Камертон

Я – эталон. И я – средство. Все строится на контрастах. Нескромно, скажете Вы в первом случае, и пропустите мимо ушей – во втором, как пропускаете навязчивые рекламы о чистящих и моющих средствах, слегка оживляясь, когда речь заходит о средствах передвижения.

Чистота для меня – все. Это мой единственный талант. Вы подумали, что я дворник? Весьма остроумно! Но я имел в виду другого рода чистоту. Итак, я эталон для одних и безделица для других. Во мне нуждались великие. О моем достоинстве знают лишь избранные.
Я состоялся как задумка автора. Более того, вобрал в себя все, чему служил. Красота запечатлелась во мне и переполняет меня.

Ну вот, нельзя отвлечься ни на минуту! Вторые скрипки, фа-диез прозвучал фальшиво, сыграйте чуть повыше, пожалуйста, и поострее. Не останавливайтесь на соль, а перелейтесь в него и растворитесь в полной неге.

Арфа, ваш пассаж очень реалистичен. Так нельзя играть это место. Больше трепета. Представьте, что вам только что признались в любви и по корпусу пробежало легкое волнение. Именно так, почтеннейшая!

Контрабасы, не солидничайте, вы и без того выглядите важными господами. Это не дает вам право тянуть темп и опаздывать на полтакта.

Вторые скрипки! Вы опять забылись! Чтобы играть первую партию, нужно было не сидеть в барах, а посещать занятия в консерватории. Трепетнее – это же движение параллельными секстами! Должно брать за душу, а не скрести по ней. Чувствуете разницу? Чудесно! У вас есть чутье.

Боже правый! Что же вы так верещите, милая флейта? Я понимаю, что это ваше соло. Так исполните его женственно, интимно, наконец. Вложите в звук всю нежность своей души, а не демонстрируйте диапазон голоса. Меньше металла в интонации, больше придыхания. Это предаст вам загадочность и таинственность

Деревянная группа, в кои века возникли стройные аккорды, достойные уха великого Вагнера! Я горжусь Вами! Сегодня горжусь…

Что это было?! Господа! Эти священные стены никогда не слышали такого безобразия. Тарелка, это сделали Вы? Ах она нечаянно упала! Заснула и упала. И кто виноват? Паузы? На ваш вкус, их слишком много? «Ровно столько, сколько нужно», – отвечу словами гения. Не проспите в таком случае кульминацию.

Контрабасы! Вы опять скрестили смычки с Альтами? Да поймите же, у вас разная весовая категория! Что значит, они после этого не мужчины? Альты как раз сыграли чисто, а вы, сударь, вместо субдоминанты выдали доминанту, поэтому грязь! Не надо рвать на себе смычок, с каждым бывает. Нет, альты не будут злорадствовать! Вы же знаете, они отходчивы! Так что дуэль отменяется!

Господа! Играйте в ансамбле! Вы же оркестр со стажем! Слушайте друг друга! Наслаждайтесь совершенством гармоний. Подстраивайтесь и сливайтесь, солируйте и уступайте, шепчите и ликуйте! Пересекайтесь, выстраивайтесь в унисон и, словно праздничный фейерверк, разлетайтесь живописными огнями!

Браво, господа! Вы играли изумительно! Я получил истинное наслаждение!

Что-то я не слышу аплодисментов? Странно, всего пара хлопков! Интересно, что сегодня за публика? Кто там у нас в партере? Ба! Да на них целый ювелирный магазин! Бедные! Тяжелая ноша – таскать это на себе! Но ничего, все самое прекрасное еще впереди. Мы растопим ваши сердца. Антракт! Позвольте откланяться на некоторое время и помолчать. Несколько минут тишины необходимы, господа. Звуки и паузы, как свет и тень, все время рядом. Одно оттеняет другое. Да и вы немного отдохните. Сейчас вам предстоит играть божественную, да, да я не побоюсь этого слова – божественную музыку. Настройтесь…

* * *

- Куда запропастился этот проклятый камертон? Кто его взял? Я оставлял его на пюпитре! А впрочем, мне ни к чему эта железка.

- Это он про кого? Я не вижу здесь ничего железного, кроме медной группы! Неужели про меня? Простите, уважаемый, не знаю вашего имени! Чайковский обращался ко мне на Вы! Штраус держал меня в золотом футляре, а для Вебера я был талисманом. Эй! Кто-нибудь! Я здесь, под пюпитром! Да наклонитесь же! Не смейте начинать! Не …

Скрипка. Я ничего не слышу! Что делать? Я не слышу его! Это катастрофа! Я не могу начать!

