Лица. Монологи Белки. Часть 1
Как - то очень давно, в незапамятные времена, в тридевятом царстве,
которого больше нет, ближайший друг мой и одноклассник, будучи тогда еще
студентом матмеха ЛГУ, записал следующее интересное свое наблюдение...
"ЭСКАЛАТОР".
Навстречу лица, лица, лица,
как многоточия в тетради...
И невозможно исцелиться
от двухминутной благодати...
Навстречу пасмурные лица.
В метро стремящиеся люди
никак не могут отрешиться
от суеты нелепых будней.
Навстречу лица, лица, лица...
Густы, как спущенные шторы.
Скрывают многие страницы
из ненаписанных историй.
Но в ежедневном ритуале
такой антракт недолго длится.
Вновь возвращаюсь к тротуарам...
Навстречу лица, лица, лица...
(М. Л. Матвеев, 1978г.)
«ЛИЦА»
(Многочастный монолог).
"Я вас люблю!.. Чего же боле?
Готов я вечно проходить
Свой лабиринт в кругах Любови
Лишь для того, чтоб вас любить!"
( некто Белка, много веков спустя).
ЧАСТЬ 1. Эскалатор.
Как писал один великий скульптор - Микеланджело Буонаротти
(в переводе Андрея Вознесенского): "Теперь опишу свою внешность с натуры.
Ужасен мой лик - бороденка, как щетка. Зубарики пляшут, как клавиатура..."
Ну, и так далее...
Подхожу к зеркалу. Смотрю... Круги под глазами. Одутловатая физионо-
мия, от сна опухшего лентяя. Взъерошенная шевелюра с кисточками на ушах.
Вечно мокрый нос и нечто сзади, выщипанное и вылезшее, полинялое, неопреде-
ленного уже цвета. Лысеющий, должно быть, мой хвостик... О! Великий гений,
как же вы не одиноки во своей оценке!
"Улыбнись!" - Говорю я себе. - "От улыбки твоей убегут все печали. И к
несчастью, не только они..."
Первый сверху слева, пятый, третий снизу слева и второй снизу справа.
Вот и все, что в памяти осталось от зубов... Страшно и глупо. Ибо что
может быть страшнее и глупее беззубой белки? С облезлым хвостиком и
кругами под глазами?.. А хочешь, я тебе спою? Слушай же!
" Фа-фа-фа. Ши-ши-ши.
Нифигашешки не шлышно
от Бежжубой белошки, в тиши
распевафшей пешни..."
Эскалатор... Куда он нас ведет? И что тебя ожидает наверху? Где те,
которые поднялись впредь тебя? Важно то что однажды, ступив на движущуюся
эту ленту, назад дорогу не найдешь. И здесь уместно вспомнить, как некто
Гераклит из глубины веков нам проорал "Нельзя войти дважды на одну и ту
же ленту эскалатора!" И вообще, скажи спасибо за то, что твоя лента
едет вверх! Посмотри на лица тех, кто движется навстречу по такой же
ленте вниз!
Они веселы. Они полагают, что их лента движется вверх, а наша -
напротив,- вниз. Если бы я был с ними, что видели бы мои глаза, зная,
что минуту назад, находясь на другой ленте, я видел ту же картину с
точностью до наоборот?..
Эскалатор...
Спрыгиваю с исчезающих ступенек и по инерции бегу вперед. Хвостик мой
элегантно перекинут через левую руку, как салфетка официанта. Впрочем, нет.
Скорее я похож на пожилого данди с тростью на руке. Стою, как и все.
Жду поезда. И вот если вы меня сейчас спросите о том, куда я еду, то
могу поклясться, что просто пошлю вас вслед этих рельс, ведущих в темноту.
"Как нам, стоящим на платформе, познать секреты поездов?" - как когда -
то заметил великий Данте...
Лица, лица, лица...
Женщина со следами помады на губах и тремя сумками продуктов "…плывет в
тоске необъяснимой...", как сказал бы уже совсем иной Питерский поэт
времен Великого Забвения...
Мужичек интеллигентного вида в мятом плаще, в очках с перекошенной
оправой... Группа товарищей с очень солнечного юга, стоящие вокруг своих
баулов... Старикан на скамейке, босой, жующий булку... Впрочем, он вряд ли
едет... Пацан - вылитый Гарри Поттер, - только без метлы. Но зато с крутой
мобилой, от которой проку нет в метро, да еще и с пачкой сигарет в
кармане... Кого еще я пропустил? Ах, да! Себя... Ну и я тут тоже стою.
Вот и поезд. Выходят, как всегда, до ужаса медленно...
Пропускаем...
Садимся...
Едем...
Тесно...
"Послушайте, милейший...- Это ко мне обращается некая пожилая особа, - не
могли бы вы свой хвостичег опустить? А то щекотит очень он мне нос!
