О счастье...

       О счастье...


.............................Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
       (Из десяти заповедей Закона Божьего).

.............................СЧАСТЬЕ, состояние человека, соответствующее внутренней
 удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
       (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

       

       Наверное,  счастье бывает всеобъемлющим и продолжительным...
       Такое чувство и состояние мне, к сожалению, не знакомо.
       Все правильно. Давно известно, что счастье бывает разным и, что оно для каждого – свое...
       Сейчас хочу рассказать только «об одном из своих...»   
       Нередко желают, особенно очень пожилым людям, «получать (иметь) счастье от своих детей». Кажется, тут понятно. Жизнь старого немощного, но здраво мыслящего человека, в большой мере зависящая от взрослых детей, может приносить иногда некоторое удовлетворение. Это случается, когда он думает о том, что воспитал достойных и успешных детей. И тем чаще такие мысли будут посещать его голову, чем больше эти самые дети будут принимать участие в его судьбе, например, ежедневно о нем заботясь...
       Я, впрочем, не об этом, хотя то, о чем хочу поговорить по духу уже рядом, даже при определенном взгляде на подобные «тонкие материи»  есть зеркальным отражением...
       Рискуя показаться со стороны фальшиво трогательным и сентиментальным, все же попытаюсь пояснить свою мысль на собственном примере.
       Родители часто помогают своим взрослым детям.  Так -  везде.  А если рассматривать ментальность постсоветского человека – тем более. Дети же при этом нередко даже благодарности не испытывают. И я какое-то время был именно таким, великовозрастным ребенком...
       Теперь я в весьма зрелом возрасте.  И  вот  уже  несколько лет понемногу   помогаю своим родителям.  Когда же думаю об этом, почти всегда чувствую себя, наверное, счастливым. Понятно, очень трудно давать определения. Тем не менее, интуиция подсказывает – верно, что-то такое тут есть... Причем не от того собственно, что помогаю, от этого удовлетворение я тоже испытываю, – от того радуюсь, что успел – дожили  мои дорогие  до тех пор, что я могу им помочь, под конец жизни облегчить их участь. А мог ведь и не успеть и, может, потом бесконечно упрекать себя в этом...
       Психологическое толкование этого феномена не представляет для меня большого труда. Да, человек испытывает потребность быть значимым, тем более "доказать это" тем, кто обладает монополией на подлинный критерий в отношении него, так как знает совсем беспомощным, слабым, ранимым с самого рождения...
       Что есть счастье? Состояние, которое случается при возникновении  у человека сложной или не очень комбинации эмоций? Наверное, так. Однако так же верно и то, что все на свете можно «занаучить» до полного нравственного безобразия...
       Что я хотел всем этим сказать (!), о чем рассказать?  Наверное, о подлинном счастье, которое иногда испытываю. А еще – я бы хотел рекомендовать, нет – по-доброму посоветовать  моему читателю хотя бы раз испытать  и,  при возможности, как можно чаще испытывать то же...
____________
На фото - я (справа) с отцом и братом, г. Николаев, 1973 г.


Рецензии
"Что такое счастье - это каждый понимал по-своему."
(Аркадий Гайдар. "Чук и Гек").

Алла Бур   25.04.2011 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение!
С уважением, А.Е.Г.

Артур Ефимович Гольберт   25.04.2018 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.