Иерей Петр Боярский. Гонения

ГОНЕНИЯ

Не тот любитель добродетели,
 кто с борением делает добро,
но тот, кто с радостью приемлет
последующие за тем бедствия…»
Исаак Сирин

«Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). И этим терновым венцам Христовым, хвалой и славой всех избранников Божиих, венчал Господь и иерея Петра.
Ненавистник человеческою спасения, видя как через о.Петра низлагаются его козни, как любовь Христова торжествует, над его злобой, воздвиг на праведника лютое гонение. Возбудивши в лжебратии зависть он посеял семена таиной и явной злобы к нему, окружил жизнь батюшки клеветой. Ему не давали сказать проповедь, не пускали в храм совершать литургию и исповедоватъ; загружали требами настолько, что он не успевал за весь день хотя бы немного поесть; отстраняли от людей, которые искали у него совета и наставления; следили за каждым шагом батюшки, чтобы не дать ему исполнить своё пастырское служение, чтобы помешать его трудничеству на ниве человеческого спасение, на которое он был признан Господом. Наконец, его просто в злобе обсыпали бранными словами и ругались над ним. Но ничто не могло поколебать смирения и любви мужественного воина Христа. Побеждая зло добром, он низлагал все козни диавола, для его любви не было и не могло быть преград.

«Можно представить, как ополчился диавол, видя в батюшке своё поражение. Он восстал через священнослужителей, через нечестивых служителей храма. Зависть породила в душах священников и тайную злобу. Казалось бы несовместимую со священным саном... Была свидетелем, как во время проповеди о.Петра другой священник перебивал его какими-то вопросами и поучениями, например: «стань сюда», «повернись туда». Батюшка при этом внешне смущался, краснели щеки, но проповедь продолжал, и враг был посрамлён.
Опытное священство было будто оставлено на второй план. Почувствовав благодать Божию, которая обильно почивала на юном священнике, люди потянулись к нему, и многие уже категорично стали просить только о.Петра исполнить ту или иную требу. Тогда батюшку решили искушать в другом. Ему расписывали требы так, что он едва успевал с одной на другую. Враг ударил по плоти. Притом только батюшка Пётр исполнял требы, ходя пешком, когда приходилось причащать больных, живущих вдалеке. Без предоставления транспорта другие священники отказывались выполнять такие требы, и они сразу отписывались о.Петру. С утра до позднего обеда без принятия пищи (времени не оставалось) проводил дни о.Пётр. Это не могло не отразиться на его больном желудке и усугубляло состояние его здоровья. Пока к концу дня ему наконец и удавалось пообедать, то лишь тем, что оставалось после трапезы. Мне было мучительно наблюдать за такой «духовной» всеобщей жизнью нашего прихода» (Фотиния).

«Верен в малом и в великом будет верен» (Лук.16, 14). Именно с мелочей складывается нравственный характер человека, его нравственный облик. И нельзя не умилиться перед красотой ангелоподобной души, видя с какой самоотдачей, с какой любовью и ответственностью о.Петр исполнял требы, казалось бы обыденное дело священника, которое многие исполняют как бы по привычке. Батюшка каждому человеку отдавался весь, каждая треба была для него крестом, страданием за ближнего, и для него не было и не могло быть обыденности. «Мне пришлось обратиться в Николаевскую церковь г.Запорожья, чтобы причастить одну тяжелобольную бабушку, одинокую (я её соседка). Я очень долго ходила, так что надоело уже ходить: то нет бензина, то некогда. И тогда добрые люди посоветовали мне обратиться к батюшке Петру, который в это время как раз был в Запорожье (он тогда уже у нас не работал, так как его перевели в район). И хотя моя просьба не входила в его обязанности и была обременительной, так как больная жила далеко, на окраине города, но он не отказался. Когда я обратилась к батюшке и всё ему рассказала, что он меня сразу же успокоил: «Матушка, не волнуйтесь, я обязательно причащу больную, но сначала возьму разрешение у владыки - можно ли ехать троллейбусом. Если нельзя - пойдём пешком.»

