Саша и Гоша. Рассказ

       В одном маленьком городе был цирк. В нём работали клоуны Саша и Гоша. Саша был серьёзным клоуном, он говорил людям поучительные вещи и делал это как-то мрачно и занудно. Гоша, наоборот, был весёлым клоуном. У него были рыжие волосы, яркие костюмы, улыбка во всё лицо. Он постоянно бегал по арене, кувыркался, падал, шутил над поучениями Саши, и весь зал всегда умирал со смеху над проделками Гоши.

       Прошли годы. Клоуны состарились и ушли на пенсию. Они встречались в скверике на скамейке, играли в шахматы, вспоминали свою работу.
- Ты всю жизнь мешал мне работать, - ворчал Саша,- Я пытался научить людей быть серьёзными, дисциплинированными, а ты своими шуточками сводил всю мою работу к нулю.
- Да, нет же, - парировал Гоша. - Я тоже пытался учить их быть добрыми и отзывчивыми, но делал это весело, потому что только радость движет всеми благими намерениями.

       Однажды, когда Саша и Гоша возвращались из сквера, на глаза им попалось объявление: "Требуются дворники".
- Если бы мы были дворниками, то у меня был бы самый чистый и примерный двор, а в твоём дворе царили бы хаос и разруха, - сказал Саша.
- А давай попробуем, - сказал Гоша, - устроимся дворниками и докажем, кто же из нас прав.

       Саша и Гоша устроились дворниками. Им достались дворы в соседних домах. Они были похожи, как близнецы - братья: одинаковые деревья, скамейки, детские площадки. На скамейках чинно сидели пенсионеры, разговаривали, кормили голубей, ворчали на детей и собачников.

       Саша, став дворником, с утра до ночи мёл, скрёб и убирал свой двор. Он выкрасил все скамейки, качели, песочницу в скучный тёмно-зелёный цвет. Он ругал детей за то, что они высыпают песок за песочницу, ворчал на пенсионеров за то, что они кормят голубей, а от этого двор не выглядит идеально чистым. Добиваясь идеальной чисоты, он вырывал из земли любую травинку, любой росточек, появляющийся из земли. Он, как серая тень, всё время находился во дворе и делал всем нравоучительные замечания. И двор постепенно опустел. Родители с детьми стали уходить гулять в другие дворы, пенсионеры тоже исчезли куда-то со своих привычных скамеек. Зато Сашин двор был идеально чистым.

       Гоша тоже принялся за благоустройство своего двора. Всё вокруг он выкрасил в яркие радужные цвета, тщательно вымел и выскреб детскую площадку. Но он не ругал детей за то, что они высыпают песок за песочницу, а весело играл с ними. С пенсионерами обменивался новостями и делал это по-своему весело и радостно. Брюзжащие от невзгод старики после разговоров с Гошей становились терпимее и добрее. И всех тянуло в этот радостный двор. В праздники Гоша украшал свой двор шарами, а Саша злорадствовал:
- Вот дурак! Полопают шары, а ему убирать!
Но Гоша сам к вечеру устраивал этот фейерверк с лопаньем шаров. Он командовал:
- А теперь салют в честь окончания праздника!
И все: взрослые и дети почти одновременно протыкали шары острыми деревянными палочками. На гром, лопающихся шаров, к окнам сбегались все жители домов этого двора. Саша тоже смотрел в окно и говорил:
- Ну, я же говорил - у него во дворе хаос и разруха!

       Дом Саши стоял между дворами, которые убирали Саша и Гоша. Окно комнаты выходило во двор Гоши, а окно кухни выходило во двор, который убирал он сам, поэтому Саша часто сравнивал порядок этих двух дворов и всегда считал, что его двор безукаризненно чистый.

