Пути Господни неисповедимы

Пути Господни неисповедимы. … Хочу поделиться с вами отрезком из своей жизни, наиболее ярким и запоминающимся, чем вся моя жизнь. Работал я  плотником на заводе, на том самом, где начинали свою трудовую жизнь мой отец и моя мать. Я был никчемным человеком: много пил, менял женщин и вообще, слыл бездельником до того самого дня, пока не появился он. … Не знаю, почему его дали в ученики именно мне, наверно тут сыграло то, что меня хотели исправить, заинтересовать или может быть, просто у меня было больше опыта в обработки дерева. … Так или иначе, но он оказался со мной в одной жизненной упряжке. А случилось это так. …
… В начале девяностых годов, в середине рабочего дня, к нам на отделение зашла старший мастер, которая вела за собой какого-то парнишку. Еще совсем юного.
- Прошу любить и жаловать – Василий Кузьмич Шаповалов, - сказала она, улыбаясь мне. - Наш новый ученик плотника. Мастером для него назначаю Андреева Петра Денисовича.
- О! Нашему старому оболтусу дали ученика, … - народ загоготал. – Что говорить – выбрали лучшего. …
Почему-то мне не хотелось отвечать им, но я подошел к пареньку и пожал ему руку. Однако народ не расходился, а наоборот обступал паренька. Тут как тут из толпы в центр вышел местный баламут и весельчак Сашка, который, подмигивая окружающим, сказал новенькому:
- У нас принято, чтобы влиться в коллектив, выпить одним махом 250 грамм водки и не закусывать. Слабо?
Народ еще больше засмеялся, подтрунивая над молчащим новичком.
- Я не пью, - тихо ответил тот.
Голос у него был тихий и робкий.
- Что так, больной? – крикнул кто-то.
- Нет, просто Господь запрещает. …
Народ замолчал. Он не был готов к такому ответу. А во мне проснулся интерес к этому человеку. Что-то простое и внушающее доверие было в нем.
- Пойдем, сынок, я покажу твое рабочее место, - сказал я ему, уводя от неприязненных глаз моих сотрудников. Что говорить, он им сразу не понравился, это было заметно.
«Чокнутый» понеслось со всех сторон в спину Василия, но он не обращал на это внимания.
- Сынок, как тебя зовут - я знаю, - сказал я, - а ты знаешь, как зовут меня. Давай я объясню тебе, в чем будет состоять твоя работа, а обо всем остальном поговорим во время обеда.
- Хорошо, только я не понял, почему, когда вас назвали старым оболтусом вы промолчали?
Я, не зная как ему ответить, развел руками: «Наверно заслужил, сынок». …
… Во время обеда к нему подскочила местная ведьма (ее так называют, потому что она всем гадает) и, ослепительно улыбаясь, сказала:
- Меня зовут Анной Фоминичной. Вась, скажи, а почему ты Кузьмич-то? Отчество у тебя древнее какое-то. …
- Нормальное отчество, - удивленно ответил Василий. – Просто моего отца зовут Кузьма. …
- «Я твоего Кузьму за бороду возьму», - залилась смехом ведьма.
- Чего-чего? – Василий встал, и брови у него сошлись на переносице.
- Ничего, сынок, это шутливая присказка такая, - пошла на попятную Анна.  – Ты скажи, случаем твой отец не поп?
- Во-первых, не поп, а священник, - с металлом в голосе ответил Василий. – А во-вторых, что плохого в том, что он служит Богу?
- Ничего, сынок, ничего, - тут же отступила она, нахмурившись, что ее поправили. – Ты знаешь, я тоже верю в Бога. И в церковь хожу, и свечи покупаю. Это все очень помогает мне открывать энергетические каналы и черпать силу из космоса. … Хочешь, я принесу тебе литературу, из которой ты поймешь, что Бог един для всех, только для каждого он свой. …
- Нет, - тихо, но с уверенностью ответил Василий, - я такую литературу не то, чтобы читать, в руки стараюсь не брать. Это проделки дьявола. А раз вы читаете все это да еще распространяете, то являетесь для меня духовным врагом!
