Отношение императорской власти к христианству

Диоклетиан - Константин

Возникновение и утверждение христианской веры всегда было одним из самых противоречивых вопросов в истории. Также достаточно витиеватым является и отношение государства к христианам. Но так как и Диоклетиан, и Константин являлись императорами, то естественно, что они и были этим государством. И именно их личное восприятие веры в первую очередь определяло направление их политики по отношению к христианству.
Что касается Диоклетиана, то до того как он стал императором в 284 году, христианская Церковь жила в покое и процветала примерно 40 лет. По всей Империи в это время строились храмы и церкви, куда могли приходить верующие, чтобы молиться своему Богу. Диоклетиан долгое время относился к христианам терпимо. Его жена Приска и дочь Валерия тоже верили в единого Бога и проповедовали христианство. Также к иной вере относились и многие из его придворных, многие солдаты. Столь доброжелательное отношение к христианам заставляет задуматься: а не был ли сам Диоклетиан христианином?
В политике после кризиса III века, Диоклетиан открывает собой новую эпоху правления: эпоху безграничной императорской власти. Перестав советоваться с сенатом, приняв восточную помпезность этикета, он представал перед глазами людей божеством, для которого он сам – выше всех законов.
В это время Юпитер Всеблагой Величайший являлся главным покровителем императора, поэтому Диоклетиан носил титул Jovius (происходящий от Юпитера). Этот титул подчёркивал религиозность императорской власти, а традиционному культу императора уделялось всё больше внимания. По мнению учёных, Диоклетиан смотрел на себя, «как на верховного жреца языческой религии» (1) . Одно из преданий гласит, что однажды император прибыл в Антиохию на Олимпийские игры, посвящённые Зевсу. И должность алитарха (председателя), которая являлась самой священной и почётной, естественно, досталась ему. И вот он «в одежде, присвоенной алитарху, украшенный драгоценной диадемой, со скипетром из чёрного дерева, в белых башмаках», предстал перед толпой в образе бога. Слагая с себя священную одежду, он сказал: «Я носил одежду бессмертного Зевса» (2).
Не смотря на свою истинно римскую религиозность, он всё же благосклонно относится к христианам.
Но со временем христианская Церковь, достаточно окрепнув, стала неким самостоятельным «государством в государстве». Она набирала силу и увеличивалась в размерах, что, несомненно, вызвало недовольство императора. К тому же у него могли возникнуть опасения, что христиане решат объединиться с манихеями, которые всё дальше распространяли свои учения по восточным провинциям, и на которых уже велись первые религиозные гонения. В своём указе против манихеев, Диоклетиан пишет: «древняя религия не должна быть попираема ни от какой новой» (3). В том же указе император говорит нам о том, что если бы римляне также чтили богов, как и раньше, то те остались бы к ним благосклонны. Как эти высказывания относятся к манихеям, так же они могут быть отнесены и к христианам.
В то время как Диоклетиан стремился навести внутри Империи порядок и укрепить его не только на границах, но в умах сограждан, то, сама собой, появилась необходимость радикальных мер.
Большой проблемой стал отказ многих воинов не только приносить жертвы языческим богам, но и попросту служить в армии. Они отказывались признавать божественность императора и вообще какого-либо бога, кроме своего. Хотя на тот момент, как и во всю историю Римской Империи, армия являлась опорой и силой государства.
Всё это привело к тому, что Диоклетиан был вынужден приступить к тем самым «радикальным» мерам. И в 303 году он выпустил указ, так называемый «эдикт об объявлении христианства вне закона»: по которому из армии и государственного аппарата выгонялись не только христиане, но и те, на кого падала хоть малейшая тень подозрения. Были отменены и запрещены богослужения, церкви и храмы сносились, а имущество изымалось. Даже собственных жену и дочь император заставил принести жертвы богам, чтобы тех не обвинили в измене веры. Сжигались богословские книги, было арестовано всё духовенство.
С этого времени всё населения Римской Империи должно было проходить через специальные комиссии, которые следили за тем, чтобы граждане принесли жертвы языческим богам (Юпитеру и Геркулесу – которых на земле воплощали Диоклетиан и его соправитель Максимиан) и поклялись в верности императору. Те, кто выполнял все требования, как бы искупляя свои грехи перед богами и их наместником на земле – императором, были прощены и продолжали жить, как, и жили до этого. Но они должны были вновь окунуться в языческую веру. А те же, кто оставался, верен своему, лишь одному Богу, были лишены гражданских прав. По итогам последующего эдикта 304 года, не повинующиеся были арестованы, подвергались пыткам и казням.