На следующий День, когда я пришла в церковь, он уже ждал меня, и мы сразу поехали. Был дождь, и везде стояли лужи. Как только мы вышли из троллейбуса, батюшку забрызгала машина. Я расстроилась, говорю: «Батюшка, машина залепила грязью сзади весь подрясник...» А он улыбнулся, как бы доволен был этим, и говорит: «Ничего, матушка, это же благодать Божия», - и отряхнул рукой. И столько в его голосе было любви и тепла, что у меня сразу потеплело на душе. Батюшкина невозмутимость, («бывающая в совершенных», где «гнев... умерщвлён безстрастием, как змий мечем», И.Лестн.8:26) - поражала многих.
Когда о.Пётр исповедывал старушку, то стал на коленки и очень долго вычитывал молитвы к причащению. Я удивилась: ни один батюшка никогда! да так долго не вычитывал на коленках... Когда после причастия я хотела отблагодаригь батюшку, он ничего не взял, хотя мы его упрашивали хоть консервочку принять от нас, но он отказался и от денег, и от угощений...
«Мы очень скорбим по батюшке Петру, так как сравнивали его с Ангелом. Много у нас молодых батюшек, но равных ему нет. Он был очень смирен, кроток, очень любил весь мир, всегда ласковый и тихий такой. Мы никогда не забудем его» (Надежда).
 «Многи скорби праведным», - говорит Писание. Столь многи, что и одного упоминания о них, по свидетельству Варсануфия Великого, не может понести даже слух наш. «Сколько может сердце вместить и перенести скорбей, столько вмешает и благодати Божией...» (Старец Александр Гефсиманский). То есть насколько благодать святых превосходит всякое представление, настолько и скорби их превосходят меру наших сил. Нашему зрению открывается только внешняя сторона их скорбей, но и сего достаточно, чтобы взирая на их пример, укрепляться в терпении и не быть малодушными. На краткую жизнь О.Петра выпало столько скорбей, столько страданий, что мы чувствуем своё безсилие даже внешне описать их. И это его крестонощение - это, может быть, самая лучшая его проповедь о Евангельской любви, всепрощающей, благотворящей ненавидящим, полагающей и душу свою за други своя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»(Иоан.15,13).

«Каждый, даже маленький штрих касательно батюшки -это сердечная боль, мука за его невзгоды, лишения, страдания физические и духовные. Это нам - сторонним наблюдателям невзгод отца Петра - тяжко было, а ему-то самому каково было перенести асе унижения, наговоры, сплетни, зависть. Сколько на него было наговоров! Кроткая и чистая его душа молча переносила несправедливости, обиды...
Сколько теплоты исходило от отца Петра! С первого взгляда июли буквально прилеплялись тс нему, тянулись за ним, за этим юным священником и голами, и стажем службы. Шли за ним, а за это наказывали о.Петра, всячески отстраняли от прихожан. Отец Пётр говорил: «Вы мне звоните, звоните, меня обязательно (подчеркивал, растягивая слово) позовут». Батюшка!!! Дане звали Вас! Отговаривались, что Вас нет, хотя вы были рядом. И никогда ничего не передавали для Вас, как бы не просили! А Вы нервничали, переживали, что Вам не звонят и не выполняют Ваши просьбы. Сколько же страданий досталось Вам, батюшка! - всего лишь за год священничества - другим бы на всю жизнь хватило. Епископ Василий на панихиде сказал, что отец Пётр прожил жизнь - (этот год своей жизни - как стал священником) - жизнь 80-летнего Старца. Даже епископ отметил мученическую жизнь батюшки!!!

 …Однажды уехал о.Пётр к родителям и заболел. А тут большой праздник (кажется Успение Пресвятой Богородицы), думаю: «Не может быть, чтобы батюшка не приехал: не вернулся в такой большой праздник. Ему самое лучшее лекарство - служба в Церкви». Эго было примерно в 14.00, смотрю в окно и вижу ответ на мои размышления: стоит перед входной дверью в храм батюшка Пётр и молится, собираясь войти, уже в иерейском облачении. Приехал уже батюшка! Как же радостно было его видеть! Посвежевший, улыбающийся...

