Камни

Я вылезла на крышу. Было еще рано. Солнце не взошло. В левой руке я держала маленькую бутылку с остатками водки, в правой - коробку апельсинового сока. Где-то в кармашке джинсовой куртки лежали соленые орешки. Я еще не ложилась. Ну и что? Мне так хотелось. Крыша была прохладной. Сидеть пока можно. Следом за мной вылезла, проснувшаяся от гулких жестяных стуков моих шагов, Саша. Посмотрела на меня сонными глазами и спросила:
- Ты чего не спишь?
- Не хочу, - огрызнулась я.
Мы молча просидели рядом пять минут.
- Хочешь выпить? - предложила я подруге бутылку.
- Ой, нет, - протянула она так, что мне на подсознательном уровне передалась ее похмельная головная боль.
- Ну как знаешь, - без всякого выражения выдохнула я.
- Слушай, ты что, из-за него так расстраиваешься? - участливо спросила Саша.
Заглушенная алкоголем обида вылезла с новой силой:
- Да по фигу мне на него! Пусть что хочет делает! Пускай идет, вешается... Я что, нянька ему что ли? Еще следить за его поступками - чтобы чего не натворил! Да больно надо!..
И после небольшой паузы:
- Ну да, я переживаю. Этот придурок... У него мозгов хватит...

У Андрея был взрывной характер, и периодические суицидальные приступы с жалобами, полными отчаянья: "меня никто не понимает!" были для него нередким явлением... Черт его знает! Я бы не сказала, что он не заслуживает любви и сочувствия. Но ведь так иногда достать может! Ну вот скажите, куда он поперся в 3 часа ночи, один?.. Я, конечно, пыталась его остановить, но он крикнул мне:
- Только попробуй! Увижу, что идешь за мной - мы с тобой больше не друзья!
Что мне оставалось делать?..
Вот и сижу сейчас...
- Я думаю, он сам во всем виноват, - вернула меня из моих мыслей Саша.
- Правда?
- Ну да. Он сам себе все накручивает... Ну подумаешь, с каждым бывает...
- Да? Но только он все так близко к сердцу принимает!
- Ну, пошел, наверно, куда-нибудь... Посидит там, проплачется, да и забудет...
- Хорошо бы... Да только он меня в последнее время что-то сильно пугает.
- Чем?
- Ну, вот недавним своим заявлением например: в армию пойду! Ну, куда ему?!
- А может, человек серьезно хочет...
- Да какой... Думаешь, патриотические чувства взыграли? Героизм напускной... Да просто мечется, хочет убежать от себя. Понимаешь, внутри давит. А куда от этого денешься? Думаешь, я из-за него только - ... - оборвала я фразу жадным глотком горькой воды...
Подруга вопросительно посмотрела на меня.
- Ну, конечно... Достало все. Устала я. Не понимаю, какой смысл?..
- А ты не думай. Меньше себе голову забивай. Работу что ли нашла бы...
- Да хрен с ней! