Египет традиционный и неожиданный

«Джентльменский набор» туриста в Египте мы с коллегой освоили в прошлом году. То есть походили возле гигантских скульптур в Луксоре, побывали в долине царей, в Каирским музее, поглазели на пирамиды, сфотографировались возле сфинкса. Два часа без устали бродили по восточному базару, удивляясь столпотворению, смешению языков и народов. Совершенно случайно в Каире набрели на маленькую церковь, посвященную бегству святого семейства из Израиля в Египет, когда царь Ирод распорядился уничтожить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Нас подвели к находящемуся за алтарем колодцу, из которого Мария брала воду, умыли этой колодезной водой, и показали то место, где она молилась и нянчила своего святого младенца.

Есть в Египте и другие места, связанные с зарождением христианства. Например, православный монастырь святой Екатерины. А еще есть гора Синай, на которой живший в дохристианскую пору израильский пророк Моисей получил от Бога, явившегося в горящем кусте, Скрижали Завета. Говорят, что там действительно растет встречающийся только в этом месте кустарник Неопалимая Купина. Хорошо бы это все посмотреть, но … Для этого надо брать путевку не в Хургаду, а в Шарм эль Шейх, что, как выяснилось, значительно дороже.

И вот мы опять в Хургаде, только отель для разнообразия выбрали другой. На собрании вновь прибывших нас приятно удивил набор предлагаемых экскурсий, несколько другой, чем тот, что был в прошлом году. Нас интересует экскурсия в монастыри египетских христиан – коптов.

Дорога дальняя, и в три часа ночи мы уже в микроавтобусе. Вначале едем в колонне больших автобусов, направляющихся в Каир, но в середине пути сворачиваем в пустыню. Да, жаждущих посмотреть пирамиды, наверное, тысячи, нас же, направляющихся в монастыри святого Павла и святого Антония, всего пятеро, плюс наш гид Виктор. Мы в стороне от популярных туристических маршрутов.

По дороге Виктор читает нам небольшую лекцию. Копты – египетские христиане. До завоевания арабами в 641 году Египет в течение нескольких веков был христианской страной, теперь же коптов примерно процентов десять от всего населения. Есть мнение, что слово «копт» произошло от арабского «купт», а оно в свою очередь от греческого «эгиптос».

Наверное, каждый, кто знакомится с древней культурой Египта, задается вопросом: где наследники тех, что строили пирамиды, вырубали в скалах гигантские статуи и создали удивительные произведения искусства? Историки насчитывают 30 династий фараонов, причем первая правила с 3000 года до новой эры, до рождества Христова. Но все течет и изменяется. Египет сначала завоевали персы, потом пришли войска Александра Македонского, начался греческий период. Знаменитая царица Клеопатра была из рода Птолемеев, и не имела к древним фараонам никакого отношения. Затем настала эпоха римского владычества, до арабского нашествия. Арабы, похоже, закрепились здесь навсегда. Сегодня в Египте ислам – господствующая религия.

Однако вернемся к коптам. По преданию, основал коптскую церковь сам евангелист святой Марк. В середине первого века он проповедовал в Александрии, где его и убили язычники. Но христианство завоевывало все новых приверженцев. В начале нашей эры иероглифическое письмо древнего Египта копты сменили на греческое, только добавили семь букв из древнеегипетской скорописи. Значит, копты прямые наследники тех, кто жил здесь во времена фараонов? Уже дома я нашла этому подтверждение в книге известного этнографа Льва Гумилева «Конец и вновь начало».

Из лекции нашего гида мы узнаем, что именно копты были основателями монашества, пустынного жития. И первым возложил на себя подвиг отшельничества святой Павел, названный Фивейским. Фивы – древняя столица Египта.

Но нас ждет нелегкое испытание. Виктор сообщает, что поговорит с настоятелями монастырей об экскурсии, а нам нужно по лестнице, насчитывающей 1200 ступеней, по горе подняться к пещере святого Антония. Гора желто-коричневая, как и вся пустыня, поражает отсутствием какого-либо намека на жизнь. Цепляемся за металлические перила, с надеждой смотрим вперед: где же конец лестницы? Видим часовню – неужели пришли? Нет, похоже, что мы только на середине пути. Еще утро, не очень жарко, но как нелегок штурм бесконечной лестницы! Наконец-то! Видим вход в пещеру, обувь у входа, оставленную паломниками. Виктор вооружил нас фонариком, и по узкому лазу мы пробираемся вперед. Совсем недалеко от входа видим какое-то каменное ложе, несколько икон. Дальше не пройти, маленькое пространство пещеры занято прибывшими раньше нас.

Пускаемся в обратный путь, снова цепляясь за перила. Навстречу идут местные паломники всех возрастов, дружелюбно приветствуют нас. Наш путь к пещере и обратно занял примерно один час двадцать минут, и Виктор говорит, что это почти рекорд быстроты, а теперь нас ждут в монастыре святого Антония.