"Конечно, конечно...Разумеется...Знаю точно, что вот теперь, когда я хвостик
опустил, по нему будут топтаться исключительно с целью вытереть ноги. Я
что ли первый раз еду? В метро вообще с хвостиками неудобно... Вот - вот..
. Уже и наступили... Девочке рядом со мной очень нравятся кисточки на моих
ушах. Они и вправду, хороши. Я улыбаюсь ей своей очаровательной улыбкой...
Ребенок весь в слезах, зато мамаша норовит проговорить в мой адрес все
обиды несчастных дней ее чреды…
Бегут платформы, исчезая... И люди на них исчезают навсегда из
быстропеременной моей реальности вместе с платформами... Проезжаем перегон от
"Автозаводской" до "Коломенской". Мост и вид с него вполне отличный...
Солнце, отражаясь от поверхности реки, приятно щекотит мне зрачок.
Боже мой, Боже мой... Прошли бесконечные века моих ожиданий и моих
надежд, когда я вместе со многими другими, стоя на самом краю Вселенной,
в преддверье Ничего, в таком же самом вагоне Московского метро, присте-
гнутый наручниками к верхней перекладине, мечтал лишь об одном пейзаже за
окном - о том, что вижу я сейчас, - и почему - то даже этому не рад?..
Я бесконечное время думал о том, как исчислить бесконечное время...
Чем можно его наполнить, если все конечное в нем имеет меру ноль? Ты,
сущесвующий, конечный, есть. Но при этом тебя нет. В бесконечности ты
даже не точка... И - совершенно уж смешно - ты даже и не ноль! Поскольку
ноль - это вполне конкретная вещь, со своими свойствами и атрибутами,
которые не могут наличествовать у отсутствия чего - либо...
О, да!!!
Я помню... Я помню все... Своё внезапное озарение, тут же переросшее
в вопрос, звучащий в спину почти уже ушедшему Ребенку. Вопрос о том, что
с нами будет, когда бесконечно долгое наше заключение, все же
...закончится? И Его ответ. Как будто Он его ждал: "Надейтесь. Ибо Аз
есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. И Я, так же, впрочем, как и вы,
невложим ни в какую бесконечность. Вы больше любой бесконечности.
Надейтесь!" Вот что ответил тогда Мальчик нам, стоящим в ожиданье...
«Дай рабам Твоим терпение, да не покроет их скорбь!» (прп. Симеон Новый
Богослов. Гимны. ПСС, т.1, стр. 44).
И мы ждали, ждали, ждали...
Протекали века, и геологические эпохи в каких - нибудь мирах сменяли
друг друга. А наше бесконечное ожидание при этом нисколечки не убавлялось.
Как, скажите мне, тут не впасть в расстройство?
Мысли… Вера, Надежда и Любовь... Вы полагаете, что это имена Святых?
Конечно, это имена. Но вместе с этим кое - что еще...
Вера, - когда ты веришь, - дает тебе Надежду. Вера, если так хотите, в
Надежду превращается, когда в Вере больше нет нужды... По Воскресение из
мертвых... Мы верили в теченье нашей жизни, и сейчас в нас наша Вера
перешла в Надежду.
(И, коль Высокое отбросить, то мы здесь надеемся неведомо на что.
Поскольку наше ожиданье - бесконечно!.. ) Теперь, последнее. Любовь!
Она - есть завершение Надежды.
Любовь есть то, что ожидает нас в Самом Конце Всего...
Она растет в душе воистину вне всяческих пределов... Она - самая
Младшая из мучениц - сестер. Она, Рожденная Мудростию позже всех, есть всех
венец! Воистину, вот чем достойно можем мы заполнить бесконечность в
ожидании прощенья! Ведь нам же сказано тогда ( О, Господи, когда же это
было?!), что невложим Господь ни в какую бесконечность! Но Он же есть
Любовь! По-этому Любовь - есть то, что будучи расцветшим в нас - нас
делает тотчас размером - более всего. Вот чем заполнить можно ожиданье во
бесконечных временах. Достоит лишь любить…
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №208030800110
Leks, 6 апреля 2007, 22:41
Просто таки на удивление отточенная вещь...На удивление...
Легкое и одновременно с тем, тщательно выверенное, умное и шутливое, грустное и светлое чудо, каким и является настоящий ТАЛАНТ....Прочла, - и сердце защемило, грустно стало. Так всегда бывает когда с чем-то настоящим сталкиваешься.
Даже по своему обыкновению, захваливать тебя не буду, потому как понравилось до грусти.... Дай Бог тебе здоровья....
Даже слишком профессионально написано.
Владимир Муляров 04.01.2012 22:51 Заявить о нарушении