Макс Стоялов
Макс Стоялов
2000 год
Оказывается, украинская мультипликация не только еще жива, но и вполне процветает. Молодые талантливые аниматоры успешно работают, правда, плодами их трудов пользуются не на родине, а за границей. Подобное показалось крайне обидным и заслуживающим особого внимания.
Студии «Борисфен-Лютес» почти пять лет. Это совместное с французами предприятие, имеющее филиалы в Харькове, Николаеве, Москве и Бухаресте. «Борисфен» производит около 80 минут рисованных фильмов в месяц, являясь при этом одним из самых крупных производств в Европе, причем ежегодно объемы увеличиваются вдвое, как и, соответственно, зарплата сотрудников.
— Простите за неприличный вопрос, но все-таки: сколько получают ваши сотрудники? — спрашиваю у Наталии Чешихиной, начальника отдела подготовки кадров художников-аниматоров и продвижения программ на телевидение Украины фирмы «Борисфен-Лютес».
— Вообще специалисты в этой области в Украине уникальные. Базой для создания нашей фирмы послужила Украинская киностудия анимационных фильмов, большинство работников пришло оттуда. Кроме того, каждые полгода фирма проводит бесплатные трехмесячные курсы по анимации, предоставляя затем работу самым способным ученикам. Причем поиски талантливой молодежи не ограничиваются пределами Киева, наши менеджеры выезжают на художественные студии в другие города. Чаще всего к нам на работу приходят выпускники архитектурного факультета бывшего КИСИ, а вообще-то образование решающей роли не играет. Намного важнее иметь природные способности именно к этому виду рисунка, ведь это совсем непросто — передать движение. Оплата труда у аниматоров сдельная, опытные работники получают в среднем около 900 гривен в месяц. Вроде бы неплохо для общего среднестатистического украинского уровня, но не стоит забывать, что это тяжелый труд.
Общеизвестно, что анимация бывает коммерческой и фестивальной. Зарубежные заказчики, для которых этот вид бизнеса уже давно является постоянным источником доходов, предоставляют уже готовый сценарий и модели героев. Остальное делают наши мастера. Окончательный монтаж и озвучивание делает заказчик.
Фестивальные же фильмы — совсем другое дело. Это высшее проявление творческой фантазии и вдохновения автора, концентрация всего его внутреннего потенциала, в конце концов, испытание новых анимационных технологий. Это то, что каждый художник более склонен считать работой «для себя», чем для массового потребителя. При этом создание одного фильма может растянуться на несколько лет. Кстати, вышеупомянутая картина «Последняя жена Синей Бороды» получила «Гран-при» на престижнейшем фестивале короткометражных фильмов в Монреале, фильмы «Клиника» и «9 и 1/2», также произведенные на «Борисфене», стали обладателями дипломов на фестивалях во Франции и Японии, не говоря уже об отечественных «Кроке» и «Молодости». Все это хорошо, однако…
— Это просто другая анимация, — продолжает Наталия Чешихина. — Мы делаем ежедневный высококачественный продукт для детей. Ведь сейчас все европейцы, и англичане, и французы, и итальянцы, объединились для того, чтобы дать отпор засилью вульгарной американской культуры. Наши мультфильмы «Ослиная шкура», «Гадкий утенок», «Несчастная Софи» заказали французские телеканалы France-2, France-3, по итальянскому телевидению идет сериал «Волк Альберто», ведутся переговоры с международной студией Polygram Video, с компанией Спилберга. Так что недостатка в клиентах нет и договора заключены на три года вперед.
— Подозреваю, что это можно объяснить дешевизной нашей рабочей силы?
— Разумеется. Но кроме этого — высочайший уровень исполняемых нами работ и большая ответственность, потому что ни разу не был сорван график сдачи заказа. Стоимость одной секунды фильма колеблется от 100 до 200 у.е. в зависимости от количества персонажей, сложностей фона и прочего. Аналогичная работа за рубежом стоит гораздо дороже — до 10 000 у.е. в минуту. Рассчитывать на прибыль, полученную от отечественных заказчиков, не приходится. Некоторые украинские каналы (ICTV, УТ-1, «Новый канал») покупают права на показ фильмов, но по смешной цене, которая в среднем составляет 7 у.е. за минуту.
— Во сколько обходится содержание студии?
— Основные расходы у «Борисфена» приходятся на оплату коммунальных услуг и аренды, ведь для производственных нужд необходима достаточно большая территория. На это уходит приблизительно 5 000 у.е. в месяц. Сюда же можно прибавить оплату услуг связи, покупку огромного количества бумаги, канцелярских принадлежностей, компьютеров и специальных к ним программ. При этом наш генеральный директор умудряется экономить на всем, что не имеет непосредственного отношения к творчеству. Одно из таких его изобретений — это передача анимационного изображения по электронной почте, во избежание оплаты за DHL при отправке готового материала заказчику. Наших партнеров пришлось три месяца убеждать в вероятности подобного решения, и подобных примеров множество.
* * *
Подведем итоги. Подвижники украинской анимации, работающие ради самого творческого процесса, находятся в простое. Посему я буду продолжать безрезультатную борьбу с собственным сыном против уродов-трансформеров, черепашек-ниндзя и прочей нечисти.
Публикация рецензии на «Победитель МФК ЮР Стоялов Макс»
Стоялов Макс, Стоялов Ден, г. Мелитополь
* * *
Слияние небесных сил
С земным величием природы.
Всё в танце бог соединил,
Дав человеку мир свободы.
О танец как же ты красив
В людском обличии Изиды.
В движении жизнь растворив
Ты страстен, словно бой корриды.
