? Если из-за вчерашнего, так это я оттого, что переживаю за неё сильно! А она ничегошеньки не поняла!.. Да и ты тоже…

БАБА АНЯ Да где уж мне? Чай, токо на свет родилась… Али думашь, я из ума выжила?

ВЕРА Ничего я не думаю!.. Катька вон опять за квартирантом побежала…

БАБА АНЯ А ты видела?

ВЕРА И не поздоровалась!..

БАБА АНЯ А чо с тобой здоровкаться? И так цельными днями маячишь, будто свово дому нету!..

ВЕРА Баб Ань! Я тебя жить не учу!

БАБА АНЯ Ещё не хватало!

ВЕРА Вы чего тут с Алькой, ослепли? Не видите, что Катька хвостом крутит перед постояльцем?

БАБА АНЯ Ты глупостев-то не болтай!

ВЕРА …И он, вроде, не протиВера Перекати-поле! А ведь Алька на него глаз положила… Только из-за скромности своей охомутать мужика не может!

БАБА АНЯ А ты поможешь! Токо хомут свой накинешь!.. От я Петьке-то доложу…

ВЕРА Что ты всё с ног на голову ставишь? У нас с Петькой всё - слава богу!

БАБА АНЯ От и топай к ему. А тут никого не трожь!

ВЕРА Ну, баб Ань, я ж помочь хочу!.. Ты бы Катьку пристегнула, а то поздно будет!

БАБА АНЯ Тебе уж скоко? Тридцать седьмой?.. А ума не нажила. Шо мужик в доме появился, тебе завидно?

ВЕРА Мужик-то временный!..

БАБА АНЯ А тебе не всё равно?.. А ну, как приживётся?

ВЕРА Ага! И Альку бабкой сделает!

БАБА АНЯ Я те щас язык-то твой поганый выдерну!..

Выходит из дальней комнаты Сергей с ракеткой и мячами.

СЕРГЕЙ Что за шум?

БАБА АНЯ Щас и драка будет! Таку змеюку Алька пригрела!.. А, ну-ка, ступай отседова!

ВЕРА А вот не уйду! Я к Альке пришла!..

БАБА АНЯ ..Нету её!.. Топай, кому говорят!..

СЕРГЕЙ Анна Петровна, не шумите, тесто перепугаете…

БАБА АНЯ И то правда… Пироги лад любят…

ВЕРА Подкармливаешь?.. Пирожки да блинчики! Да с прибаутками… Всё равно зятем не будет!

БАБА АНЯ А ну, уймись! У тебя-то пироги завсегда калёные!..

СЕРГЕЙ О, я пошёл…

ВЕРА Куда, за малолеткой?

СЕРГЕЙ Вера, Вы, действительно, помолчали бы лучше…

ВЕРА А ты мне не указывай!

БАБА АНЯ Ты, кудахталка, мужика не тронь!.. Мало тя Петька охаживал, мало!

ВЕРА А это - не твоего ума дело!

БАБА АНЯ А ты чо нос суёшь?

СЕРГЕЙ Ну, хватит, дальше без меня!..

Сергей уходит. Анна Петровна направляется к кухне, возвращается.
БАБА АНЯ Чо высиживашь?.. От Алька придёт, я ей на тебя глаза-то открою!…

Входит Аля.

ВЕРА Легка на помине… Где тебя носит?

АЛЯ Не на рынке…

ВЕРА О! А товар куда денешь? Зубной пастой печку вымазывать станешь? А из трусов занавески новые пошьёшь…

АЛЯ Ты зачем пришла?

БАБА АНЯ А она сама не знат. Ей бы токо всем жизню портить…

ВЕРА Это кто кому что испортил? Первая орать начала!

АЛЯ Вера, остынь!

БАБА АНЯ А ты на её ведро опрокинь, она остынет!..

Аля оглядывается, видит рюкзаки.

АЛЯ Ба, а наши пришли уже?..

ВЕРА О, наши!.. Уж всех привахватизировала…

БАБА АНЯ Цыть!.. Пришли. Харчи у их кончились…

АЛЯ А где ж они?

ВЕРА Да прям перед тобой Серёга выскочил. В сенях, видно, спрятался, чтоб не расцеловала!

БАБА АНЯ Уймёшься ты али нет? Язва!.. Аль, они, видать, у сараюшки. Сергей с ракетовкой вышел…

ВЕРА Уж он Катьку вашу всем премудростям обучит!..

АЛЯ Вер, ты что, с цепи сорвалась?

БАБА АНЯ О, а я думаю, чего ей не хватат? Цепи, ясно дело. Надоть Петьке-то подсказать… И шоб про будку не забыл…

ВЕРА сердито,- Ну, баб Ань!