И вновь тысячи людей своими мучениями и совей кровью пытались доказать силу своей веры. 19 лет безоблачного правления Диоклетиана ушли в прошлое. Он и его соправители стали ярыми гонителями христиан. Но нужно заметить, что гонения происходили лишь на востоке Империи; на западе, где правил цезарь Констанций Хлор эдикты Диоклетиана не имели силы. Констанций, в прошлом также терпимо относящийся к христианкой вере, в отличие от августа не сменил направленности своей политики.
В итоге в 303 и 304 годах всего было издано 4 эдикта против христианства, после которых гонения лишь усилились. Самые жестокие преследования происходили в тех областях, которые находились под властью Галерия и самого Диоклетиана. Но гонения продолжались не так долго: 1 мая 305 года Диоклетиан сложил с себя императорские полномочия и удалился в Салону на заслуженный отдых, внутри самой Империи вспыхнула ожесточённая борьба. Галерий был вынужден прекратить преследования. Их безрезультатность стала очевидной, наступило время, когда власть в серьёз задумалась не о вражде с христианами, а о союзе с ними.
В это время внутри государства начались междоусобные раздоры. Цезари и августы сошлись в борьбе за власть. И победителем из неё вышел сын Констанция Хлора – Константин. Но в борьбе за власть между ним и его противниками отнюдь не малую роль играл религиозный вопрос. Будучи язычником, Константин всё же покровительствовал христианству.
Существует христианское предание, что накануне решающей, Мульвийской битвы Константин увидел у стен Рима яркий крест, на котором была надпись: «Сим победиши!». Константин, поверив предзнаменованью, приказал изобразить на щитах его воинов крест, а на военных значках начальную букву имени Христа. И он выиграл, став единым правителем Римской Империи.
Именно он, реализовал политику единого правления. В помощь себе он призвал Церковь, как организацию, способную обеспечить поддержку в распространении общей идеологии.
В 311 году Галерий прекратил гонения и 30 апреля опубликовал эдикт о веротерпимости по отношению к христианскому населению, временные союзники Константин и его соправитель Лициний издали свой «эдикт о веротерпимости», так называемый Миланский эдикт, подписанный в 313 году в Милане.
Согласно эдикту, каждый христианин имел право «совершать свой культ, церковные организации могли теперь владеть любым имуществом, конфискованное имущество возвращалось» (4). То есть условия эдикта сами по себе были направлены на утверждение власти Церкви, и как итог её помощи в установлении единовластия (Константина). Указ ликвидировал «тяжёлое диоклетианово наследие» (5). Константин стремился к созданию единого, сильного государства. Он высоко оценивал силу Церкви и считал её органом, стоящим наравне с войском и законом, важным фактором в создании единой императорской власти. В последствии император Константин вознаградил некоторые церкви, которые активно ему помогали. Но этот союз оказался не таким идеальным, как казалось на первый взгляд. «Константин освободил духовенство от государственных повинностей, приравняв его к прочим чиновникам» (6). Тем самым он создал так называемую государственную церковь, в которой ведущую роль играл император. Для того чтобы получить окончательную власть над Церковью и заручиться её поддержкой, Константин в 325 году созвал собрание епископов в городе Никее. Этот Никейский собор стал Первым Вселенским собором, поскольку на него съехались епископы со всей Империи.
Сам Миланский эдикт стал переломным моментом в истории религии и истории в целом. Со времени Константина христианская религия стала господствующей среди прочих во всей Империи. Церковь теперь обладала многими землями и огромной властью. Сам же Константин, всю жизнь, будучи язычником, дал своим сыновьям христианское образование и сам крестился перед смертью.
Константин умер в 337 году нашей эры, но в 330 году учредил новую столицу, город стоящий на месте греческого города Византий, который существовал там около тысячи лет. Император потратил пять лет на строительство нового города. Он прилагал все усилия, чтобы тот стал самый роскошным, богатым и красивым городом мира. Сам наставлял знать, чтобы те приезжали в «новый Рим». 11 мая 330 года город был освящён и назван Константинополем, в честь императора.
В итоге я хотела бы добавить, что и Диоклетиан, и Константин, каждый по-своему явил собой новую эру в жизни государства и людей. Один хотел восстановить величие былого Рима, того с которым мы, и ассоциируем античность. Другой же решил построить «новый Рим» - Константинополь, место с которым ассоциируется христианство.
Кто-то считает, что Константин стал Великим, стал первым – новым. Но, и это сугубо моё мнение, он стал последним – разрушителем истинного Рима, Древнего Рима.

1 А.П. Лебедев «Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства», С-Пб, 2003, с.129.
2 Там же.
3 То же, с.130.
4 И.С. Свецинская «Ранее христианство: страницы истории», М., 1987, с.175.
5 С.Г. Лозинский «История папства», М., 1986, с.24.
6 То же, с.26.

2008
Доклад на конференцию "Религия в жизни античного общества". СНО


Рецензии