По преданию, первым отшельником в этой пустыне был святой Павел. Ему было предначертано встретиться со Святым Антонием, который, тоже проведя в пустыне долгие годы, получил от Бога откровение, что есть и другой подвижник, более совершенный, чем он. Взяв посох, Антоний отправился в путь, не чувствуя усталости, следуя божественному промыслу. Найдя пещеру святого Павла, святой Антоний с изумлением смотрел на дивного пустынника. Вдруг прилетел ворон и положил хлеб у их ног. Павел пояснил, что семьдесят четыре года получал он от Бога ежедневно по половине хлеба, а сегодня ворон принес целый хлеб, для них двоих.

Вскоре Павел скончался, и Антонию нужно было похоронить тело блаженного старца. Но безжизненна окрестность, камениста и зноем иссушена земля. Что делать? И тут в пустыне появились два льва и принялись копать могилу. На коптской иконе, посвященной этому событию, - фигуры двух старцев, вверху – ворон с круглым хлебом, у ног святых – два льва. Впоследствии Антоний оставил пустынное житие, проповедовал христианское учение, обличал отступников от истинной веры.

Святой Антоний, названный Великим, в отличие от других святых с таким же именем, в начале IV века основал монастырь, который нам предстоит посетить. Совсем рядом с ним и другой монастырь – святого Павла, такой же древний. Можно верить в стародавние чудесные легенды, можно в них сомневаться, но настоящее бесспорное чудо – вода в пустыне. С древнейших времен здесь из скалы течет и не иссякает источник. Воды хватает на все, в том числе и на полив оливковых деревьев и виноградника.

Виктор знакомит нас с монахом, одетым в черную рясу. На голове у него – плотно прилегающий черный капюшон с 12 крестами, вышитыми желтыми нитками, - по числу апостолов. Разговор идет на английском. В последние годы монашество в Египте переживает возрождение, и в каждом монастыре более ста монахов. Идет активный приток молодых и образованных людей, монастыри превращаются в современные центры духовного возрождения, богословские и учебные центры. Строятся новые храмы.

А нам показывают древние помещения, которые сейчас не используются, но сохраняются в качестве реликвий: трапезная с длинным каменным столом, мельница, станок для приготовления оливкового масла, старая утварь. Впечатляет подъемник- корзина, с помощью которой только и можно было попасть в монастырь, - защита от кочевников-бедуинов. Помнят в монастырях тяжелые времена, когда бедуины захватывали и грабили монастырские здания.

Монах приводит нас в церковь. У входа оставляем обувь, как оказалось, здесь это требуется при входе в любое помещение, и смотрим, чем отличается коптский храм от православного. Церковь маленькая, разделена на несколько частей. Первая часть, у входа, – для оглашенных, то есть тех, кто только еще знакомится с церковными таинствами, вторая – для крестившихся, третья – для принявших причастие. В глубине – алтарь с иконами, на стенах – фрески XIII века. Фигуры плоскостные, как у древних египтян, большие глаза святых похожи на две соединенных лодочки, смотрят пристально и сурово.

С православием копты разошлись в 451 году, когда на вселенском соборе выступили против признания в Иисусе Христе двух сущностей – божественной и человеческой. Они – монофизиты, по их мнению, Спаситель имел только одну сущность - божественную.

В коптских церквях не увидишь православного восьмиконечного креста. С удивлением рассматриваем кресты на куполах, особенно удивляет пятиконечный: четыре конца в горизонтальной плоскости, словно роза ветров, и пятый, сверху, все одинакового размера. А в очертаниях куполов есть что-то неуловимо мусульманское.

Монах приводит нас в церковную лавку. Можно купить сувениры, в том числе церковное вино и оливковое масло. Цены вполне приемлемые. Прощаемся с монахом, фотографируемся на память. Нас ждут в монастыре святого Павла.

В этой обители находится самая старая египетская коптская церковь. Расположена она над пещерой, в которой похоронен первый пустынник. В церкви идет богослужение, курится благовоние, где-то, невидимые нам, поют монахи. В нише лежат книги с текстами на двух языках, параллельно, – коптском и арабском. Богослужение идет на коптском, в повседневной жизни этот язык не используется. Крестятся копты слева направо одним перстом, подчеркивая единосущность Бога.

А еще спускаемся в пещеру, где покоятся мощи святого Павла. Здесь многолюдно. На ковриках неподвижно и безмолвно сидят местные паломники, с фресок на них строго смотрят святые лики.

Экскурсия заканчивается. Монах, сопровождающий нас в монастыре святого Павла, отпирает дверь, чтобы показать еще одну святыню. Это один из источников, дающих жизнь монастырям. Ручеек струится по каменному желобу, и монах наполняет для нас пластиковые бутылки, святую воду мы берем с собой.

В монастырях нас принимали как дорогих гостей. Все показали, угостили горячими лепешками и красным чаем каркаде. Но, как пояснил Виктор во время обратного пути, и мы помогли монахам, внесли свою лепту в монастырскую кассу. Каждый из нас заплатил за экскурсию по 50 долларов, и почти все доллары были переданы монастырям, за вычетом оплаты бензина и работы двух водителей.

