Радужное небо глава 31

ГЛАВА XXXI
РАДУЖНОЕ НЕБО
       Они довольно долго стояли рядом, облокотившись на ограждение набережной, и смотрели на реку. Они молчали.
       - Посмотри, как красиво, - наконец сказал Терри, указывая вперед. – Неужели же, глядя на такой прекрасный вид, нельзя почувствовать, как хороша жизнь.
       Мария ничего не ответила.
       - Ты знаешь, у тебя такое же безразличие к жизни, как у пьяниц и наркоманов. Ты говоришь, что ты чувствуешь себя старухой, и ты права в том, что возраст очень часто является лишь состоянием души. А состояние души во многом зависит от окружающих тебя людей. Тебе просто необходим человек, с которым бы ты могла почувствовать себя уютно.
       - Да, но я не могу найти такого человека, - сказала Мария. – А у нас, с тобой, нет путей друг к другу.
       - Хорошо, пусть мы не станем мужем и женой, но друзьями-то мы можем быть.
       - Зачем тебе нужен такой друг, как я?
       - А если мне просто хорошо рядом с тобой. Если у меня в душе что-то поднимается, когда я вижу тебя. Я не могу объяснить этого чувства, но твое присутствие создает какой-то уют у меня на душе.
       Мария невольно усмехнулась горькой ухмылкой.
       - Вот уж не думала, что могу создать кому-нибудь уют.
       У Марии у самой происходило что-то на душе. Это, конечно, не было любовью, но она чувствовала, что общение с Терри ей дается гораздо легче, чем общение с любым человеком ее веры и национальности. Что-то было в нем мягкое и наивное, возможно, именно наивность Терри привлекала Марию. В любом случае, ей было легко с ним говорить, и самое странное, было о чем говорить, были общие темы. Может быть, это было оттого, что Терри был представителем народа, который не отказывался от своей культуры, во всяком случае, в Китае не было таких гонений на религию, как в России. Мария хотела прекратить контакты с Терри, но в глубине души сомневалась, хочет ли она этого на самом деле. Что-то подкупало ее в Терри. Он вел себя совершенно иначе, чем ведут себя богатеи России, он не был высокомерным и, знакомясь с ней, не старался возвысить себя, он вовсе не кичился тем, что был сыном миллионера. И все же Терри пугал Марию, слишком уж было большим, между ними, неравенство. Если Мария и хотела выйти замуж, то хотела иметь в качестве мужа человека верующего, православной веры, который бы старался жить, как христианин, чтобы вера его была на деле, а не только на словах. Терри на эту роль никак не подходил.
       А подходила ли она сама на роль жены верующего христианина? Мария в этом сомневалась. Она пришла к вере уже в зрелых годах, но даже теперь, поверив в Бога, не могла себя изменить, лишь впала в депрессию, которая порой была столь невыносима, что вызывала безудержное желание покончить жизнь самоубийством. Она боялась жить, боялась и умереть. Мария знала, что много нагрешила в своей жизни, потому была уверена, что ей все равно не будет прощения от Бога. Церковь учит, что подобные помыслы – это наущения дьявола. Но как отогнать эти помыслы? Как быть, если они не хотят тебя оставлять в покое? Здесь остается только одно: жить с этим помыслами. Конечно, любой священник скажет, что нужно молиться. Но молитва далеко не всегда помогает. А надеяться на собственные силы, тоже можно далеко не всегда. Человек слишком слаб, чтобы расчет на собственные силы мог оправдаться.
       Мария зашла в тупик, из которого не видела выхода. Ей становилось не по себе оттого, что она открылась человеку совершенно чуждому ее вере. Что делать, как быть? Этот человек действовал с подкупающим сочувствием, сожаление и добротой, теми чувствами, которые Мария никогда не испытывала до сих пор на себе. Это ее и пугало. Слишком все это казалось неправдоподобным и нереальным.
       Мария вздрогнула, когда Терри взял ее под руку. Придя в себя, она выдернула свою руку. Подобная интимность показалась ей нелепой и неприличной.
       - Ах, Терри, прекрати ты эти глупости! – воскликнула она.
       - А что плохого в том, что мужчина берет под руку женщину? – удивился Терри. – Разве у вас это не принято?
       - Да глупо это все! Что хорошо и нормально для двадцатилетних, то отвратительно и пошло для сорокалетних. В нашем возрасте себя так не ведут.
       - Да? А как надо вести себя в нашем возрасте?
       - Да не знаю я! – Мария почувствовала раздражение. – Вообще никак! Нам нужно расстаться и все тут.
       Терри улыбнулся.
       - А почему тогда ты сама не уходишь? Ты ждешь, чтобы я первым оставил тебя, потому что в душе ты не хочешь этого, но боишься признаться себе самой в этом.
       Эти слова привели Марию в замешательство, она попыталась ответить опровержением, но слова не шли ей на язык.
       Ты просто тоже хочешь увидеть радужное небо, но боишься, что это окажется несбыточной мечтой.
