Невский проспект, 17 и далее

После Николая Васильевича Гоголя не стоит и браться за описание Невского проспекта. Прошло 160 лет, а прославленная улица северной столицы все так же прекрасна: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!… Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле».

Однако если кто-то захочет вспомнить, чем еще был знаменит Невский в 30-е годы прошлого века, пусть обратится к бессмертному Гоголю, к его «Невскому проспекту».

Сегодня главная улица Петербурга, чистая, подновленная к Играм доброй воли, сверкает витринами, неоновыми вывесками, зеркальными стеклами легковых автомобилей. В каждом доме – магазин, а в нем такая выставка, что вновь вспомнишь Гоголя: «Менее заглядывайтесь в окна магазинов: безделушки, выставленные в них, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций».

Но прочь от витрин! Где-то тут должна быть настоящая выставка – тротуар, освоенный художниками. Да вот же она! Картины всех размеров, но стиль, как правило, самый что ни на есть реалистический. Видимо, таков спрос. Десятки, если не сотни пейзажей: сосны, березы, закаты, виды города.

А это что за композиция? На старую газету с репортажем об очередном визите Горбачева наклеены старые советские купюры, прорисованы две руки и хохломские ложки. Почем берем? Двести пятьдесят тысяч, но можно поторговаться. Не будем, такое мы можем состряпать и сами. Может быть, в этом что-то есть, но нам не понять.

На каждом углу – пестрые обложки книг, газеты. Выбор – широчайший, от всем известных до «Большевика» с профилями Ленина и Сталина и пламенной речью генерального секретаря Нины Андреевой до «Правды Жириновского». Эти, кстати, самые дешевые, но, похоже, интересуют они немногих.

У стенда с портретом местного политика – сбор подписей в его поддержку. Скоро довыборы, но куда – не уточняем, убыстряя шаг. Активисты – все сплошь весьма почтенного возраста, уже приготовились обратить нас в свою веру.

Фланировать по Невскому и рассказывать о нем, о парадной стороне Петербурга можно до бесконечности. За блестящей вывеской не видно сложнейших проблем города, еще недавно славного своими гигантами военно-промышленного комплекса. И неужели через 160 лет можно вслед за Гоголем повторить: «… все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект!».

Если идти по Невскому от Адмиралтейства по правой стороне, то на углу проспекта и набережной реки Мойки, возле моста, который на старых гравюрах назван Полицейским, нельзя не заметить великолепный дворец. В три этажа, светло-зеленый с белым, с богатыми лепными украшениями… Табличка указывает, что это памятник архитектуры XVIII века, охраняемый государством, - Строгановский дворец, построенный в 1752 – 1754 годах архитектором В.В. Растрелли. Со стороны Невского два входа: дверь под ажурным навесом и ворота для экипажей.

Да, обманчив этот Невский проспект, и со двора видно, что государство плохо заботилось о своем достоянии. Хотя как посмотреть! Совсем недавно в этом историческом памятнике располагалась некая организация всемогущего ВПК, как помнят музейщики, с высочайшим уровнем секретности. Она то ли переехала, то ли приказала долго жить, и сейчас дворец передан Русскому музею.

Сегодня во дворце очередная оперативка, на которой – привычные претензии и разбирательства. Здание на реконструкции вот уже третий год. Монтируется современная система отопления, и идет подготовка к установке автономного котла, требуется замена электрических кабелей, углубление канализации.

Директор дворца С.В. Любимцев считает, что на инженерно-строительные работы потребуется еще год, а затем начнется реставрация. После оперативки – обход здания. Руины – другого слова не подберешь! В когда-то роскошных залах лишь следы былого великолепия.

-И как только они не сгорели! – рассуждает одна из женщин, видимо, из строительной организации. – В Расстреллиевском зале все было в фанерных перегородках, а на фанере – кабели гроздьями.

В одном из залов проверяется качество укладки на полу мраморных плит. Есть замечания, на которые исполнители работ реагируют традиционно: зашлифуем, заделаем, все будет в ажуре.

Открывать дворец планируется комплексами, по несколько помещений, чтобы устраивать в них выставки, сдавать помещения коммерческим структурам для приемов – фуршетов. На восстановление требуются большие деньги. Нынешние богатенькие могут оставить след в истории, вложив средства в реставрацию какого-то конкретного зала, чтобы имя свое увековечить на памятной табличке.

На какие средства восстанавливается дворец? На бюджетные, так как сейчас это филиал Русского музея.

В судьбе дворца заметную роль начинает играть Строгановский фонд, созданный в апреле 1992 года по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, наследницы Строгановых по женской линии. Цели фонда – самые обширные – и содействие в реставрации исторических памятников Петербурга, и установление культурных связей, и поддержка молодых талантов. Планируется создание каталога исторических коллекций графов Строгановых.