Ведьма, ахнув, отступила от него еще на шаг и с нескрываемым презрением, смотрела на него. Ее еще пока что никто так на место не ставил. Однако, она решила сделать еще один шаг.
- Вась, - снова улыбнувшись, произнесла она, - ты ошибся в вере. Не правильно мыслишь. … Я предлагаю тебе сходить на наши семинары, из которых ты поймешь, что именно это даст тебе возможность спастись. …
Вася вскочил и с ненавистью и неприязнью в голосе, громко сказал:
- Пожалуйста, отойдите от меня и больше не подходите, ибо вы враг Христов, а значит и мой! Бес в вас сидит. …
Анна ахнула, и с проклятиями, удрала, а я подошел к нему и сказал:
- Что-то ты грозен, малыш. Ну, пошутила тетка, … - но он не дал мне договорить:
- Это не шутки! Она портит православные души своим сектантским ядом! …
Она ему такого простить не могла и, отойдя, решила отомстить, во что бы то не стало. А Василий, наскоро перекусив, садился читать Библию. Что говорить, он изменил мою жизнь, наполнив ее смыслом. Я брал с этого паренька пример и просил читать Книгу Книг вслух. Так мы совершенствовались в духовном плане, а я его посвящал в тайны плотничества. Он как-то поделился, что мечтает вырезать из дерева икону Богородицы.
Прошел месяц, за ним и второй. Народ привык к Ваське, но идти с ним на контакт никому не хотелось. Вдруг чего доброго окружающие подумают, что и они сошли с ума. … Лишь Анна Фоминична не отрывала от него злых глаз. Она не забыла ту обиду, которая была нанесена ей, и следила за каждым его шагом, постепенно отмечая, во сколько выходит из цеха, закрывает ли при этом шкаф, как ладит с людьми. … Мне было видно, что ненависть сжигает ее сердце, делая разум туманнее и хитрее. И вот настал тот день, когда она решила выплеснуть свой гнев. Василий отлучился по делам, когда ведьма забежала в комнату мастеров, вытащила знаменитый синий кошелек старшего мастера и запихнула его в незапертый шкаф Василия. После чего, чересчур довольная собой, вернулась на свое рабочее место, напевая себе под нос известную песенку: «А я только с мороза – я ведь майская роза…».
Уж сколько раз я за свою жизнь совершил проступков, но тут, видя несправедливость к честному парню, решил восстановить справедливость. Пока Васька не вернулся, я незаметно подошел к его шкафу, вынул украденную вещь и подбросил ее в шкаф ведьме.
В конце рабочего дня наш старший мастер обнаружила пропажу.
- Обокрали! – кричала она. – Всю получку утащили!!!
- Да, такого в нашем цеху пока что не было, - сказал кто-то.
А Анна Фоминична добавила:
- … пока не появился новенький.
Все разом посмотрели на Василия, который прибирал свое рабочее место.
- Слышь, ты, сволочь! – начальница рванула к нему. - Верни сворованное!
- Я не пойму о чем вы говорите? – Вася удивленно развел руками.
- Наталья Федоровна, - с радостной улыбкой к жертве подкатила ведьма, - сделай так: у кого найдешь свой кошелек, того с позором и выгони.
- Хорошая идея, Аня, - начальница сдвинула брови. - Пока тебя здесь не было -  все было тихо, - сказала она Васе. – Открывай шкаф!
Вася открыл.
Мастер в окружении народа обыскала его и, естественно ничего не нашла. Обыскали самого подозреваемого и его одежду – пусто. Ведьма заметалась и сама бросилась помогать искать. Без результатов.
