Из детства

В семье нас трое детей. Я - самая младшая. Алла старше меня на 7 лет, а Вовчик – на 5 лет…Естественно, я была нежеланный ребенок. Помогла мне появиться на свет мамина сестра из Питера. Она выслала противозачаточные пилюли. Мама, по доброте душевной, поделилась ими со своими подругами с работы. В результате, все трое забеременели. Одна из них сделала аборт, а мы вот родились – я 10 марта, а Аленка -8 марта…Конечно, мама пыталась всеми возможными и невозможными путями избавиться от меня, но, своим рождением я доказала свое законное право на жизнь.
Отец был высокий, спортивного телосложения, но по характеру очень угрюмый, не общительный, требующий полного подчинения своей персоне. Но, при всем при этом, он почему-то любил меня, тутушкал, играл. Для него я была - «Гунюшка».
Праздники проходили скучно: молча покушали, помыли посуду и разошлись по койкам…
Бывало, приезжал к нам в гости из Москвы отцов дядька, со своим семейством. В Москве он занимал важный пост (был главным редактором партийной газеты), встречали его на партийной волге, со всеми вытекающими почестями. Так вот, они привозили много всяких вкусностей, которых на периферии никогда и не видели. Но это не столь важно! В таком возрасте мне не дано было понять вкуса красной и черной икры и разных деликатесов. Для меня было главное, что я всегда была в центре внимания. Меня ставили на стул, и я развлекала их стихами, песнями и всякими глупыми рассказами, которые придумывала на ходу. В результате, я получала много подарков и даже денежки!
Много времени я проводила у отцовых теток. У них было много картин, которые я любила подолгу рассматривать, изучать и придумывать всякие забавные истории. Особенно мне запомнилась картина «Аленушка», на которой была изображена девушка с распущенными волосами. Она сидела на берегу старого, заросшего пруда на большом камне и грустно смотрела на воду, обхватив коленки руками. На другой картине, по-моему, называлась она - «Портрет незнакомки», была нарисована красивая женщина в черной шляпе с пером, в открытой карете и с надменным взглядом, полным осознания своего величия. Мне так хотелось походить на нее! Я училась перед зеркалом точно так же смотреть: приподнимала голову, опускала глаза и изгибала бровь, потом морщилась, показывала язык, понимая, что я маленький гадкий утенок...
Сейчас, вспоминая картины, я вдруг нашла ответ на вопрос: «почему я стала бояться грозы». Причем этот страх появился неожиданно, лет пять назад. Я не находила себе места от страха, закрывала уши, чтобы не слышать гром, пряталась в туалет, чтобы не видеть вспышки молнии. Ужас сковывал все мое существо. Страх был неподвластен моему сознанию. Может быть, это опять таки исходить из детских впечатлений. Картина «Перед грозой». Девочка несет братика на закорках. Вокруг высокий лес. Надвигается гроза. В ее глазах отчаянье и ужас! Наверное, где-то в подсознании, у меня отложился этот страх, и через много лет вылез наружу…Если это так, то значит каждое изменение в поведении человека имеет свое объяснение…

Меня назвали в честь бабушки отца. Мне мало, что известно про них. Знаю только, что они из дворян. У них был большой двухэтажный дом в 4-е квартиры. До революции они держали лавку, где торговали всякой мелочевкой. 
У прабабушки было четверо детей. Старший – Василий Иванович (это тот, который приезжал из Москвы), потом мать отца – Мария и еще две дочери – Вера и Антонина (выше я о них напоминала, как тетки отца).
После революции лавку закрыли. Тетки стали жить на первом этаже в одной половине, а бабка с двумя сыновьями в другой, второй этаж сдавали квартирантам. С мужем бабка разошлась, вернее сказать, он ушел к другой женщине, которая работала на хлебозаводе.. Так мой дед решил проблему послевоенного голода…Бабку помню очень смутно, особенно мне запомнилось ее неулыбчатое лицо, ослепительная чистота в доме, начищенные кастрюли, накрахмаленные шторки и полотенца для рук. Еще запомнился диван с чистейшим покрывалом, на который можно было садиться, подстелив белую бумагу.
Итак, обитала я всегда у теток, к бабуле даже не переступала через порог. Они меня баловали! Я уже говорила, что детей у них не было, и поэтому всю свою заботу они возложили на нас. Хотя слово «забота» не совсем подходит для данных отношений, наверное, правильнее сказать, им надо было кого-то воспитывать, наставлять и учить…