БАБА АНЯ Шо - бабань, бабань? Аль, эт она мириться, видать, так пришла… Токо миру у нас с тобою, Верка, боле не будет!

АЛЯ Да вы что? Что не поделили-то?

ВЕРА А нам делить нечего… Это ты вот с Катькой своей квартиранта подели! Тебе - голова, а ей - чо пониже…

БАБА АНЯ Уймись, кому сказала! Я тя щас скалкой-то вот огрею!

ВЕРА Не догонишь! Ты, Аль, можешь обижаться на меня, сколько влезет. А только Катька, видно, в маманю родную пошла!

БАБА АНЯ А шо ты о ей знаешь? Тебя тогда и не было тут вовсе!.. Самою-то Петька уж брюхатую в дом привёл… Святой не прикидывайся!..

ВЕРА Ты моего Петьку не трожь! У нас с ним… любовь была!

БАБА АНЯ Была… да сплыла… Заболтала ты её!

АЛЯ Вера, шла бы ты домой от греха…

ВЕРА О-ой, и ты туда же!.. Правда глаза колет?

БАБА АНЯ Тебе той правды сказывать не станем, всё одно - по ветру понесёшь да и перебрешешь ещё!..

Стук в дверь. Входит Пётр.

ПЁТР с порога, - Баб Ань, Верка у вас?..

ВЕРА Тут я, Петенька, ту-ут!..

БАБА АНЯ Забери её отседа, пока не пришлёпнула!

ПЁТР Чо у вас опять?..

БАБА АНЯ А тебе не всё равно?

ВЕРА Пойдём домой, Петя,.. а то ещё заразишься…

БАБА АНЯ Это чем это? Ежели кто заразный, так это ты!.. Веди, Петька, её… прям к доктору!

ПЁТР Вера! Чо опять настряпала?

ВЕРА Пойдём, Петенька, пойдём… - берёт Петра под руку, уходят.

БАБА АНЯ Скатертью дорога… А ты, Аль, дверь-то на засов запри, не то вертается… Никакого покою нету…

АЛЯ Будет тебе, ба…

БАБА АНЯ Нашла ты, с кем сдружиться!.. Она ж - змеюка подколодная… За домом бы лучше приглядывала, как в хлеву живут… А всё шастает…

Дверь приоткрывается, показывается Вера.

ВЕРА Баб Ань, прости меня, баб Ань…

БАБА АНЯ От я тя щас за всё прощу!.. - берёт скалку, направляется к двери.

ВЕРА Как простишь , пирогов занеси, вкусные они у тебя, у меня таких не выходит… - кричит, убегая.

АЛЯ смеясь,- Ба, да прости ты её, она отходчивая…

БАБА АНЯ Токо на язык больно находчива,.. шо помело…

Входит Сергей.

СЕРГЕЙ Остыли?.. Здравствуй, Аля…

АЛЯ Здравствуй… Замотали тебя?

СЕРГЕЙ Ничего, я выносливый… После экзаменов снова двинем…

БАБА АНЯ А ты их слушай больше… Они нынче хоть на край света забредут, токо бы от дома подале…

АЛЯ Серёжа, а Катя где?

СЕРГЕЙ Да с Ромкой на речку побежала…

БАБА АНЯ А чо у их,.. наладилось?

АЛЯ Ты никак переживаешь?

БАБА АНЯ Послушашь тут всяких, распереживашься…

СЕРГЕЙ Да всё у них - "тип-топ"…

БАБА АНЯ Ой, гляди, Аля, гляди…

СЕРГЕЙ Анна Петровна, у Кати голова на месте… Да и Ромка - стоящий парень…

БАБА АНЯ И скоко стоит?.. Малы они ещё…

АЛЯ Ба, да ведь они с пелёнок дружат!

БАБА АНЯ Во, а мужик должён старше быть!

АЛЯ Ты погоди сватать-то их!..

БАБА АНЯ А я их не сватаю… Мне бы вон вам чо подсказать…

АЛЯ Бабушка…

БАБА АНЯ Ты мне рот не затыкай!.. Серёж, ты вот думашь, попал в бабье царство, а бабы-то те все с ума сдвинуты…

СЕРГЕЙ Анна Петровна, это вы напрасно…

БАБА АНЯ Не перебивай старших!.. Я от те чо скажу… Мужик ты видный, рукастый, без придури…

СЕРГЕЙ Спасибо.

БАБА АНЯ На здоровье… А вот чо один мыкашься? Алька вон, погляди, хоть куда баба, не чета некоторым…

АЛЯ Ба!