Тарелка. Истеричка! Не утруждай себя! Хватит! Поцарствовала!

Скрипка. Но это моя партия! Все знают!

Тарелка. Сегодня ее буду играть я!

Скрипка. Но позвольте, вы не сможете этого сделать в силу своих ограниченных возможностей!

Тарелка. Какие, однако, мы самонадеянные! Зато я сделаю это громко. Уж не сомневайтесь! Эй, барабан, грянем вместе!

Барабан. Всегда готов!

Виолончель. Это форменное безобразие! Какая-то там тарелка солирует! У нее и слуха-то нет! Ей место на кухне вместе с кастрюлями. Тема написана для струнных, и баста! Тем более, что мой тембр неотразим. Вот послушайте…

Барабан (тремоло). Как же я зол на всю эту струнную братию – любимчики классиков! Прошло ваше золотое время! Долой струнную группу! Да здравствует «Единая ударная партия!»

Туба. Перекрыть! Оглушить! Раздавить!

Труба. Ах так? Решила взять горлом! Так вот вам «ми» вместо «ми-бемоль»! Моя посильная лепта в этот кошмар. Ну что, резануло?

Туба. Хоть дубль-бемоль, хоть трижды диез, мне без разницы! Резануло, да только скрипкам по нервам!

Альты. Господа! Минор! Не G-dur, а g-moll. Кто играет чистый «си», он здесь невозможен, тысяча бекаров! У меня все струны перекорежило!

Тарелка. Грамотеи! Мажор – минор! G-dur – g-moll. Надоели! Дзынь, повеселимся!

Барабан. Бум! Разгоним тоску! Бум! Бум веселиться!

Арфа. Я протестую! Это форменная анархия! Меня совсем не слышно...

Барабан. Зато видно! Зачем голос с такой то фигурой?

Арфа. Пошляк! Круглый кретин!

Тарелка. Дзынь, дзынь, дзынь! Оторвемся! Дзынь, дзынь, дзынь! И пусть паузы оглохнут!

Камертон. Это невыносимо! Не иначе как конец света! Кто-нибудь может прекратить этот кошмар?! Что это за звук? Гром? Землетрясение? Не выдержали перекрытия? Что вы делаете, господа? Остановитесь! Не аплодируйте! Вас обманули! Да не бренчите своими безделушками! Потребуйте назад свои деньги!

Ведущий. Вы слушали сюрреалистическую версию соль-минорной симфонии Моцарта под управлением автора – композитора Эрика Варкенсона.

Браво!Браво!!Браво, Варкенсон!!! Долой Моцарта!

* * *

- Мамочка! Что это было?

- Музыка, доченька.

- Нас обманули. Это не музыка.

- Ну что ты! Это самый известный композитор современности.

- Это не правда! Я точно знаю, что это не правда!

- ???

Камертон. Девочка, ты меня слышишь?

Девочка. Конечно!

Камертон. Ты не могла бы поднять меня?

Девочка (поднимает). Что дальше?

Камертон. Отдай вон тому носатенькому мальчугану.

Девочка. И все?

Камертон. Этого достаточно, чтобы спастись.

Девочка. Здравствуй! Тебя как зовут?

Мальчик. Альфред.

Девочка. А фамилия?

Мальчик. Шнитке!

Девочка. Какая чудная фамилия! Но я запомню ее! Тебе просили передать вот это.

Мальчик. Спасибо!

Девочка. Ты знаешь, что это такое?

Мальчик. Конечно! Это камертон!

Девочка. А как он работает?

Мальчик. Он не работает, он служит.

Девочка. Служит кому?

Мальчик. Нам! Это – средство для очищения души. Он убирает грязь и настраивает струны на чистые звуки.

Девочка. Спасибо, что объяснил! До свидания.

Мальчик. Постой, как тебя зовут?

Девочка. Софья!

Мальчик. А фамилия?

Девочка. Губайдулина.

Мальчик. Какая чудная фамилия! Но я запомню ее!

Камертон. (про себя). Спасибо, детки!

Мальчик. Вы что-то сказали?

Камертон (счастливый). А вы услышали?


Рецензии
Ольга, какие имена! Какая глубокая философия! Какой музыкальный, чудесный язык! Спасибо,Ольга! Столько эмоций вызвал у меня Ваш чудесный рассказ. Удачи! С уважением,

Юрий Пахотин   11.03.2010 19:16     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за восторженность Вашей души!
Пусть внутренний камертон будет всегда настроен на чистый и "позитивный" звук.
Успехов в творчестве.
Надеюсь, весна принесет новые темы для размышления.
С теплом,

Ольга Нацвина   14.03.2010 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.