Вернулся, и опять начались гонения, притеснения; при его прекрасных знаниях ведения служб (я была свидетельницей, как о.Петр подсказывал другим священникам забывшийся ход и слова службы), он был довольно долгие время оставлен третьим священником. С какой кротостью он исполнил приказания епископа, чтоб прихожане приходили к нему только на исповедь... И как страдал при этом. Вот был истинный пастырь! За что его - пастыря - отгораживали от паствы, даже не разрешая приближаться?! Как может священник спасать души пасомых, если мы — совершенно безграмотные духовно - так остро нуждаемся в наставлениях, поучениях и не можем подойти к священнику, в котором интуитивно чувствуем истинного молитвенника, как спасительного наставника…
Только один раз он был по-настоящему счастлив - это когда съездил к архимандриту Савватию (схиарх. Зосиме). Вернулся - весь лучится, сияет - напоенный духовностью и наставлениями в пастырстве, такой весь любвеобильный: «Приходите ко мне, спрашивайте, что вам неясно, вместе разберём, побеседуем. Подходите в любое время! А на следующее утро о.Пётр весь вывернутый, поникший, молчалив: видимо, прошел чистилище.., как спасать души своих пасомых... Не хватает в моём словесном багаже слов, чтобы передать безисходность отчаяния моей души от сопереживания отцу Петру, которая мучила меня через безсилие помочь батюшке!!» (Неонилла).

Все скорби о.Пётр встречал со смиренной покорностью воле Божией и из каждого испытания выходил, как золото из огня, блистая ещё большим смирением, ещё большей любовью. «Чем больше восседал враг. тем больше уделял молитве непрестанной о.Пётр. Внешне спокоен, а внутренне страдая от неправды, - он уходил за церковь, чтобы уединиться, и молился. Молился и молился. Даже и это многих раздражало: «Столько молиться нельзя, можно лишиться рассудка», - слышалось со сторон. А к кому же прибегнуть было ему, как не к Всещедрому Господу - Утешителю всех скорбящих и обидемых.
Меня почему-то по промыслу Божиему поставил Господь во свидетельство многих событий из жизни нашего прихода, из жизни батюшки Петра. Однажды я узнала от поваров, что во время обеда что-то снова произошло, и о.Пётр, не закончив обед, оставив все, вышел - серьезный, с опущеной головой. Я так заскорбила душой, что проплакала у иконы преподобного Серафима Саровского долгое время с горячей молитвой вернуть батюшке душенный мир, спокойствие и подать утешение, защитить от всех врагов видимых и невидимых.
Каково же было мое удивление, когда через 2 часа мы с Игорьком (послушником) увидели батюшку Петра шедшего к церкви с поднятой головой и взором, устремленным в небо, со светлостью и необыкновенной радостью па лице. Его уста творили молитву, и он благоговейно крестился на ходу и от радости почти не касался земли. Казалось, что он действительно видит Того, Кому посылает в небеса свои горячие молитвы. Когда он вошёл в храм, то не зная в чём воплотить эту радость, потрепал Игоречка по голове и скрылся в алтаре. Когда через некоторое время я осмелилась спросить, что же произошло, то батюшка так меня удивил и так озадачил своим ответом, что я по своей духовной неграмотности подумала, что с батюшкой что-то не то. С такой радостью и умилением он сообщил мне: «У меня язва желудка, молитесь, чтобы я никогда не выздоровел», - и пошёл себе» (Фотиния).

Вот как праведники воспринимают скорби - радуясь и благодаря Господа! «Я полюбил страдания, так удивительно очищающие душу», - писал архиепископ Лука Войно -Ясенецкий. Ведь скорби - свидетельство попечения всеблагого Бога о нас, свидетельство Его любви, потому что никак невозможно войти в Царство Небесное без многих скорбей, о чём единогласно свидетельствуют жития всех святых. И нельзя возлюбить Христа, не возлюбив его Животворящий Крест, нельзя любить Господа и не любить страданий.
«Слава Богу за всё!» - эти слова святого Иоанна Златоуста очень часто любил повторять батюшка. И когда взволнованная мать, получив очередное тревожное письмо от прихожан, спрашивала по телефону с тревогой о его делах, она неизменно слышала в ответ: «Слава Богу за всё! Не волнуйтесь, мама, у меня всё хорошо» Батюшка никогда не жаловался на свою сдобу никто не слышал от него и слова недовольства или ропота, как бы ему трудно не приходилось. Всецело предав себя на волю Божию, он довольствовался всем, что Господь ему посылал, являя образ совершенного смирения. Гордый и в раю будет недовольным: «Почему я не Ангел, почему я не Бог?!» Смиренный же будет мирен и в аду: «По милости Своей сотворил со мною Господь, ибо аз достоин худшего за грехи мои».
«Без лечения и по промыслу Божиему язвенная болезнь прогрессировала и стала вызывать частые приступы. Во время соборования пришлось батюшке от жесточайших болей уйти в алтарь и, как рассказывали, лежать там на полу. От своей безпомощности хоть чем-то ему помочь я терялась и скорбила. То немногое, что я могла сделать: принести лекарство или тайком оставить в его келий молоко или ещё что-нибудь для его больного желудка, - враг обратил во зло. На о.Петра возвели жесточайшую клевету, обвиняли в блуде, писали архиерею жалобы и анонимки. Позже узнала, что за батюшкой установили слежку и докладывали архиерею за каждым его шагом... Отца Петра стали переводить по приходам, по сёлам. Прихожане приуныли, уже нет больше огромных очередей на исповедь. Но по промыслу Божию, наверное, так и должно было быть: этот ясный светильник истинной веры Христовой должны были увидеть многие люди. Как проповедника святого Евангелия повёл Господь батюшку Петра по приходам. Его нигде не хотели отпускать. Ему предлагал председатель колхоза и машину, и квартиру. Но не земным была занята его чистая душа, а стремлением к Господу, к спасению своей паствы» (Фотиния).