Из праздников любила Пасху. Все выходили на улицу с крашенными яйцами. Мы расчищали площадку, посыпали песком, устраивали из шифера лунку. И игра начиналась! Если твое яйцо подбивает чье-то, то он отдает копейку. Мне всегда везло. Я могла насобирать целый рубль! На них я покупала ириски или сухую молочную смесь с рисовой или гречневой крупой. Прятала ее и потихоньку поедывала маленькой ложечкой. Вкуснятина! Одно неприятно, уж больно приставала к зубам и языку.
Очень жалела всех бездомных кошек и собак. Однажды узнали, что кто-то закопал щенков за гаражами. Мы их выкопали, накормили и устроили им жилище в заброшенном вагончике возле химчистки. Двоих щенят взял мой сосед Сережка. Один – Тобик, был темного окраса, толстый и на маленьких ножках, неуклюж и ленив. Второй – Чарлик, тощий, рыжий в пятнышку, на тоненьких длинных ножках, глаза на выкате и слезливые. Гавкал противно! Одним словом – глупые и бестолковые дворняжки!
В то время напала на нас с Вовчиком охота печь леденцы на спичечных палочках. Сколько мы их понапортили! Но мы не сдавались! Вовчик догадался бросить лимонной кислоты…Пробуем…Ужас! Мы не можем отодрать леденцы от зубов. Все прилипло! Казалось, что сломается челюсть.
Отдираем пальцами, спичками…Но это не все…Решили, чтобы добру не пропадать, угостить ими Тобика. Вот была картина! Тобик еле мог разинуть пасть. Лапой тер по морде, пытаясь отлепить от зубов тянучку(эх, жаль, что он не мог воспользоваться спичками…). От усталости начал поскуливать, но все равно жевал.
После этого он у нас ничего не брал, поджимал хвост и пересаживался на другое место…

Летом, когда у нас еще не было сада, меня отвозили гостить к т.Вере (маминой сестре) на Тешу. У нее было шестеро детей. Старшая, Люся, была полная, но очень подвижная. Все у нее спорилось. Остальные были мальчишки. Младший, Жека, был старше меня на пять лет. Так что я для ребят была маленькой, забавной обезьянкой. Мое прозвище «Гунюшка» они переделали на «Гугуце» ( по-своему, по-мужски).. Жека часто ездил верхом на колхозной лошади. Сажал и меня на лошадь. Сначала я с ним каталась, а потом одна. Напротив дома, через дорогу, было поле, на котором росла кормовая кукуруза (колхозная). Вот вокруг этого поля я и гоняла. Держалась цепко и ногами, и руками. Аж дух замирал от восторга. И не боялась ведь! А тут по полю решила прокатить. Кукуруза больно хлестала по ногам, царапалась. Все ноги изрезала. Терпела, только зубы стиснула. Эх, сторож поймал, стащил с лошади и больно отодрал за уши, чтоб колхозное добро не портила…Обидно было, все же девочка…
Если бы знал отец, или его тетки о моих проказах?! Ведь для них я была настоящая маленькая леди. Платьишко с голубенькими валанчиками, обязательно гольфики и красивые ленточки в косичках. Ну, просто куколка!
-Надея, пора кушать!- на растяжку говорила т.Тоня, держа в руках кувшин с водой для умывания..За столом нужно было вести себя прилично, не греметь ложкой и не хлебать, а еще - вытирать рот салфеткой…
Зато у т.Вере полная свобода! Бегала в мальчишечьих штанах, босая, чумазая, с ободранными коленками. Ели из общей алюминиевой тарелки, только треск шел! Можно и гримасничать за столом, пнуть ногой Жеку и за это получить подзатыльник…
Жека, маленький росточком, но плотного телосложения. Бесстрашный был какой-то. Прыгал с высокого моста в Тешу, далеко проплывал под водой. Напряженно смотрела, где он выплывет. Переживала…
Плавать не могу до сих пор. До сих пор боюсь воды…Однажды сорвалась с крутого берега и плухнулась в воду. Кричать не стала, побоялась, что захлебнусь…Барахталась, но течение сильное и меня относило от берега. Потом Жека случайно обернулся…Меня нет..Прострелило…Бросился к Теше, меня уносит…В чем был, в том и нырнул…Вытащил…Трясло меня…Жека натирает ноги, руки…Шутит, а самого трясет не меньше…Ничего об этом не рассказали.. Только спустя много лет, вспомнилось как-то…
Вот с тех пор воды боюсь. Много раз была на море, но не заходила дальше, чем по пояс…


Рецензии