БАБА АНЯ Цыть! Не договорила ещё!.. Так вот, Серёж, чо время тянуть? Жизня-то, она не длинна…

СЕРГЕЙ Анна Петровна,..

АЛЯ Сергей, не слушай её…

СЕРГЕЙ А почему .ы не послушать, Аля?

БАБА АНЯ Нуть? Чо тянуть?

СЕРГЕЙ Это всё очень серьёзно, Анна Петровна… Только вы ведь обо мне не всё знаете…

БАБА АНЯ Как не всё? Пашпорт твой я видала. Всё без обману, ни дитёв, ни жены…

АЛЯ Бабушка, перестань!..

БАБА АНЯ Ну, так ты сама не начнёшь!.. Видала я, как ты евойные рубахи наглаживала, да не тюгом, ручками, пока он походничал… И он те слова дурного не сказывал!..

СЕРГЕЙ Да за что же? Анна Петровна, мы с Алей сами разберёмся, ладно? Вот только надо мне с Вами поговорить… насчёт Кати…

БАБА АНЯ "руки в боки", - Чегось?!..

СЕРГЕЙ Да вы остыньте… Потом меня, может, и погоните, а сейчас выслушайте, пока Кати дома нет…

БАБА АНЯ Ты чо удумал?..

СЕРГЕЙ Да я думал, думал… Только молчать больше не буду… Я Катин отец…

АЛЯ Серёжа…

БАБА АНЯ Как так - отец?.. - оседает на стул.

СЕРГЕЙ Да вот так… Простите меня, Анна Петровна…

БАБА АНЯ Эт чо ноне - Прощёное воскресенье?.. Так, значит… Завернул… И чо ты мне тут сказывать станешь? Как с Алевтиной когда-то согрешил?..

СЕРГЕЙ Не с Алевтиной, с Алиной…

БАБА АНЯ руками всплеснула, - О-о-ой… Так это ты?.. Да это как жеть?.. Это тебя я тут стоко годов кляну?

СЕРГЕЙ Меня…

БАБА АНЯ Опаньки, приплыли! Это как жеть?..

СЕРГЕЙ Я ведь ничего не знал…

БАБА АНЯ О дитях мечтал, а откель берутся они, не ведал… Так что ль?

СЕРГЕЙ Да нет, вы не так поняли…

БАБА АНЯ Куды ж мне? Чай, ничо не разумею…

СЕРГЕЙ Анна Петровна, я об Алине ничего не знал тогда…

АЛЯ Бабушка, он из совхоза уехал раньше, заболел тяжело, аппендицит ему вырезали… Алинка ничего не знала…

БАБА АНЯ Отяжелела от него, а так ничего не знала… О-ой… А ты, Аль, откуда знашь?..

СЕРГЕЙ Анна Петровна, мы уже обо всём говорили-переговорили.

БАБА АНЯ Ну, дась, а я вроде и ни при чём… Мне, значит, и сказывать ничо не надо… Ну, так я те расскажу… У них же разница-то - шесть годков. Алевтина тогда выучилась уж… И ведь все пять лет переписывалась с образованьем, а работала тут, в школе… Мне б одной Алинку не поднять… А та шустра была, школу кончила, поеду, говорит, в Москву учиться. Ну и поехала… А как поступила, их на картоху отправили… Вот опосля той картохи она и понесла… Ты, чтоль, той картохой был?.. В мундире…

СЕРГЕЙ Я тогда в институте подрабатывал. Первокурсников сопровождал…

БАБА АНЯ Эт наставник, значит… Пашпорт у тя чистый… А скоко годов наставничал?.. Можа, у тя в пашпорте строчков не хватит, коли всех Катек-то записать?..

СЕРГЕЙ Анна Петровна, я же потом Алину искал, в институте сказали, что документы забрала и уехала…

БАБА АНЯ Ну, так всему ж обучили!..

АЛЯ Она, как поняла тогда, что беременна, домой кинулась. А тут… - машет рукой…

БАБА АНЯ А чо тут? Чо тут-то?.. Первая она, чо ли, в подоле-то принесла?

АЛЯ Ну, не первая, только ты клевать её раньше всех стала…

БАБА АНЯ А мне радоваться надо было? Пляски устраивать?.. Народ у нас тут ни злой, ни добрый. Но ровно-ть никто б к такому не повернулся… Вот Алька-то тогда и решилась помочь… Она ж, по меркам-то нашенским, тогда уж в девках засиделась. Так одна и ходит по сих пор… Алинку мы в деревню спровадили, шоб тут языки ни у кого не чесались… А Алька вон подушку под платье пристраивать начала… опосля Рождества… Потом к Алине поехала, к сроку… И-и-эх, окаянный!.. Ежели б не ты, всё бы тут иначе было… - заплакала.