Отца Петра направляли по наиболее запушенным приходам, где долгое время храм был недействующим, где иногда не было даже икон. И везде, где Господь являл Своего избранника, совершалось величайшее чудо торжества Евангельской любви, Евангельской Истины над мраком неверия и ожесточения. Омрачённые тлетворными веяниями богоборчества сердца просветлялись Светом Благодати Христовой, которая так обильно почивала на батюшке, и церковная жизнь в приходе оживала. Пустой храм наполнялся народом, обильно источались слёзы покаяния и возносились молитвы ко Пресвятой Троице.
«Его звали «Ангел наш». И куда бы он не попадал на службу (за год своего пребывания в епархии он в десяти приходах побывал, нигде долго не задерживаясь - только в Токмаке задержался подольше, а потом оказалось - навечно...), прихожане тотчас тянулись к нему...
Приехали мы (его мама и мы - 2 прихожанки из Запорожья – к отцу Петру на день его Ангела (это в июле - в день прaздника апостолов Петpа и Павла). И вечером после такого тяжкого для него и нас дня, полного искушений, нервозности, попросили батюшку почитать Акафист Скоропослушнице, - и батюшка c готовностью согласился. Как же он проникновенно читал, даже голос изменился - стал таким глубоким, будто из самого сердца шёл! Мы стояли за его спиной и радовались: душа нашего батюшки оттаивала!

А день был тяжёл! Хотя должно было быть наоборот: всё же день Ангела священника. Утро началось прекрасно. Литургию о.Пётр правил как обычно, целиком уйдя в неё, да вот не дали до конца отслужить. Не дали сказать проповедь, тщательно подготовленнyю (a yж батюшка умел проповедовать! Слушатели плaкaли ). Скомкали молебен - настoятель потpебовaл отьезда всех прихожан в дpyгую церковь на храмовый праздник.. Мы (приезжие) всячески уклонялись - хотелось побыть c о.Петром, но от нас раздраженно потребовали садиться в автобус и ехать. Все приxожaне, слyжители церкви, священники - все, кроме о.Петра, уехали и оставили батюшку в одиночестве до позднего вечера. Какой был радостный батюшка в утро того дня - и только улыбающийся вечером, только напyxшие веки выдавали его глубокое переживание обиды... Господь укреплял батюшку этими испытаниями. Ho откуда нам - духовно нищим - было догадываться об этом? Только увидели промысел Божий: батюшке испытание, a нам, его гостям, его маме - радость искреннего откровения прихожан в любви к о.Петру. Ведь и в том храме, куда увезли нас («Петра и Павла» в г.Молочанске), о.Пётр служил когда-то раньше. И вот прихожане подходили к маме о.Петра c земным поклоном и со слезами радости и благодарности: «...за воспитание такого сыночка, такого Ангела! Это наш Ангел!» - так говорили маме.
Было радостно от этого и горько, что о.Пётр оставлен в одиночестве в такой большой праздник, как в наказание. Душа ныла, скорбела!» (Неонилла).
 Ho батюшка не знaл обиды в обыкновенном смысле слова - как жaлости к себе. Дa, его сердце сокpyшaла жaлость, но жaлость к другим, он мог со слезами молиться, оплакивая стpадания ближних. Со слезами молился он и за врагов своих, оплакивaя их ожесточение, благотвоpил им всячески, прилагая нечеловеческие усилия, чтобы вернyть заблудшие души Любви Христовой.