И тут я, наконец, сказал свое слово:
- А я видел, как Анна Фоминична несла какой-то синий кошелек к себе в
шкаф. …
Воровка подскочила и закричала:
- Молчи, гад, не смей наговаривать на меня такое!!! Ты – покровитель воров. …
Когда начальница в присутствии коллектива обыскала ее шкаф и нашла свой кошель, цех замер. Такое молчание, которое наступило, наверно бывает лишь ночью. Ведьма сидела, пытаясь что-то сказать, но только выпускала невнятные звуки. … Что и говорить, как хотела она скомпрометировать невинного, а как попалась сама. Никто так и не понял, как попал кошель к самой хитрой и пронырливой сотруднице, но решили не связываться, а то чего доброго напустит на них порчу. … Ну, а я посоветовал Василию уйти отсюда.
 - Знаешь, - сказал я ему, - тебе здесь не дадут спокойно работать. Уж я-то эту ведьму знаю. Советую подыскать место получше. Где бы тебя оценили по достоинству. Скажи, вот ты верующий, на твой взгляд, где для тебя было бы лучше?
- В монастыре или при храме, - был его ответ.
- Ну, монастырь, это уж слишком, - сказал я, - а вот о церкви подумай. Может, стоит попробовать тебе там поработать? Ведь наверняка им нужны рабочие люди. … И еще. Сынок, полюбил я тебя. Мне будет тяжело с тобой расставаться. Ты меня в люди вывел на старости лет. Подарил вторую жизнь и истинный смысл жизни. Ты меня не забывай. И не отказывайся, - быстро сказал я, видя его жест отказа, - кто знает, как повернется твоя жизнь? Одному Богу известно. … Наведывайся ко мне. А-то так и не узнаешь, вдруг помер старик. …
Мы обнялись, и Василий уволился, подарив мне на прощанье свою потертую, но близкую и дорогую сердцу Библию.
Вскоре я стал жертвой несчастного случая, из-за которого я пролежал в больнице не один месяц. Мне дали инвалидность после того, как ампутировали левую руку. С работы сократили и я, чтобы поднять себе пенсию, ходил по дворам и собирал бутылки. Прошло 15 лет. За это время я ни разу не видел Василия. Однако Господь меня свел с ним на его похоронах. Кто бы мог предположить, что я увижусь со своим бывшим учеником в храме на его отпевании?
Вы не можете себе представить, как лились у меня слезы! Я упал на колени и молил Бога пощадить раба Его Василия. Вскоре я ощутил на своем плече чью-то руку. Подняв взгляд, увидел старого священника.
- Вы знали Василия? – спросил он у меня.
- Да, - ответил я. – И очень хорошо. Это был человек с большой буквы. …
- Зайдите ко мне завтра после обедни, - попросил он меня. - Я бы хотел вам рассказать о нем и услышать ту часть истории от вас, которая мне неизвестна.
Как он сказал, так я и сделал.
На следующее утро я отстоял обедню, и после того, как приложился к кресту, прошел в комнатку настоятеля.
Настоятель был очень старым и с трудом снимал с себя облачения. Когда я предложил ему помощь, поблагодарил меня, но отказался.
- Расскажите мне о нем, - попросил он, когда разделся и сел напротив меня в кресло.
Я ему обо всем рассказал. О его великодушии, порядочности, вере и о том, как он сделал из меня человека. Отец Иоанн тихо плакал, вытирая краешки глаз носовым платком.
