Николай Васильевич Гоголь
История дома, начинающаяся с первого владельца этой местности - начальника опричнины Ивана Грозного Мамстрюка - Кастрюка, безусловно отдельное повествование. Об этом вам могут рассказать многие сотрудники музея "Дома Гоголя". Мы же коснемся только того времени, когда на первом этаже в нескольких комнатах, жил Николай Васильевич Гоголь.
В середине XIX века особняк принадлежал графу А.П. Толстому, в дальнейшем ставшим обер-прокурором Синода.
Писатель дружил с графом, и, поселившись у него в 1848 году, прожил здесь, с небольшими перерывами, до самой смерти.
В одном из своих писем Гоголь пишет: "А.П. (Толстой) живет так уединенно и таким монастырем, что и я, любящий тишину, переехал к нему".
Мы входим в переднюю, которая украшена приземистыми колоннами и деревянной лестницей, ведущей на второй этаж. Гоголевские комнаты внизу, направо и налево от лестницы. Его рабочим кабинетом была светлая и просторная угловая комната в правой половине дома - два окна на бульвар, два во двор. Обстановка более чем скромная - стол, диван, два кресла, и высокая, красного дерева, конторка, с покатой доской, крытая зеленым сукном. Гоголь не изменил своей многолетней привычке писать стоя. На столе лежат несколько станиц с автографами писателя, прижатые бронзовым львом - память о поездке в Италию. Во всю ширину комнаты лежит ворсовый ковер. Гоголь очень любил, вышагивая из угла в угол, вслух проговаривать только что написанный текст.
Платяной шкаф стоит у дверей. Но все вещи писателя, не считая книг, могли уместится на дне небольшого чемодана: пара чистого белья, ношеный сюртук, сапоги, да шинель. Вот и все, что было у одинокого человека.
Уединенная обстановка разбавлялась лишь колокольным звоном. А церквей вокруг было во множестве. Это и Бориса и Глеба на Арбатских Воротах, Федора Студита на Большом Вознесение, Симеона Столпника.
После поездки на Украину, которая длилась полтора года, Гоголь в июне 1851 года снова возвращается в Москву, на Никитский бульвар, к Толстым. Здесь его навещают Друзья. Приезжают Братья Аксаковы, актеры Шумский - первый исполнитель роли Хлестакова, Пров Садовский, Н.В.Берг. А Щепкин приводит к нему молодого Тургенева.
"Гоголь - записывает в своем дневнике Тургенев - поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в тоже время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели, и что они думают".
Здесь же проходит читка перед актерами Малого театра бессмертной комедии "Ревизора".
Но в эти, последние месяцы жизни, Гоголь все больше и глубже погружался в сумеречный мир физического и психического распада личности.
Он с перерывами мучительно продолжал работать над вторым томом "Похождений Чичикова". Вел душеспасительные беседы с близкими, молился. В ночь на 12 февраля 1852 года, в порыве религиозности сжёг второй том "Мертвых душ".
Не смотря на то, что почти в каждой комнате есть камин, никто точно не может сказать, в каком именно были сожжены страницы романа. На нижнем этаже каминов три, но ни один из них не похож на ту печь, что описывал М.П. Погодин, или на тот камин, который нарисовал Клодт на картине "Гоголь сжигает рукопись "Мертвых душ".
Даже близким и друзьям трудно было поверить в серьезность свершившегося перелома в сознание писателя.
Через десять дней Николай Васильевич Гоголь скончался.
Увы, теперь колокольный звон едва проникает во дворик, где стоит памятник, на фронтоне которого вылеплены сцены из бессметных произведений писателя. Гоголь сидит, низко склонив голову, а мимо него торопливо стремится жизнь. Гремят машины и троллейбусы. И ничего, кроме маленькой чугунной мемориальной доски, не напоминает о последней и самой печальной странице из жизни великого русского писателя - Николая Васильевича Гоголя.
Свидетельство о публикации №208030600301