АЛЯ обнимая Анну Петровну, - В деревню когда я приехала, Алинка чернее ночи была… Убивалась очень. Себя проклинала. А потом… Катька родилась,.. вот только Алину не спасли… Некому было спасать…

СЕРГЕЙ А похоронили где?..

БАБА АНЯ Тут… Одну народили, другую проводили… Эх, ты, наставник! Как же это ты её не отыскал-то?.. Чай, не иголка…

СЕРГЕЙ Анна Петровна, простите,.. так, думал, пошалили по молодости… А забыть её не смог…

БАБА АНЯ Ой, ты… Шалун!.. Прощенья просит… Иди-ка ты на кладбище прощенье выпрашивать… Вот токо доаукашься разве?..

СЕРГЕЙ Аля, как же теперь быть?..

БАБА АНЯ Чой-то не пойму я, как это ты разузнал, шо Катька есть?

АЛЯ Бабушка, я же тебе говорила, мы с Сергеем на море познакомились…

СЕРГЕЙ Я её за Алину принял. Смеётся так же…

БАБА АНЯ Чай, сёстры. Смеётся… Плакать вам теперича придётся. Али от Катерины утаить всё надумали?..

АЛЯ Ба, а может ты ей скажешь?.. Ну, подготовишь хотя бы…

БАБА АНЯ Её состряпали без подготовки, а я теперь расхлёбывай?

СЕРГЕЙ Нет. Я должен сам…

БАБА АНЯ Сам. Досталось девке… То Дуська Морозова каркала, еле ж успокоили… Теперича Верка, вона, кровь портит… Многим объяснять придётся… Ты на площадь выйди да и объяви всем. Ахнут… Или прибьют…

АЛЯ Всем объяснять не будем, а от Кати - никуда не деться…

Забегает Катя, чмокает Алю.

КАТЯ Куда деваться собрались?

БАБА АНЯ Никуда не собирались…

КАТЯ Дядь Серёж, вы что, уезжаете?

СЕРГЕЙ Да вроде не гонят… Может, вот ты только…

КАТЯ Я?.. Да вы что?.. А если поедете, меня возьмёте?..

БАБА АНЯ Возьмёт… всем гуртом!.. И тея, и Альку, и Ромку… А то, можа, Верка с Петькой поезд догонять кинутся! Москва-то, она
больша-ая,.. Москва-то, она мёдом мазана! Токо вот глотают когда, ос в горле не чуют…

КАТЯ Ба, ты чего?..

БАБА АНЯ Ай, ну вас, к лешему!.. Я ведь ещё не готовила ничо… Уж обедать пора, - поднимается тяжело, хочет идти в кухню.

СЕРГЕЙ Погодите, Анна Петровна….

БАБА АНЯ А чо, кусок в горло не полезет?..

СЕРГЕЙ Погодите… Катя, Катенька… А что, если мы одной семьёй жить будем?.. Ты, Аля и я… А, дочка?..

КАТЯ Дочка?! Это что, согласия просите или перед фактом ставите?

АЛЯ Катя…

КАТЯ Что - Катя?.. Дядь Серёж, да вы что? Она ж старая уже!.. Она скучная! Не надо, дядь Серёж!

БАБА АНЯ О, палец в рот не клади - откусит!.. Да и вы тоже хороши… Чо телитесь?.. Заварили кашу, а ложки потеряли…

АЛЯ Катенька, он тебя любит, но не так, как…

КАТЯ Можно или любить, или ненавидеть! А любить "не так" - это чушь собачья!

БАБА АНЯ Ремешком тея мать не охаживала, а зря! Дурь-то из башки через мягко место выбивается!..

КАТЯ Бабушка! Я уже не маленькая! Я в Москву уеду! Учиться буду!

БАБА АНЯ Уж там тя обучат! А жрать чо станешь?..

КАТЯ А там фабрики конфетные есть,.. буду учиться и работать! Я всем нос утру!..

БАБА АНЯ Себе спереча подотри!..

КАТЯ Дядя Серёж! Ну вот как тут оставаться?

СЕРГЕЙ Поедешь ты в Москву, поедешь… Со мной…

КАТЯ Вы ж жениться собрались,.. - с издёвкой.

АЛЯ Катя!..

КАТЯ Дядь Серёж, она ж и разговаривать не умеет! Всё - Катя да Катя!..

БАБА АНЯ Так ты, как народилась, никому покою-то и не даёшь!..