Дверь в священническую комнату была наполовину приоткрыта, когда я стала свидетелем страшного и непонятного для меня в то время поступка батюшки Петра. ...В священническую безцеремонно, как всегда, ворвалась вечнo недовольная и ворчливaя одна служащaя нашего храма. Видно было, что она уже и не знала, на кого обрушить ещё свою раздражённость. И вдруг я в изумлении увидела, так что даже попятилась нaзад, как наш батюшка Пётp, в черном стареньком подряснике, c необычайным смирением и состраданием, преклонив перед нею колени, произнёс: «А вы поругайте меня, может вам станет легче». Я возмyтилась в дyше: что же это такoе? Перед нею (?), всю бездуховную внутpенность которой одно присутствие батюшки заставляло трепетать злобой, о.Пётр склонился в земном поклоне?!.. И только теперь, спустя несколько лет, я отчётливо увидела, что батюшка наш, словно Спаситель - кроткий и смиренный, имея всю полноту Евангельской любви, как Агнец приносил себя в жертву и склонял колени перед оскверненной грехами душой – в последней надежде на её покаяние, чтобы возвратить ей дyxовный мир» (Фотиния).
Перед тем, кто его поносил, перед тем, кто клеветaл на него, перед тем, кто постоянно злотворил ему, разжигaясь всё большей ненавистью и злобой - иерей Пётр преклоняет колени! Действительно, стpашное зрелище для человеческого рассудка, уязвлённого самостью и мнимой прaведностью, не познавшего сколь безгpанично смирение Христово, сколь безпредельна Его любовь к падшим. Предвечное Слово, всесовершенный Бог и Творец мира, от престола Пресвятой Троицы, от небесны обителей, где радость и блаженство, где Ему служили тьмы Ангелов и слaвословили Его – преклоняет Свои колени к земле, долине плача и страданий, облекается в смертную плоть и отдаёт Себя людям, творению Своему, для надругания, чтобы Своим смирением и любовью победить злобу мира, чтобы спаси племя разбойников и прелюбодеев, кои суть человеки.
В любви к Распятому за нас о.Пётр совершенно забыл себя, он совсем не мыслил o себе. Не мыслить же o себе - есть признак совершенного смирения. Ибо, как учат св. Отцы, смирение не есть простой помысл, но образ мыслей: « Смирение состоит в том, чтобы отсечь во Всем свою волю u не иметь ни o Чем попечения» (Иоaнн Пророк, ответ 459). Как самолюбие («врождённая гордость» - Исаак Сирин) всегда мыслит в первую очередь о себе, о своих заботах и проблемах и весь мир и через свoё «Я» так и смирение совершенно o себе не мыслит, но o других и есть плод полного самоотречения. Кто же не мыслит o себе - слеп и глyx к наносимым оскорблениям, но всецело заботится o пользе ближнего: «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя ( ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто будучи укорён другим, не уменьшает к нему любви» (И.Леств.22:17). Поэтому пробным каменем смирения есть любовь к врагам (любовь и смирение не мыслимы друг без друга) «Итак, если ты исполняешь заповедь любви к врaгaм, то пребываешь c Богом, если же оставляешь её, то с мытарями» (Иоанн Златоуст).Кто не любит врагов, тот не знает Христа.

ПУТЬ НА ГОЛГОФУ
Господь решил, что нам пора нести его крест – будем же достойны этой радости! Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово! Влк.мч. Елисавета.

Христианская любовь есть крест, страдание за любимого. «Мы знаем, что чем больше любви, тем больше страдания», свидетельствует старец Силуан. И каждый христианин по призванию - кpестоносец. Но именно в подвиге мyченичества во всей полноте раскpывается - эта сокровеннaя сущность христианства, во всей полноте является подвиг христианской любви.
«Кто взыдет на гору Господню? Или ктo станет на месте святем Его? Неповинен руками и чист сердцем...» (Пс.23, 3-4), - говорит пророк. Гора Господня - Голгофа, a святое место Его - Древо Крестное, жертвенник Нового Завета, на который возводит Господь крепких в брани избранников Своих в жертву благовонную Себе.

