Здравствуйте, дети!

Двадцать пять- это много или мало? Для молодой девушки, только что окончившей Вуз, наверное, все-таки мало..Как в старом замедленном кино передо мной проплывает такая сцена- в класс входит молодая женщина
с жгуче-черными гладкими волосами и огромными бархатными темно-
карими глазами ,чуть-чуть полноватая с белоснежно-молочной кожей
лица. Первые слова её необыкновенного голоса поразили меня своим теплым
мягким и каким-то обволакивающим тембром. И в то же время голос не
был испуганным, она была очень спокойна и уверена в себе. И это ее спо-
койствие и уверенность мгновенно передались нашему непослушному
9»б» классу. Не знаю – было ли это её спокойствие воспитанной выдержкой
или это было врожденная гордость и умение владеть собой в разных ситу-
ациях. Но мы полюбили ее с первого мгновения .
       Её уроки были одновременно целой системой нашего воспитания.
Не помню, чтобы мы изучали чьи-то образы, нет перед нами раскрывалось
величие людей- литературных героев и Майе Абрамовне удавалось внушить
нам, что за внешней стороной любого героя стоит огромный внутренний
мир – и Наташа Ростова и Андрей Болконский и Пьер Безухов в ее отражении были не сухими героями, а живыми людьми, и мы плакали над
убитым Андреем, и кружились в вальсе с Наташей на балу и тревожно
всматривались в темноту ночи ..И сочинения она давала нам писать на уди-
вительные темы – «Может ли быть героем нашего времени или героем
моих грёз Андрей или Пьер» . Она учила нас думать, не повторять за ней
всем известные фразы, а плести кружево своих мыслей…
       Чаще всего она стояла у окна и задумавшись о чем-то, вдруг, начинала
своим глубоким голосом читать нам стихи поэтов серебряного века- Вале-
рия Брюссова или Александра Блока и музыка, звучавшая в этих строках,
обволакивала, завораживала, заставляла тревожно биться наши юные сердца.

И гирлянду пылающих роз
Я доброшу до тайны миров,
И по ней погружусь я в хаос
Неизведанных творческих грез,

(Брюссов В)

или

Мой поезд летит, как цыганская песня,
       Как те невозвратные дни...
Что было любимо - все мимо, мимо...
       Впереди - неизвестность пути...(Блок А.)
или

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей...
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой. (Ахматова А)

Я была удивительно застенчива, алела от каждого обращения к себе, я
ненавидела свои длинные чудные косы, которые почему-то оказывались
всегда привязаны к парте( девчонки баловались), а позже, когда к нам в
женскую школу добавили 8 или 9 мальчишек – это была просто трагедия.
Каким-то образом Майе Абрамовне удалось понять мою душу, мою чисто-
ту и застенчивость и мой талант писать сочинения. Она все время подчерки-
вала и выделяла какие-то отдельные цитаты и выражения, она шлифовала
меня, как обрабатывают драгоценный камень..
       Год или два она была нашим классным руководителем, возможно, ей
эта нагрузка была и ни к чему, но я не помню, чтобы она когда-нибудь
проявила раздражение, сорвалась на ком-то из нас.. С нею было легко всем-
и нам-детям и нашим родителям.. А какие вечера литературные она прово-
дила ! В школьном зале не было свободных мест – это был театр, доступ-
ный всем. И первой помощницей во всех её задумках, была, конечно, я.
И этот талант организатора очень мягко сумела воспитать во мне именно
Майя Абрамовна, она своей мягкостью постоянно внушала мне, что в жизни
можно многого достичь не нахрапом, не горлом, а именно уважением к людям. Вот так и случилось, что именно она стала на долгие годы моей
путеводной звездой. Помню, что мы очень ревновали нашу Майю к ее ка-
валеру- будущему мужу, не знаю, может, эта влюбленность наша в нее
была уже какой-то потребностью просто любить, но мы любили её беско-
нечно. А в десятом классе на экзамене по литературе Майя Абрамовна
вызвала меня к доске и сказала- «Давай-ка напиши нам темы сочинений» и
пока я писала их на доске, она стояла рядом и тепло её руки и ласковых
карих глаз я помню до сих пор…
       Вот и скажите мне – много это или мало – Двадцать пять?
Ровно столько лет назад не стало моей дорогой Майи Абрамовны..Мы к
тому времени уже почти все разлетелись с нашего города, но время от време-
ни возвращаясь в свой город, всегда заходили в школу, где так всё напоми-
нало о ранних годах нашей бесшабашной юности и о ней- нашей дорогой
любимой учительнице..подарившей нам себя.
 


Рецензии