Красный лягушонок

       
Коли любовь приходит, так в сердце, как дома селится. Не прогонишь, не выгонишь. Говорила матушка Любе: «Гляди, какие молодцы славные все подарки тебе несут, а ты то дома сидишь, то, как гулять пойдешь, в стороночке грустишь, да только как Митька-оборванец бродить звать приходит, улыбаешься.» Не слушала Любушка. Не было ей дела до подарков, что другие несут. Билось часто ее сердечко девичье, когда она Митю видела, тогда и ресницы от стеснения опускала.

А Митя сирота жил в родительском доме. Невысокий да худоватый, зато сердцем чистый. Приближался когда любашин день рождения, Налепил Митя из глины да разрисовал фигурок да свистулек и пошел в город продать. Продал, сам день ничего не ел, кроме хлеба, что из дома взял, купил Любаше бусы малахитовые под глаза ее зеленые кроткие. Шел домой, уже темнота спускалась. И подстерегли Митю на дороге разбойники, побили да бусы отобрали. Пришел молодец домой, сел за стол да голову опустил. Аж до слез горько Любашеньку без подарка оставить. Вынул тогда Митя из сундука свой парадный красный жилет коротко мохнатенький о двух деревянных пуговицах на ножках, мелом расчертил изнутри, вырезал части и сшил лягушонка по человечьему обличью -–ручки, ножки, голова, пуговки-глаза приладил, зрачки нарисовал. Прижал Митя зверушку к себе, а сам подумал: «Засмеет меня Любушка за такой подарок, стружкой набитый.»

Настал завтра Любушкин день рождения, принесли ей подружки ленты разные, пирогов да пряников сладких, молодцы колец да серег надарили. Только под вечер Митя пришел, подарок за пазухой принес. Забилось часто сердечко любушкино, вышла она.

-Поздравить я тебя пришел, Любушка-голубушка, -молвил молодец. -Ты не ругай меня, что подарок недорогой. Нес я тебе бусы, да раз-бойники на дороге подстерегли. Так вот возьми от меня игрушку, - вы- нул из-за пазухи и протянул Митя девице красного лягушонка.
-Славный какой, - улыбнулась Любушка, а после сидела ночью в кровати: «Шил тебя, Мохнатко, Митенька да обо мне думал, » -лягушо-нка к сердцу прижимала.

Повадился в ту пору змей зеленый на русской земле пакости творить. Налетит, икает, пастухов распугает, корову хвать да и унес. Пасла однажды стадо Любушка со стариком Матвеем. Да вдруг змей из-за ко-согора! Девица Мохнатко схватила и бежать! А змеюка крыльями машет да икает, глаза огромные, из ноздрей дым валит, огляделся, нагнал Лю-бушку-бедняжку и унес к себе в Черные горы, что за лесом, только крик девичий над лугом и остался.

Как узнали молодцы, в женихи метившие, что Любу змей украл, так и забыли, что с девицей зналися. Один Митя сам не свой стал, да что делать – неясно; где змей живет - никто не знает.

А Змей Нелюдимыч принес Любушку к себе в змеиное логово в горе, двери огромные дубовые закрыл да икнул.

-Будешь у меня, девица, поварихой, - говорит. –Совсем икота проклятая замучила, аж дым из ноздрей валит. Хозяйничай славно, а то съем, -и опять икнул и улетел, двери дубовые закрыв.

Заплакала Любушка, прижала к себе Мохнатко.

-Что ж ты плачешь, хозяюшка? – сказал вдруг красный лягушонок.

-Мохнатко, родименький, на тебя одна надежда. Упекли нас с тобой в змеиное логово, - сказала девица. – Беги в деревню к молодцам самым сильным да храбрым, пусть выручат меня. Чует мое сердце, погубит меня змей зеленый.

Пролез лягушонок в щель под дверями да побежал по горе, по косогору, через лес да по мосту, через поле, по деревне да к хозяина избе, застучал в дверь. Отворил Митя в кольчуге да с мечом.

-Лягушонок красный! – удивился молодец.

