Крысеныш

Говорят, где-то на нашей стороне земли есть океан. Как и положено исполину, он катает на спине корабли, подбрасывает рыбацкие лодки и выращивает стада рыб. А еще у него есть берег. Хотя все знают, что океан безграничен, это не совсем так. Должен же с одной стороны быть берег, чтобы отталкиваться от него по утрам и чесать волны, когда чешется. Должны быть скалистые клыки, торчащие из пены прибоя и высокий обрыв. Берег должен резко заканчиваться выступом, обязательно хрупким. Выйдешь на него – и не знаешь, выдержит ли он тебя. Неважно, кто ты, медведь, зебра или пес. Край не должен выдержать никого. Но с высоты обрыва можно увидеть величие океана, его необъятие.
На берегу океана жил Крысеныш. Давно ли он поселился здесь и откуда пришел, Крысеныш никогда не задумывался. Просто у него был собственный домик на берегу – но не у края, а подальше, к роще. Если быть честными, скажем, что так Крысеныш называл беспорядочно растущее скопище кустов и низкорослых деревьев. Но, с другой стороны, для него деревья казались высокими. Свой дом Крысеныш сделал из обломков ящиков и обрывков тряпок, которые океан любезно забросил на такую высоту. После долгих стараний у мелкого строителя получился уютный домик с прихожей, кухней, гостиной и спальней. Крыша обтянута целлофаном, стены утеплены пенопластом. Неизвестно, где океан находил такие вещи, но это никого и не интересует. Все равно он не расскажет.
Никто не появлялся на берегу. Сам Крысеныш никогда не убегал отсюда, и поэтому разговаривать мог сам с собой. Он любил читать монологи о чем-либо, наблюдая за тем, как солнце сползало в пасть океана. Оно заканчивалось там каждый вечер – как каждое утро вылезало из-за рощи.
Однажды Крысеныш возился с новыми тряпками, которые ночью подкинул океан. Он заботливо разложил их под солнышком, прикидывая, куда бы их использовать. Например, из них можно сшить новый матрас. Или оббить ими дверь, чтобы не дуло по ночам. Крысеныш ходил кругами вокруг одной из них, которая ему особо понравилась. Вся цветастая, огромная и странно сшитая. Если бы он видел людей, то догадался бы, что это теплые детские ползунки, практические целые. Но грызун не был знаком с подобными представителями, а потому не забивал голову глупыми вопросами. Идея сделать матрас пересилила, и теперь осталось сделать разметку, где будут сделаны разгрызы. Что-то отвлекало от мыслей, но Крысеныш не сразу понял, что…
Кто-то бежит. На этом берегу имеют право шуметь лишь океан и сам Крысеныш, а потому это было неожиданно. И страшно. Крысеныш уставился на рощу – источник нового шума. Через время менее минуты на берегу появилось новое существо. И тогда грызун понял, что мир рухнул. Спокойный берег, на котором никогда и никто не появлялся, оказался доступен еще для кого-то. Зверек же, размером с самого Крысеныша, не обратил на последнего никакого внимания. Он просто помчался к краю обрыва и бросился вниз на пенные скалы.
Крысеныш сел. Только что сюда примчался некто, кто поставил под угрозу всю безопасность Крысеныша и молча исчез. Просто утопился. Или разбился – неважно. Может, ничего и не было? Но он же видел – и слышал. Кто это? Или что это? Несостоявшийся матрасик отлетел в сторону, а грызун обнял лапами голову. Все это было настолько нелогично, что этого просто не могло произойти. Единственным выходом казалось не думать о произошедшем. Это оказалось сложно. Даже на закате Крысеныш говорил сам с собой не о привычных темах, а об этом существе. Может, оно не видело обрыв? Нет, видело. Значит, прыгало сознательно. Не знало о высоте? Но это же обрыв, а обрывы не бывают низкие. Значит, оно хотело умереть. Оно бежало одно. А значит, если где-то еще есть такие существа, то они живут поодиночке. Но почему он бежал? От кого? Или к кому? Почему он оставил дом? Крысеныш попытался ответить на эти вопросы и получилось, что его дома не стало. Поэтому существу было незачем жить. На этом Крысеныш успокоился и ушел спать.
В другой день история повторилась. Снова одинокое существо, снова молча – и с обрыва. Крысенышу было уже все понятно, а потому он не удивился. Только отошел в сторону.
А еще через пару дней пришли остальные. Их были не сотни – тысячи. Они неслись, не разбирая дороги, подталкивая передних. Они сбили домик Крысеныша и растоптали его, не заметив. У всех была цель – океан. Сам Крысеныш остался цел лишь потому, что забрался на дерево. А они все бежали. Казалось, эти существа решили побороть океан и заставить его уйти, но он оказывался все равно сильнее…
К вечеру бег закончился. Крысеныш слез с дерева и опустошенно побрел к останкам дома. На земле валялись затоптанные обрывки дерева и целлофана. Крысеныш попытался собрать пригодные осколки, но быстро понял бесполезность своей затеи. Он просто сел на край обрыва и заплакал. Внизу, скрытые водой, были те, кто разрушил его жизнь. Крысеныш почувствовал, как под ним едет разбитый камешек скалы, но даже не пошевелился. На долгие мгновения до воды он просто отдался ветру – и плакал.
Говорят, есть такие зверьки – лемминги. Они могут сорваться с места, бежать сотни километров, чтобы найти скалу и броситься с нее. Зачем? Никто не знает. Или не спрашивает…


Рецензии