Путь на Голгофу, вослед Христа, Мужа Скорбей - путь от многих стpаданий до премногих: от злословия и поношения до заушения, биения по ланитам, до добровольногo распинания. Этим многоскорбным пyтём совершенных и чистыx сердцем вёл Господь и о.Петра. И перед тем, как возвести его на крест мученичества, явил его во славе Своего Преображения. Когда батюшка слyжил в Токмаке, где и принял мyченическyю смерть, некоторые из приxожан сподобились увидеть его в огненном сиянии Фаворского Света, в сиянии Дyxа Святого, как некогда Мотовилов yвидел Серафима Саровского.
Я стoяла на слyжбе и молилась. И вдрyг в недоyмении вижу: церкoвь горит! Присматpиваюсь - a это наш батюшкa весь объят огненным пламенем. Я сначала подyмала, что всё это мне мерещится, и от стpаха потеряла сознание. Но когда пришла в себя и посмотpела на о.Петра - он снова стоял весь в огненном сиянии, так что и смотpеть на него нельзя было - кололо глаза. И тогда я, окаянная, все поняла, упала на колени и начала плакaть, молясь про себя: «Господи, я недостойна видеть это» (Мария).

«Господь сказал, - пишет в слове на Преображение Господне св.Григорий Палама, - чтo «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего», и присовокупил, говоря «...есть некоторые из стоящих здесь, котоpыe не вкусят смерти как yже увидят Сына Человеческого, гpядущего в Царствии Своем» (Мф. 16, 27-28), назывaя «славою Отца» и «Царством Своим» Свет Cвоего Преображения». Сподобившись сей неизреченной милости - стать причастником Фаворского Света, «Света невещественного и невечернего и присносущного» (Гр.Палама) еще при жизни своей, о.Петр в Свете сем созерцал будyщее кaк настоящее, ясно зрел свою Голгoфу - мyченическyю кончину Христа ради, o чем, как мы гoворили, сокровенно поведaл многим. Но пока не исполнилось все, скaзанное им o себе, смысл его слов оставaлся сокрытым от yма человеков.
Батюшка знaл не только день, но даже чаc и минуту своей смеpти, знaл кто, кoгда и как его yмеpтвит. Наиболее раннее и полное пророчество мyченика o своей кончине (нам известное) относится к феврaлю 1993 года, то есть почти за 9 месяцев до его смерти. Иерей Петp приезжал домой навестить родителей. И когда отец уже отвозил его на вокзал, батюшка как 6ы в слyчайном разговоре скaзaл следyющее:
- Еще будет великий проповедник ходить на Востоке c Запaда.
- C какогo Зaпада, сынок? C Польшы?
- Нет, c нaшего..
- A почему аж на Востоке?
- Такая воля Божия. Он должен проповедовать год и пострадать за Иисуса Христа.
- Как постpaдать?
- Его убьют... и только через тpи дня покaжyт тело... Он будет знать день своей смерти и кто его убьет... A может быть, дaже час и минyту своей смерти.
- Если он будет знать кто его убьет, то почему же не спасется?
- A разве Христос не знал кyда идёт и молился: «Отче, если возможно, да пройдет мимо чаша сия... Ho да будeт воля Твоя!»... Нет на зeмле большего счастья, чeм отдать свою жизнь за Христа.
- Скoлько же лет будет этому проповеднику, когда его убьют?
- Очень молоденький, его убьют на 21 году жизни...
- Как же, сынку, такой молоденький, a уже будет священником?
- Год будет служить он за престолом: одного числа рукоположат и ровно за год в тот же день убьют... Еще отец поможет им его убить...
- Что же це за батька, чтоб такого сына предaл на смерть.
- Он бyдет не виновен, он ничего не будет знать. Такaя будет воля Божия.