-Мохнатко меня звать, хозяин, - говорит тот. – Прислала меня Любушка на помощь звать. Плачет она слезами горькими. Змей зеленый ее поварихой сделал.

-Указывай дорогу! – приладил на пояс меч Митя.

Пришли молодец да Мохнатко к змеиному логову. Лягушонок пролез под дверями – Любушка одна плачет.

-Мохнатко! –обняла его девица.

-Привел я помощь, Митрия Федорыча, - говорит лягушонок.

-Митенька! Митенька! Нету змея тут! – закричала Любушка. Схватил тогда молодец тяжелое медное кольцо двери огромной дубовой, потянул на себя, еще раз дернул, еще раз! Не двинулась дверь. Дернул Митя еще! Уж как он изо всей силы тянул! Вытер пот со лба и сел на каменный дворик, что вокруг двери.

Заплакала Любушка. Вылез в щель Мохнатко.

-Хитростью змея брать будем.

Насобирали Митя да Мохнатко самых поганых грибов: и зеленых, и красных, и синих, просунули Любушке под дверь. Прилетел змей, быка в лапах принес, а повариха уже бульон варит. Сготовила девица суп с мясом, наелся змей да лег во дворик на солнышке, двери дубовые закрыл. Сидят Митя да Мохнатко за камнем да глядят. День прошел. Говорит змей :
-Ох и славный ты суп наварила, девица. Бульон-то вкусный-превкусный. Я икать перестал.

Ночь пришла. Загоревал Митя. Как змея одолеть?

-Драться буду, голову рубить, - говорит.

-Ой не дерись, хозяин, - просит Мохнатко. – Он же, как твоя изба. Хитростью надо одолевать.

Настало утро солнечное. Пришел Митя к змею во дворик, ждет. Отворяться начали дубовые двери. Поднял молодец меч.

-Апчхи! – чихнул змей, Митю с обрыва и снесло. Лежит молодец под скалой и думает: «Как же мне громадину эту одолеть?»

Дождались Митя и Мохнатко, пока Змей Нелюдимыч на солнышке заснет. А Любушка бедненькая все за дубовыми дверями томится.

-Пора голову ему рубить, - говорит Митя. Подошел к змею зеленому, огромному, занес меч да ударил поперек шеи. Почесался во сне там лапой змей, словно его комарик укусил, и дальше спать.

Опустились тут руки у Мити. Как змея одолеть?

-Хитростью надо, - говорит лягушонок красный. – Беда наша, что змей огромный.

-Есть средство, - отвечает молодец. – Только нам до него не добраться. Растет на самой вершине уменьшинь-трава колдовская. Напоить бы змея варевом таким и не станет у нас беды.
Полезли Митя и Мохнатко на вершину горы. День лезут, два лезут, на третий день глядят – всего ничего осталось, а на самом верхнем камушке травка маленькая растет. Полезли они еще выше – дальше – пологая гора. Ну никак до травки не достать. И слева, и справа обошли. Не залезть выше. Подкинул тогда Митя Мохнатко – тот на вершине и оказался, травку сорвал да в руки хозяину спрыгнул. Спустились Митя да Мохнатко с горы, передали Любушке уменьшинь-траву пока змея дома не было. Наварила девица чаю душистого. Вернулся змей. Наелся супа, напился чаю, лег во дворике загорать. Лежал, лежал, да вдруг заикал. Раз икнул – меньше стал, два – еще меньше, доикался до невеликой зверюшки. Митя из-за камня выбежал да змея веревкою и повязал, выпилил в двери ход, вылезла Любушка к солнышку ясному.

А как осень наступила – так сыграли свадьбу. Ладное у Мити, Любы да Мохнатки хозяйство: корова, лошадь, куры да собака дворовая на цепи дом охраняет, зеленая.


Рецензии
А и странно, что по пологой то горе до травки не дотянуться, не дойти, крутая бы была, так не дивился бы. А в целом хорОша, сказка. В старину такие баяли)))

Алексей Винников   02.04.2008 10:12     Заявить о нарушении