В замке принца датского

Правдива ли легенда о Гамлете? Прошли века с тех пор, как в Лондонском театре «Глобус» состоялось первое представление о трагедии принца датского. Автором был некий Вильям Шекспир, живший на рубеже XVI – XVII веков. До сих пор нет достоверных сведений о нем: был ли это актер или, возможно, аристократ, скрывший под псевдонимом свою страсть к сочинительству? Версий много, но нет такой, которую бы приняли все. Вопросы остаются, однако замок, в котором Шекспир поселил Гамлета, может увидеть каждый, кому посчастливится побывать в Хельсингере. Это датский город на берегу узкого, шириной всего четыре километра, пролива Эресунн, который разделяет Данию и Швецию.

Замок в трагедии Шекспира Эльсинор - переозвученное на английский лад название города. Энциклопедии утверждают, что легенда о Гамлете была заимствована автором трагедии в хрониках датского историка священника Саксона Грамматика, которые он вел с 1200 года. Его труды в рукописях были распространены по всей Европе, а опубликованы в 1514 году в Париже. Сейчас эти хроники интересуют только специалистов, но одна из легенд, о принце датском, благодаря Шекспиру получила мировую известность. Однако автор многое изменил и переосмыслил.

Старинный замок в Хельсингере носит другое название – не Эльсинор, но Кронборг. И все случившееся с Гамлетом было, по утверждению Саксона Грамматика, в другом месте. Не в том замке, который молва окрестила замком Гамлета, а на датском полуострове Ютландия. Хроника рассказывает о короле Ховендиле, его брате Фенге, жене Геруте и сыне Амледе. Даже мнимое безумие принца не было вымыслом. Прототип Гамлета Амлед, опасаясь за собственную жизнь, изобрел единственно верный способ, чтобы оградить себя от вероломного дяди и отомстить за отца.

Почему Шекспир перенес место действия и почему именно в город Хельсингер? Во времена Шекспира этот город был вторым по значению в Дании. Многие даже полагали, что он и есть столица королевства. Но особое восхищение вызывал замок – могучий и неприступный, охраняющий покой и благополучие Дании.

Замок строился и перестраивался, горел и возрождался. Начало его истории относят к 1423 году, когда король Дании Эрик Померанский собрал в столице страны Копенгагене германских купцов и объявил им о своем намерении взимать дань со всех судов, проходящих мимо Хельсингера. А для того, чтобы никто не мог уклониться от платы, на стрелке земли, сильно выдающейся в море, была построена крепость.

Сегодняшнее ее название – Кронборг, в переводе с датского – «замок короны», известно с 1577 года. Кронборг виден издалека, в том числе через пролив и со шведского берега. Отсюда с пристани шведского города Хельсинборга начинается наш путь к замку Гамлета.

15 минут на комфортабельном пароме, и мы возле замка, окруженного мощными крепостными валами, рвами, затопленными водой. Пушки, как и встарь, грозно смотрят на проплывающие суда. Холодно, ветер пронизывает насквозь, и ощущение такое, что именно здесь, на этой площадке перед замком, в такую же непогоду явился караульным, а затем и принцу датскому Гамлету призрак его отца тоже Гамлета. Именно здесь, во внутреннем дворе, ежегодно проводится шекспировский фестиваль. Под открытым небом устанавливаются сцена и места для зрителей, для показа пьес Шекспира лучшие театральные труппы приезжают со всего мира.

В кассе музея нам объясняют, что экскурсий на русском языке у них нет, но могут за небольшой залог, с условием возврата, предоставить текст, напечатанный на компьютере, чтобы мы сами себе были гидами. Видимо, эту территорию наши соотечественники еще не освоили.

В начале музейной экспозиции – манекены, одетые в костюмы шекспировских персонажей. А потом перед нами – анфилада богато убранных покоев, в том числе самый большой парадный зал Северной Европы: длина - 62 и ширина - 11 метров. Картины, гобелены, помпезные люстры, тяжелая резная мебель, фарфор, даже старинный глобус – все внушительно, все впечатляет. Сейчас туристическое межсезонье, посетителей немного, и кажется, что только что тут прошел задумчивый принц, или королева Гертруда, которая вышла замуж за брата покойного мужа, не износив и башмаков, в которых шла за гробом.

Такова сила искусства, и без трагедии Шекспира замок, без сомнения, не был бы столь известным, а подобных и даже более внушительных крепостей в Европе, наверное, не один десяток.

Из внутреннего двора еще одна дверь ведет в церковь, убранство которой сохранилось с XVI века. Готические своды, мраморные колонны, богатая резьба по дереву – все красиво и торжественно. Необычен алтарь, такого мне не доводилось видеть: в центре – на одной иконе, скорее картине, изображены три распятия. Как сказано в Новом Завете, в один день с Христом были распяты два разбойника, причем только один из них раскаялся в злодеяниях и признал Спасителя. Мой спутник владеет английским, можно бы и спросить, почему на алтарной иконе такое нетрадиционное изображение, но не будем. Вряд ли смотритель силен в английском языке и в теологии.

Последний объект осмотра – подвалы замка. Сыро, темно, мрачно. Скудно освещена и мраморная фигура спящего героя Хольгерда Данске. По легенде, он проснется, если над Данией нависнет опасность. Но вот уже несколько веков он безмятежно спит.

Грозный замок – лишь напоминание о некогда бурной истории. В трагедии Шекспира друг Гамлета Горацио обещает рассказать «незнающему свету, как все произошло: то будет повесть бесчеловечных и кровавых дел, случайных кар, негаданных убийств, смертей, в нужде подстроенных лукавством, и, наконец, коварных козней, павших на головы зачинщиков». Эта поучительная история стала известна всем, но сегодня все спокойно в датском королевстве.

2004 г.


Рецензии