В последующие три дня, приходя в себя после подъема к пещере святого Антония, мы и не помышляли об экскурсиях. Ноги нас, как говорится, едва носили. Так что мы загорали, наслаждались купанием в Красном море, всегда синем, всегда спокойном и таком соленом, что после купания, когда солнце испарит влагу, кожа словно посыпана из солонки. В Египте не бывает дождей, не бывает плохой погоды, и небо всегда синее-синее.

Однако мы еще не бывали в гостях у бедуинов. Приобретаем путевки на сафари, на поездку по пустыне на квадрациклах – четырехколесных мотоциклах. Нас предупреждают: надо купить платок на голову, лучше всего клетчатую арафатку – вспомните головной убор палестинского лидера.

Отъезд назначен на вторую половину дня. Организаторы экскурсии сооружают на наших головах тюрбаны, один конец платка свисает сбоку, чтобы можно было прикрыть лицо от пыли. Рассаживаемся на квадрациклах. Японская вещь – фирмы «Хонда». Почти все вдвоем: один за рулем, другой у него за спиной в качестве пассажира. Моя коллега вспоминает полученные когда-то в подростковом возрасте уроки езды на мотоцикле. Команда «старт». Идем колонной, примерно полсотни машин. Дагестанец Муслим на двухколесном мотоцикле на бешеной скорости носится вдоль колонны. Он отвечает за нашу безопасность. Подгоняет отставших, урезонивает лихачей.

Мчимся по каменистой пустыне. В некоторых местах дорога похожа на стиральную доску, и тут-то начинаешь понимать, как много у тебя всего внутри, что трясется и подскакивает. Главное – держаться, чтобы квадрацикл не катапультировал нас при наезде на очередной камень. Хорошо, что ветер боковой, и пыль не особенно досаждает.

Приехали! Когда-то бедуины были воинственным народом, говорят, что такими они и остались в Саудовской Аравии, а в Египте, в Аравийской пустыне, стали частью туристического бизнеса. Нас ждут десятка два верблюдов, катание на них входит в нашу программу. Ох, нелегко взобраться на верблюжий горб, но кто же откажет себе в удовольствии прокатиться на корабле пустыни? И сфотографироваться. Оказалось, что самое сложное – удержаться на верблюде, когда закутанная с головы до ног, так что виден лишь один глаз, бедуинка принуждает его опуститься на землю. Верблюд резко подгибает колени… Ай! Ура! Не свалилась, не перелетела через верблюжью голову.

Муслим предлагает нам подняться на гору, чтобы полюбоваться закатом. Солнце в пустыне садится как-то очень быстро и внезапно, и вот уж над нами черное, очень черное небо с яркими крупными звездами.

Мы знакомимся с бытом бедуинов. Тростниковые хижины такого же цвета, как пустыня. В одной из них на наших глазах бедуинка раскатывает тесто, на раскаленном железном листе выпекает большую лепешку. Каждому туристу достается по кусочку.

Мы подходим к единственному здесь дереву, и Муслим поясняет, что корни у него уходят вглубь на 20-25 метров. Да, здесь есть вода, и недалеко от дерева вырыт колодец. Если он иссякнет, вся деревня вынуждена уйти на поиски другого места. А помочь найти воду, учуять ее, должен верблюд. Он здесь во всем опора и первый помощник. Верблюд и средство передвижения, и дает молоко, шерсть, топливо – собирают и сушат то, что, как бы выразиться поделикатнее, извергается из его пищеварительного тракта. Верблюд охраняет хозяина от зыбучих песков, ни за что не пойдет в эти опасные места. А еще Муслим рассказывает разные истории из жизни верблюдов, о том, какие они ранимые и обидчивые, как берегут свою личную жизнь от посторонних глаз.

Между тем слышатся звуки бубнов. Это бедуины, человек десять, в традиционных рубахах до пят, в тюрбанах, покажут нам свое искусство. Бьют в бубны, поют что-то, ритмично пританцовывают. Несколько молодых девушек-туристок составляют им компанию, изображая туземные танцы. А еще можно покурить кальян.

Однако пора в обратный путь. Зажигаются фары, и наша колонна снова мчится по пустыне в клубах пыли. Вдали видно море огней, это Хургада – зеленый оазис среди песков и камней. Хитроумные люди придумали, как отвоевать у пустыни берега Красного моря. Где-то, где мы еще не бывали, работают мощные опреснители соленой морской воды, чтобы дать жизнь разнообразной растительности, сделать комфортабельным отдых обитателей бесчисленных отелей.

Кое-что в Египте мы уже видели, но это лишь крохотная частица огромных сокровищ этой древней страны. Так что у нас еще все впереди!

2004 г.


Рецензии
Интересно рассказали,
с уважением,
А.К.

Анжелика Клори   24.07.2010 21:53     Заявить о нарушении