       - Радужное небо? – повторила Мария. – Почему ты произнес эту фразу?
       Терри пожал плечами.
       - Мой отец ее все время употребляет.
       - Странно, моя мать тоже любит произносить это выражение, но думаю, что она вкладывает в него совсем другой смысл. Что подразумевает под этой фразой твой отец?
       - Ну, - Терри призадумался. – Под радужным небом он имеет в виду достаток в семье, обеспеченность, кучу детей, внуков, которые бы не заботились о завтрашнем дне, о том, что им есть, и что им пить. Радужное небо – это семейное тепло, и спокойная старость.
       - Хорошо сказано, - сказала Мария. – А вот моя мать подразумевает под этими словами совсем иное.
       - Что же подразумевает она? – спросил Терри.
       - Она… - Мария запнулась. – Я бы не хотела об этом говорить, слишком уж это глупо и нелепо. Ты подумаешь, что я наговариваю на нее небылицу или еще что-нибудь.
       - Расскажи мне, - настаивал Терри. – Я же от тебя ничего не скрыл.
       Мария тяжело вздохнула, помялась, подумала.
       - Моя мать мечтает о неограниченной власти. Они считает, что мир делится на рабов и рабовладельцев, и мечтает о том, чтобы кучка таких вот рабовладельцев неограниченной правила миром, и чтобы все остальное человечество было бы в полном рабстве у них. Разумеется, в числе этих немногих рабовладельцев должна быть она сама. Вот тогда, по ее словам, и наступит для нее радужное небо.
       На лице Терри появилось изумление, и, в то же время, недоумение.
       - Но зачем ей нужна неограниченная власть? Что она будет с нею делать?
       - А зачем нужна была абсолютная власть Ленину, Мао, Гитлеру, и прочим? Уж ты-то тоже родился в стране, где правила тирания. Также и моя мать, она всю жизнь состояла в коммунистической партии, и своим богом считает Ленина. И себя саму она считает достойной последовательницей его дела. Глупо, конечно, и наивно, с ее стороны делать такие заявления, но, тем не менее, она так считает.
       Терри серьезно кивнул.
       - Понимаю. Только любая тирания обречена на гибель. Никому еще не удавалось подчинить себе весь мир. И никогда не удастся.
       - Вот только моя мать этого не понимает. Она считает, что диктатура рухнула исключительно потому, что последователи Сталина проявили слабость, и выпустили из рук контроль над населением. Мой отец тоже так считал, и тоже желал неограниченной власти. А когда понял, что возвращение в прошлое невозможно, покончил с собой.
       - Извини, - скорбно произнес Терри. – Я не знал, что у тебя такая трагическая история. А самоубийство, ведь это неприемлемый способ смерти.
       - По христианской религии, самоубийство является самым страшным грехом, - поддержала Мария. – Но ни мой отец, ни моя мать, так и не поняли, что невозможно построить Вавилонскую башню.
       - Вавилонскую башню? – переспросил Терри.
       - Согласно Библии, в древние времена люди хотели построить башню высотою до небес. Они рассчитывали таким образом достигнуть рая без Бога. Но ни попасть в рай, ни приблизится к Богу, невозможно без духовного совершенства. И Бог, чтобы наказать строителей, смешал их языки, и строители перестали понимать друг друга. В результате строительство было прекращено, и башня так и осталась недостроенной. Суть этого предания в том, что без Бога невозможно создать себе рай. Любые попытки окончатся ничем. И уж, конечно, ни о каком радужном небе, тут не может быть и речи. Кстати, согласно той же Библии, когда Ной спасся со своей семьей после потопа, Бог явил на небе радугу, которая символизировала собой установление мира между Богом и людьми. Радуга означала; творить волю Господа, и будет мир на земле. Вот что означает, по Библии, понятие «Радужное небо». И никакие мечты о неограниченной власти, никакие земные блага и богатства, не создадут этого радужного неба.
       - Хорошо сказано, - одобрил Терри. – Но мир должен быть и между самими людьми тоже.
       - Разумеется, первая и основная заповедь, данная Богом, «возлюбите друг друга».
       - Вот именно, любите друг друга! А что такое настоящая любовь? Это желание и стремление сделать все возможное, чтобы помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Любовь – это отдание всего себя другому человеку, служение этому другому человеку. А я знаю, Маша, что ты нуждаешься в помощи, и со своей стороны, хочу сделать все от себя возможное, чтобы скрасить твою жизнь. Ведь я же чувствую, что ты не хочешь, чтобы я покинул тебя, ты не хочешь прекращать наши, если можно так выразиться, отношения. Я прав? Ответь мне.
       - Я не знаю, Терри, - с надрывом произнесла Мария. – Я не знаю, действительно ли я этого хочу, и чего я хочу вообще!
       Мария поставила локти на перила, и потерла руками виски.
       - Я не знаю! Я ничего не знаю! Господи, как же я устала!


Рецензии