Смятение чувств

       Анна вернулась с работы. Муж, как и ожидала, был дома, занимался чем-то по хозяйству. Сынишка крутился возле отца. Анна захлопотала на кухне. Завтра выходной, дел по дому много. А сегодня ей хотелось посидеть с мужем: поговорить, помечтать, отдохнуть. Чтоб ужин не был обычным, будничным, достала бутылку шампанского. Муж удивился: что за случай? Но возражать не стал. Анна не ответила ему, просто улыбнулась.
       Как и хотелось, все дела были отложены. Они сели за стол, и разговор пошёл лёгкий и непринуждённый. Сын принёс из комнаты игрушки и расположился рядом за своим столиком. Поговорили о работе, о родных и незаметно переключились на тему любви. Муж доверительно поделился:
- Было у меня один только раз сильное чувство, но я его переборол.
Жена возразила:
- Зачем?
Муж удивился:
- А что я мог ей тогда дать? - Только начал работать, жил в общежитии. А она была очень красива и молода, и любила хорошо одеваться. Если бы я женился, мне пришлось бы работать только на её гардероб.
- Зачем же сразу жениться? Можно было просто дружить.
- Да она за мной по пятам ходила. А потом кто-то ей передал, что я жениться не собираюсь, и она через месяц вышла замуж за другого. Вот какая у неё любовь была - недолговечная. А меня так к ней тянуло. Но после её замужества я понял, что правильно сделал, что не дал волю чувствам.
- Как раз и неправильно. Может, она назло тебе замуж вышла. Заморозил своё сердце, её несчастной сделал, и теперь от тебя никому ни тепла, ни любви.
- Зато я выбрал себе жену, которая меня любит, несмотря ни на что.
- Ну и что хорошего? Ты же счастливой меня не сделал. Если бы я тоже тебя не любила, нам бы легко жилось. А я пять лет пытаюсь достучаться до твоего сердца, но безуспешно. И мне плохо жить.
- Чем же плохо? Квартиру я получил, зарабатываю хорошо, весь ремонт на себе тащу. А тепло и любовь я отдаю сыну. Чего же ещё тебе надо?
- Любви. Иначе я так долго не выдержу.
       Он насупился. Замолчал. Тема была исчерпана. Шампанское выпито. Дальше говорить не стоило. Оба из собственного опыта уже знали, что дальше пойдут взаимные упрёки, и разразится семейный скандал, который ни к чему дельному не приведёт, а только отнимет время и расстроит нервы. Анна вышла во двор. Села на скамейку. Шёл снег. Дышалось легко.
- Да что говорить об этом? - Продолжила она про себя неоконченный разговор.
- Зачем мучить друг друга? Насильно всё равно мил не будешь. А уйти от него - некуда и не к кому. Тем более, что сын к нему привязан. А муж-то точно никогда меня не оставит из-за сына. И мужа это устраивает. Всё - вздор! Не будем больше об этом говорить, - решила она и зашла в дом. Улыбнулась мужу. Похвалила погоду. Распорядилась, чтобы готовились ко сну. Как ни в чём ни бывало. Как будто не было перед этим неприятного ей признания.
       Муж по привычке сразу отвернулся к стене и будто бы уснул: превратился в подушку, одеяло, диван - в общем, в неодушевлённый предмет. Ночью он обнял Анну, но, как бы очнувшись, сразу отстранился.
       Назавтра был выходной. Он прошёл, как обычно: за телевизором и домашними хлопотами. Супруги горячо обсудили ещё статью из "Огонька", где критиковали их любимые песни "Айсберг" и "Без меня тебе, любимый мой". Наконец, телевизор был выключен, ребёнок уложен, свет потушен. Укрыв одеялом сына и мужа, Анна легла в другой комнате. Муж не обратил на это внимания. Анна сделала это не специально: как-то само собой получилось, просто подумалось вскользь, что так будет честнее. Долго лежала с открытыми глазами, без тоски и безысходности, как бы со стороны обдумывая свою жизнь: первый шаг к разрыву был сделан.

1987


Рецензии