- Вы знаете, это был удивительный человек, - наконец и он начал рассказывать. - Когда он только пришел к нам и попросился на должность сторожа, я побоялся его брать. Как-никак – молод еще. Ведь в его возрасте все стремятся к большим деньгам, а он сознательно стремился к минимальному окладу. Но взял с испытательным сроком. Он с первых дней зарекомендовал себя порядочным человеком. Но истинная его жизнь началась после смерти его отца. Он продал квартиру и поселился жить при храме в сарае. От зарплаты отказался в пользу нашего храма и люди стали замечать за ним странности. Он ежедневно бывал на обедне и заутрени, а свободное время проводил в сквере при нашей церкви, убирая его и ремонтируя скамейки. Но вот произошло несчастье – в нашем храме случился серьезный пожар. Василий вызвал пожарных и пока дожидался их, выносил еще целые иконы на улицу. Пока спасал имущество церкви, он не замечал, что одежда на нем загорелась, а когда понял – было поздно. У него были опалены волосы и лицо. И он ослеп. Боже, как он плакал, когда ему сообщили, что теперь он не сможет работать! Он умолял нас, обещая доказать, что лучшего работника нам не найти. … Мне было его очень жаль, но подумайте сами – слепой сторож. Это немыслимо! Но жалость к нему победила. Я оставил его у себя, думая, пусть живет Божий человек. Но вышло по-другому.
В ту же ночь, когда его выписали из больницы, и он вернулся на работу, в Дом Божий влезли воры. Я не знаю, это просто чудо произошло, как произошло то, о чем я хочу вам рассказать. Он один задержал всех! Вы представляете? Слепой всех задержал! У нас милиция да охрана не работает как должно, а тут слепой, вооруженный крестом и молитвой обезоружил и задержал четырех преступников! Я спросил его потом, как ему удалось? Он же ответил, что почувствовал врагов и тут же стал читать молитву: «Господи, обрати к Тебе сердца врагов наших, если невозможно иже ожесточенным обратитися, то положи преграду зла их и защити от них избранных Твоих», а также: «Да воскреснет Бог…». После чего Господь словно вернул ему зрение. Он видел врагов и знал, как с ними справиться.
Да, чудо явил Господь мне, неверующему, который думал, что слепой не может служить сторожем. После этого случая Василий почти перестал выходить на прогулку, все время просиживая в своем сарайчике. Я не хотел надоедать ему, считая, что он заслужил покой своим подвигом. На исповеди Василий не открывал мне, чем занимается в свободное время, а я не настаивал. Именно после потери зрения он стал вести такую жизнь. Весть о слепом стороже пронеслась по городу и десятки мелких воришек, хулиганов и грабителей пытались пробраться в храм. Все. … Вы вслушайтесь в это слово – ВСЕ. … Все были задержаны слепым сторожем. Ни единой копейки не потеряла Церковь за те 15 лет, пока у нас служил раб Божий Василий. Господи, истинно, великое чудо Ты явил нам недостойным! Вера спасла его. … Главное, что он совсем не гордился этим, а когда приезжали корреспонденты или просто любопытные, прятался от людских глаз в своем сарае. Я чувствовал, что чем-то очень важным  он занимается там, но чем именно – знать не мог. И вот, когда в одно утро он не явился на службу, все встревожились. Такого еще не было, чтобы он пропускал обедню или заутреню. … Когда мы вошли к нему в сарай, мы увидели его лежащим на земле с ножиком в руке. Он был мертв. Разрыв сердца. Скончался мгновенно. А все стены его жилища были усеяны резными иконами. Понимаете, слепой вырезал тончайшей работы иконы! Зрячий-то не каждый имеет дар-то такой, а тут такое чудо! Господи, как же мы плакали все, увидев это! Поистине, великий дар подарил нам Господь и знак, что ни один самый сирый не потеряет Его любовь, если искренне верит в Него. … Это был урок всем нам. …
… Прошло много лет, но я никогда не забываю своего великого ученика Василия. Особенно когда каждую ночь обхожу пустой храм и смотрю на резную икону Спасителя его работы, повешенную возле алтаря. …


Рецензии
Здравствуйте Алексей!
Очень тронул Ваш рассказ. Написан с душой.
Только текст сплошной сложно читать. Сделайте пробелы.
:)

Елизавета Басова   13.03.2008 22:59     Заявить о нарушении
Все исправил.:)

С уважением, Алексей.

Алексей Досков   14.03.2008 07:03   Заявить о нарушении