       Однажды утром Саша проснулся и ощутил какую-то жуткую усталость. Он встал, подошёл к окну на кухне, осмотрел свой двор и решил, что он не пойдёт убирать его. Там и так чисто. Такое с Сашей было впервые. Он лёг на кровать и уснул. Его разбудил звук канонады. Он открыл глаза и увидел, что окно его комнаты залито огнями салюта. А канонада всё гремела и гремела, внизу кричали:"Ура!" и ещё что-то, что Саша не мог разобрать. Он встал и, шаркая тапочками, подошёл к окну. На Гошином дворе всё было украшено шарами, мальчишки беспрерывно стреляли вверх питарды с салютом, а Гоша в костюме клоуна держал плакат "Саша! С днём рождения!" Увидев Сашу в окне, он запрыгал, закрутился колесом.
- Клоун! - в сердцах сказал Саша и отошёл от окна. Он с трудом дошёл до постели. Не было сил и желания что-либо делать. Но тут зазвонил дверной звонок. Саша открыл дверь. Конечно же, это был Гоша. Он радостно смотрел на Сашу.
- С днём рождения, друг!,- присмотревшись к Саше, он спросил,- Что с тобой? Ты заболел?
Саша прошёл в комнату и снова лёг в постель.
- Не знаю,- сказал он Гоше, - силы кончилмсь. Наверное, пора умирать.
- Да, что ты?! Не хандри! Я сейчас вызову врача.
Врач долго слушал Сашу, заглядывал ему в рот, щупал живот.
- Я не нахожу у него болезней, - наконец сказал он.
- Я просто устал и хочу полежать. Оставьте меня все! - сердито проворчал Саша и отвернулся к стене.
Гоша, провожая врача, спросил:
- Доктор, что с ним?
- СХУ,- сказал врач, - синдром хронической усталости.
- А чем его лечить?
- Лекарств нет. Но может выздороветь, если пробудить в нём интерес к жизни.
Доктор ушёл, а Гоша вернулся к Саше.
- Гоша, я ничего не хочу. Я хочу спать. Ты возьми запасной ключ с гвоздя в прихожей и закрой за собой дверь, - и Саша закрыл глаза.

       Гоша каждый день забегал к Саше, приносил еду, рассказывал новости, убирал свой и Сашин дворы. Но Саша угасал с каждым днём.Однажды Гоша застал Сашу не в постели. Он стоял у окна на кухне и смотрел на свой двор. Гоша обрадовался, он решил, что Саша стал выздоравливать. А Саша сказал:
- Я месяц не выходил из дома, а никто даже не заметил. Я проиграл наш спор. Только радость движет миром. Вот мой двор - чистый и скучный, мрачный и неживой. И все из него ушли. А в твоём дворе живёт радость, и он звенит детскими голосами, смехом молодёжи. Он живёт. Я неправильно жил, и пора мне умирать. Я никому не нужен.

       На следующее утро Гоша нашёл Сашу в постели, но сон его был вечным. Саша умер.

       Гоша похоронил своего друга и тоже загрустил. Он старался бодриться: ходил на работу, играл с ребятишками, беседовал с пенсионерами. Он даже устраивал дворовые праздники, но никак не мог выгнать грусть из своего сердца.

       Однажды люди вышли во двор и увидели: их Гоша сидит на скамейке с метлой в руках, свесив голову на грудь. Сердце его больше не билось.

       Весь двор скорбил о кончине ГОши. Ему устроили пышные похороны с речами и салютом. А кто-то сварил из металлических прутьев фигуру весёлого клоуна с метлой в руках и навсегда вкопал её в центре двора. Фигуру раскрасили в яркие цвета, и она ожила. Дети лазили по ней и кричали:
- Я у Гоши на плече сижу!
- А слабо тебе на голову залезть?!
Или играли в прятки и говорили:
- Чур, за Гошей не прятаться, я около него водить буду!

       Шли годы, менялись поколения, но неизменной оставалась фигура Гоши - клоуна с метлой - человека, который дарил людям добро, чистоту и радость.


Рецензии
Категорически приветствую. Прочитал я сий весьма неплохой рассказ. Честно скажу, первая его половина вызвала у меня прямую ассоциацию с библейской историей про Каина и Авеля. Только все закончилось более мирным путем. На самом деле, произведение мне понравилось. Кратко, ясно, поучительно. Так держать.

Влад Дикарёв   06.05.2008 21:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.