Движенье рук как взмах крыла,
Блеск глаз как свет звезды далёкой,
Взметнув в прыжке свои тела, -
Взлетим над бренной суматохой.
* * *
Веселую,
разудалую проповедь -
Воет ветер,
как захмелевший поп.
Пока в карманах
звенит серебро и медь,
Чесать приходу разбитый лоб!
По правде сказать:
и тебе и мне - ни шиша;
Кулак – есть кукиш лохматых рук.
Сегодня у многих шершаво молчит душа.
Язык нынче лижет,
а не рождает звук!
О чём говорить?
Слава Богу, давно неголые,
Как в нужниках,
мы порядок в своих завели словах.
Ну и что же, что песни
стали пустые и кволые,
Зато наша жизнь теперь
в американских штанах.
Кому интересно,
что чума расползлась по миру!?
В чуму всегда было важно
успеть на пир.
В просиженном небе
звёзды белеют, как дыры,
И в лица нам дует ветер
из этих дыр!
СРЕДИ ЗУЛЁНЫХ ХОЛМОВ (Макс Стоялов)
Давным-давно среди зелёных холмов и синих озёр процветало королевство. Правил там справедливый, но весьма надменный король. Было у него два сына. Королевство его на первый взгляд ничем не отличалось от остальных. Графы и герцоги проводили время, участвуя в балах и торжественных приёмах. А простой народ тяжко работал, чтобы высший свет мог наслаждаться своими привилегиями. И всё же среди его подданных не нашлось бы ни одного несчастного человека. Самый последний крестьянин в том королевстве, возвращаясь с поля в свою избу, не упивался до смерти прокисшим элем, а тихо ложился спать, чтобы на следующее утро с новыми силами идти отрабатывать свой скудный хлеб. Не было там ни болезней, ни зла. Люди уходили в глубокой старости, погружаясь в вечный сон.
С самых незапамятных времён каждый год на главной площади столицы проходил Праздник Арфы. В первый день лета четверо гвардейцев торжественно выносили из сокровищницы величайшую драгоценность королевства – Золотую Арфу. До середины - она была словно прекраснейшая женщина из чистого золота, а дальше – высокая арфа с семью струнами. И с первыми лучами солнца Арфа начинала играть. Чудесная музыка наполняла души всех людей счастьем и покоем, а чистый голос Арфы пел о том, что в каждом сердце, будь оно короля или бродяги, живёт Добро и Любовь. Сам Ветер, очарованный сладкой мелодией, кружил над площадью и в благодарность доносил волшебную музыку до самых дальних уголков королевства. Целый день чудесная Арфа неторопливо перебирала струны из звёздного металла и пела, а когда солнце скрывалось за горизонтом, люди расходились по домам, уезжали в свои далекие деревни. И у каждого в душе владычествовали только Мир и Любовь. Целый год каждый из подданных выполнял отведённую ему роль в жизни королевства, счастливый своим уделом, и ждал лета, чтобы снова услышать дивную игру волшебной Арфы.
Арфу хранили в самой глубине королевской сокровищницы, и входить туда свободно мог один лишь король. Ведь она не только пела, но и говорила. Не было случая, чтобы короли не послушались её мудрых советов, а оттого не было ненужных войн и смертей во все времена.
Но случилось так, что старший сын короля наутро после Праздника испросил у отца позволенья поглядеть на Арфу. Удивился король, но всё же разрешил сыну войти в сокровищницу. Как-никак, принц когда-нибудь станет королём и должен знать о величайшем сокровище в мире.
Только принцу вовсе не нужен был мудрый совет Арфы. Он хотел всего лишь увидеть её ещё раз. Ему было всего шестнадцать, но что-то в его сердце вздрогнуло вчера, когда прекрасную Арфу принесли на площадь. И вот уже не музыка насыщала его душу счастьем, как в юные годы, а сама Арфа, хоть и была она из чистого золота.
Несмелыми тихими шагами вошёл принц в темноватые залы сокровищницы. Подошёл он к Арфе, что внимательно смотрела на него, и несколько минут неподвижно стоял. А потом она вдруг улыбнулась ему, но ничего не сказала. И принц, пуще прежнего очарованный, её красотой, вернулся в тронный зал.
- Спросил ли ты у Арфы что-нибудь? – поинтересовался король.
- Нет, отец, - покачал головой принц.
- Зачем же ты ходил к ней? - удивился тот.
- Я хотел просто взглянуть на неё, - улыбнулся принц, не в силах солгать.
- Наверное, тебе уже пора подыскивать невесту в соседних королевствах, - произнёс король, восприняв слова сына как тонкий намёк. – Хочу на старости лет увидеть, что у страны подрастает достойный наследник. Я велю послать гонцов за портретами принцесс. Однако принц не слушал его.
- Расскажи об Арфе, отец. Король пристально вгляделся в сына.
- Арфа – величайшее сокровище нашего королевства. Во всём мире, вероятно, нет ничего ценнее её. Видишь, все они, - он указал на многочисленные портреты предков, украшавшие стены, - до самого первого прародителя слушались мудрых советов Арфы. И поэтому в самые смутные эпохи мира наше королевство смогло выстоять. Но не только это. Арфа ценна своей чудной музыкой. Говорят, она открывает в душах людей всё Добро, а закрывает всё Зло. Я тебе скажу то, что сказал мне мой отец, когда я ещё маленьким мальчиком спросил у него, что такое Арфа. И эти его слова передаются в нашей династии от отца к сыну. - Пока у нас есть Арфа, есть и мы", - медленно подытожил король.
Свидетельство о публикации №208030200578
Андрей Сукач 24.05.2008 10:13 Заявить о нарушении