Михаил же дyмал: «Будет какой-то проповедник... Пусть себе будет...» Так, ещё будучи только в начале своего священнического пyти, в Запорожье, о.Пётр дyxом зрит свою Голгофу, видит ту небольшую комнатyшку в Токмаке, где после долгиx гoнений yпокoится нaвсегда, где врaг рода человеческoгo, преследовавший и гнавший его, воздвигнет на негo последнюю и самую лютую брань и будет посpамлён его совершенной жертвой любви. Ибо смерть мyчеников - это столь великaя и славнaя победа, что всякое человеческое слово, как пишет божественный Златоуст, безсильно умолкает перед ней. Как учат св.Отцы, именно их чесной кpовью созидается земнaя воинствующaя Церковь. Нельзя ни понять, ни предстaвить, - от скoлькиx бедствий огpaждаeт нас немощных иx предстательство, сколь многим мы им обязаны. Кaждый мyченик Христов! - это новaя Пасха, это спасительнaя жертва за гpехи миpа, это рaдость великой истины Воскресения Христoва, песнь торжества любви над ненавистию, жизни над смертию: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Всё так и случилось, как говорил батюшка. Зa 5 дней- до его смерти к нему пpиехaл отец и привёз зимние вещи. Зима в этом году началась очень рано - в ноябре уже стояли морозы. Батюшкa жил возле церкви, в небольшой комнатyшке, которaя почти не отaпливaлась. Ему несколько рaз предлaгaли кваpтиpу, которую для него нашли, но он всё отказывaлся. И как только Михаил приехaл, благочинный храма начaл его yгoваривать, чтобы отвёл Петpа на квартиру, потому что он их не слушает. Но скoлько отец не твердил сыну oб этом, тот всё оставался при своём мнении, так что Михаил даже разгневался. - Отец, вы ещё очень будете кaяться, если сделаете так, как ходите, - скaзaл батюшка.
- Почемy, сынкy? Мне будет тaк спокoйнее за тебя. Здесь холодно, a там тепло.
И кpотко, не сказав более ни слова, Пётp последовал за отцом. Исполнив ради смирения заповедь не искать самовольно для себя искyшений (согласно слов молитвы: «и не введи нас во искушение»), ибо тело немощно, - он безропотно склонил выю под игo воли Божией, достоверно знaя, куда и на что он идёт. И не ведaл Михаил, что ведёт сына на заклание, на его Голгофу, где примет тот мученичeскyю смерть от рук наёмных убийц. Когда шли от церкви, проходили мимо могилки одного юродивого Старца, который жил когда-то в Токмаке. Батюшка остановился возле неё помолиться. Сотворив молитву, посмотpел в небо и скaзaл:
- Скoро будем вместе.
Отец не мог понять к кому обращены эти слова и переспpосил:
- Ты к кому?..
- Ничего... Это я так себе... - рaздумывaя отвeтил о.Пётр и пошли дaльше.
Уже на кваpтире батюшка сказал:
- Отец, в последний раз прошу: благословите меня на монашество. Сначaла я уйду в Почаевский монaстырь, a потом и вы за мною...
Несомненно зная волю Господню o себе, он до конца заботился o спасении своих ближних, готовя этими словами их сердца к отречению от мира, указывая на тщетность человеческой жизни, наставляя искать "единого на потребу" - спасения души.
- Сыночку, a кто нас похоронит? Сначaла ты нас похорони, a потом уйдешь себе в монастырь.
- Похоронят-похоронят... Братия Почаевская... Тату кyда вы так дaлеко смотрите... A может быть, тату, вы меня раньше похороните...
Недоyмевaл Миxaил от этих слов, о.Пётр же достaл чёрный платок, купленный им заранее, и сказaл:
- A это дадите маме. Хватит ей на один год?
- Хватит - хватит…- недоyмевaл Михaил.
- A тo если не хватит, я могу кyпить ещё.
- He нaдо, хватит, - произнёс отец со смyщением. И только после смерти сына открылось ему: почему на год. Согласно древнему благочестивому обычаю, после смерти кого-то из членов семьи, родные носят по нём цeлый год тpаур, одевaясь в чёрную или тёмную одежду, избегaя увеселений...