Баронесса живет в Париже, заведует ателье в фирме всемирно известного кутюрье Ив Сен Лорана. На очередном показе коллекций высокой моды, состоявшемся в июле, фирма вновь удивила богатейшей фантазией, роскошными туалетами.

Баронесса – директор фонда и председатель, а в списке тех, кто участвует в работе фонда, известные в истории, и не только в русской: княжны Щербатова и Меттерних, баронесса Ротшильд, Ольга Ростропович. С русской стороны среди директоров фонда – директор Русского музея В.А. Гусев, директор Петербургского музея балетного искусства и театра Н.И. Метелица и, конечно же, С.В. Любимцев.

Баронесса Элен де Людингаузен стала организатором туров «от Парижа до Парижа». Ежегодно чартерными рейсами в Петербург прибывают представители мировой элиты, чтобы в течение пяти дней по очень напряженной программе знакомиться с историческими памятниками Петербурга.

Очередной приезд состоялся в июне текущего года. Мне довелось тогда встретится с баронессой в стенах Строгановского дворца. Небольшого роста, энергичная, с темными глазами, как на фамильных портретах ее предков в нашем городском музее, она проявила живейший интерес к строгановским местам Усолья и Орла. И на Урале началось возрождение исторических памятников, а это значит, что расстаемся мы с былым беспамятством.

Бывает же, встретишь земляка там, где никак не ожидал. Бывший соликамец Ю.В. Трубинов работает в Строгановском дворце старшим научным сотрудником. Ему принадлежит поистине фундаментальное описание этого архитектурного памятника – несколько томов машинописного текста. Но самое удивительное – он заставил по-иному смотреть на историю Строгановского дворца.

О своих архивных находках Юрий Викторович рассказал в газете для коллекционеров «Миниатюра».

Строгановский дворец был построен вместо прежнего, сгоревшего, наполовину деревянного, и всего за шесть недель, а не за два года, как указано на официальной мемориальной табличке. Возможно ли это? Монументальное здание в стиле барокко с 50 богато убранными покоями, с громадными зеркалами, расписными потолками – за считанные дни? Но именно это сообщал в январе 1754 года камергер С.Г. Строганов своему сыну, посланному за границу для получения европейского образования.

Были у Строгановых и деньги, и крепостные мастера, и все же поверить трудно. Еще одна загадка, на которые так богата история? В той же газете одна из статей называется: «Дворец раскрывает тайны». Вот некоторые фрагменты из описания дворца: лучшая анфилада залов Петербурга конца XVIII – начала XIX века, уникальная коллекция горных пород, собрание живописи, которому завидовали все европейские собиратели, редчайшие фолианты… Грустно, что все это в прошлом. Но не оставляет надежда: дворец возродится.

Невский проспект сам подобен музею. Не обойти, не рассмотреть за несколько часов, выкроенных среди командировочных проблем. И на что смотреть? На фланирующих по проспекту – каковы они, жители северной столицы? На витрины – чем же здесь торгуют? Или на бесконечное разнообразие дворцов, скульптур?

На пересечении Невского и набережной реки Фонтанки у знаменитого Аничкова моста – еще один из великолепных дворцов старого Петербурга – князей Белосельских-Белозерских. Построенный в середине XIX века, он выстоял при всех исторических катаклизмах. Менялись хозяева, совсем недавно в нем властвовал райком КПСС, а сейчас это муниципальный культурный центр.

Дворцу Белосельских - Белозерских повезло больше, чем Строгановскому, хотя часть помещений была разрушена в период блокады. Сохранились интерьер дубового кабинета, зеркала, роспись, часть мебели. По маленьким фрагментам искусными ткачами восстановлены прекрасные гобелены.

В первом этаже дворца расположилась часть экспозиции музея восковых скульптур – от Петра Великого до семейства последнего русского императора. При некоторой фантазии можно себе представить, как по залам дворца, по умопомрачительным роскошным залам прогуливались те, что словно ожили, вернулись к нам. И можно разглядывать их, не боясь монаршего гнева.

Ближе к вечеру Невский сверкает огнями вывесок, а на огромном экране – бесконечная череда рекламных обещаний. Назойливо пульсирует надпись «Паризиана». Это кинотеатр, бывший «Октябрь». Кинофильмы те же, что и в любом сегодняшнем российском городе, – голливудские боевики и эротика. Очередное нашествие, но все проходит, пройдет и это. Но пусть не кончается нашествие туристов, ведь это и слава города, и немалые деньги.

…И не спешите на Невском спросить дорогу у первого попавшегося на вашем пути прохожего, можете услышать в ответ: «I don’t Speak Russian».

1994 г.


Рецензии