КАТЯ Ты очень спокойная! Ни одного слова не пропустишь, всё цепляешься!

БАБА АНЯ Тя уцепишь… Ой-ля! Никто тут разговаривать не умеет… Мне, что ль, зачинать?.. Серёжа!

СЕРГЕЙ Анна Петровна, подождите… Катя, я - твой отец… настоящий…

КАТЯ Как… отец?.. - садится.

БАБА АНЯ Папка он твой, папка… Ты ж у нас - Катерина Сергевна. Так в метрике писано…

КАТЯ Нет. Я не верю,.. - Катя срывается с места, бросается Сергею на шею, плачет, начинает колотить, -… Да откуда ж ты взялся? Да где же ты был?.. О-ой!.. Не правда это!

АЛЯ Правда, Катенька, правда…

КАТЯ И что мне делать с этой правдой?.. О-ой!..

БАБА АНЯ Экзамены сдавать, а не дурью всякой голову забивать…

Катя отталкивает Сергея, высвобождается из его рук.

КАТЯ Нет, так нельзя! Так не должно быть!.. Папы с дочками с рождения вместе живут… А вы на готовенькое приехали?..

АЛЯ Катерина, притормози…

КАТЯ А ты не лезь! Сколько раз я спрашивала, где мой папка, где? А вы все молчком, молчком… Теперь вот - на блюдечке!.. С голубой каёмочкой! Нате, кушайте!.. Да как бы не подавиться!..

СЕРГЕЙ Катя, прости меня, я же всегда о тебе мечтал…

КАТЯ Мечтать - это хорошо!.. Особенно когда мечту эту ни кормить, ни одевать не надо! Главное, заделать её где-нибудь подальше и адреса своего не оставить!.. А то вдруг материализуется?..

БАБА АНЯ Чо сделает?

КАТЯ Припрётся! Так понятно? - всхлипывает.

БАБА АНЯ Аль, а девка - чо надо вышла, не промах! Сваво не упустит!..

АЛЯ Ба, пойдём лучше…

БАБА АНЯ Кудыть? Тут ещё не договорено… Ну, чо, Кать? Погоним его?..

АЛЯ Катенька, доченька, не спеши, он же любит тебя…

КАТЯ А что сразу не признался? Приглядывался?

СЕРГЕЙ Катя, я раньше ничего не знал…

Катя бросается к нему, не даёт договорить, закрывает рот ладонью, обнимает…

КАТЯ Не надо,.. потом,.. потом,.. может быть… Прости меня, папка… Прости… - снова начинает колотить, плакать, Сергей гладит её по спине, что-то шепчет, Катя затихает…

БАБА АНЯ тихо - Пойдём, Аля, на кухню… Пойдём, подсобишь мне….И-и-эх!.. -смахивает слезу, качает головой…

Анна Павловна и Аля уходят на кухню.



ЭПИЛОГ

Аля одна. Собирает вещи в чемодан.

АЛЯ Вот так… Свитер тёплый положила… В джинсах она поедет. Куртка,.. куртку класть не буду. К осени они вернутся… Вступительные Катя сдаст… и вернутся… На заочном, оно спокойнее… Не могут они не вернуться!.. Я же их тут буду ждать… Ба, пирогов им побольше положи, дорога-то длинная…









       




Рецензии
Юля, а Ваши пьесы ставились в каких-либо театрах?..

Вера Сергеевна Мещерская   26.10.2010 13:44     Заявить о нарушении
Бабушка Вера, а что это мы то на Вы, то на ты?)))
Не ставят мои пьесы, плакаю. Собирались аж три раза! А тут кризис! Вот зараза!)))
Помру, тогда, могабыть, внуки что продвинут)))

Юлия Софронова   26.10.2010 14:40   Заявить о нарушении
А в какие театры посылала?

Вера Сергеевна Мещерская   26.10.2010 15:41   Заявить о нарушении
Москва, Владивосток, Калининград.
Ой, а что за внимание такое к моей скромной персоне?)))

Юлия Софронова   26.10.2010 16:52   Заявить о нарушении
Да нет, просто пути сравниваю... Я в один московский пыталась и в один периферийный - пьеса специфическая, не знаю, какой режиссёр может взяться...

Вера Сергеевна Мещерская   26.10.2010 19:08   Заявить о нарушении
Какая пьеса? Не та ли, что читаю? Прости, медленно, времени нетути. И не люблю, когда отвлекают.

Юлия Софронова   26.10.2010 23:32   Заявить о нарушении
Комедия молодости. Это всего лишь песня...

Вера Сергеевна Мещерская   27.10.2010 08:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.