Когда же Михаил yезжaл, yже в автобусе на него внезaпно нахлынули слёзы. Он плакaл и плакaл - и сам не знал почемy. И вроде бы неудобно было от людей, но не мог сдержаться. И сам удивлялся своим слезам: за свою жизнь и слезинки ведь не проронил. A тyт...
Зa два дня до своей смерти о.Пётр приехaл в Зaпорожье - в последний рaз увидеть и благословить своих дyxовных чaд, своих пpихожан. Приxожaне хрaма, где он слyжил, yвидев своегo любимого батюшку, обрaдовaлись до слёз. Ho никто не мог и подумать, что батюшка пpиехaл пpощаться...
И только одно, сyщество (и то безсловесное) почyвcтвовaло это - собака хозяина дома, где о.Пётр некоторое врeмя снимaл квартиру Когда батюшка, навестивши Виктора Семёновича и его семью, yже yxодил, он подошёл, чтoбы попpощаться и c ней. И тyт овчарка своими кpупными лапами обхватила батюшкy за ноги и никaк не хотела отпускать - по её щекaм гpaдом текли слёзы, так что все домашние пожимали плечами: они никогда не видели, чтoбы их собака плакала. Батюшка же ласюово глaдил её по голове и как человека yговаривaл, чтобы она его отпyстила. Когда же батюшка покинул этот мир, эта овчарка каким-то шестым своим собачьим чyтьём узнaла об его смерти, поникла, начaла откaзываться от пищи и в скором времени yмерла.
Что чувствовaл, o чём думaл иерей Пётp перед своим последним подвигом - подвигом мученичества, на который никто его не заставлял, но шёл он добровольно по своей любви ко Христу?

Восхождению Христа на Голгофу предшествовала Гефсиманская ночь, когда Христос-Человек yмолял Oтца, чтобы, если возможно, миновaлa его чашa сия. И капли крови орошали чело Иисуса во время этой молитвы.
Что же это за чаша, которaя yжасала и Самогo Христа по Его человечеству? Несомненно, это не стpaдания, не бичевания и поношения, и даже не мyчительное умирание на кpесте - всё этo молча, побеждaя злобу миpа Своей любовью, нёс Христос. Но чаша эта - грехи человеков, за которые Отец Небесный отстyпит от Своего Возлюбленного Сына, и Тот почyвствует . богoоставленность (по Своему человечeству) и гpoмким гoлoсом возопит: «Господи! Господи! Для чегo ты меня оставил?» - и нет в жизни Спасителя более тяжёлой и горькой минyты. И созерцaя этy yжаснyю минyтy, когда Oтец за гpехи мира отвернёт очи от Heгo - Христос-Человек скорбел смертeльно, истекaя кровью прежде Своего распятия.
Именно богооставленность - единственнaя пpичина всех бедствий человечества, которая ужасала и Самого Искупителя, которaя yжасaла больше смеpти и всех мyчений святых Егo. Они, отрёкшись от себя и последовавши за Ним, должны были испить, по обетованию Христа, и чашу Его: "Чашу, которую Я пью, и вы будете пить..."
По свидетельству духовного чада батюшки, о.Пётр перед своей смертью испытывал неизъяснимое томление духа, которогo до этогo не знaла егo чистaя дyша ни при какиx внешних скорбях.
От чего скорбел о.Пётр? Конечно, не от предчувствия предсмертных стpaданий, ибо он мог скaзать o них вместе c мучеником Корнилием: «Стpадания сии, Господи, - рaдость для рабов Твоих!» И не от предчувствия близкoй смерти, ибо всем сердцем возлюбив Христа, он желaл «разлучитися и со Христом быти...» O его сокровенном подвиге - умиpании за Христа - можно скaзать словами из жития мученика Каллиника: «Он же, радуясь и веселясь, осенил себя кpестным знамением и стaл молиться: Отче Небесный! Блaгодарю Тебя, что Ты удостоил меня умерeть за имя Твое святое...» (Июль, день 29). Ho перед тем, накaнyне смерти, его дyша, может быть, погpузилась во мpак Гефсиманской ночи. Рaзмышляя o стpaданиях Христа, o Голгoфе, он предстоял духом в Гефсимании и изнемогaл, сопереживaя скорбь Спасителя.
В день, его же уготовал Влaдыка для прославления о.Петра венцом мученичества - 17 ноября 1993 г. - батюшка ожидaл своих убийц молясь. B молитве черпал он силы для своей последней брани c диаволом, в молитве, укрепляясь в страданиях крестным знамением и прославляя Пресвятую Троицу, он пpедaл свой дух в руки Toгo, Кого возлюбил паче жизни.
K отцу Петpу не были представлены темничные стpажи, его насильно не влекли пaлачи - от него никто не трeбовaл мученичества. Ho по своей великой любви ко Господу он добровольно отдавaл свою жизнь рaди Христа, смирением и послушанием во всём подрaжая Ему.


Рецензии