Жизнь на окраине Прод. 5

     Всё та же молва гласила, что на пустыре, где впоследствии были возведены два больших кирпичных дома с хозяйственными постройками, в начале прошлого века в собственном экипаже появилась красивая женщина Виноградова Сина. Якобы она не только купила землю, но и в строительстве принимала живейшее участие.
В подробностях описывался и наряд Сины, в котором она впервые появилась на месте будущих своих домов. Видала я и её свадебный наряд, да забыла, что сталось с мужем. Держала в руках и накидку, расшитую золотыми нитями, которая и была наброшена в тот день на купеческие плечи. Всё это хранилось в огромном деревянном сундуке, окованном металлической лентой. В нём, когда она не видала, мы, дети, прятались, играя в «жмурки».


     Рассказывали и то, как ловко управлялась она с лошадьми. Я знавала её уже глубокой старухой. Всё, что о ней рассказывалось, было истинной правдой. Сина по хозяйству управлялась сама. Скупа была до невероятности. Никому не доверяла. Следила за состоянием домов, двора и сада. Приглядывала и за взрослыми своими детьми, внуками и соседскими сорванцами. Что не по ней - крапивой по ногам и всех по домам! Никто не перечил: ни её родственники, ни соседи. Только она одна могла установить, хоть и на короткое время, тишину и порядок во дворе. Однажды сорвалась с крыши. Долго болела и передвигалась только на костылях. Такой я её и запомнила: редко улыбающейся, суровой, непримиримой ко всему. Конечно, дети её боялись. Да и взрослое население не только нашего двора, но и всего переулка. Суровая была женщина! Но почему я помню во всех подробностях её комнатку, из которой в последние годы своей длинной трудной жизни она уже не могла выйти даже в собственный сад? И то, как крутила её  ручку швейной машинки, и ломтики пасхальных куличей, вкуснее которых я никогда больше не ела?!
Моя память не даёт ответ, почему я часто бывала в её светёлке. Может, один убогий тянулся к такому же, как и он сам?..
     Моя мама первой появилась во дворе Виноградовых. Она приехала с Урала уже с мужем. Это был голодный 1946год. За ней из эвакуации, не возвращаясь на пепелище в Бердичев, потянулись: мать, родные сестра с братом, а потом и тётки, дядья, двоюродные, троюродные братья и сёстры. Так вся родня оказалась в большом индустриальном Харькове. Селились в таких же дворах, перенаселённых шумным многонациональным людом.









*На фотографии - Сина Виноградова.


05.03.08


http://www.proza.ru/2008/03/10/234


Рецензии
Не зря говорят:"В тесноте да не в обиде."

Ольга Смирнова 8   01.03.2024 13:30     Заявить о нарушении
Такая темнота стоила моей матери семьи.Но так оно было!

Веруня   02.03.2024 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.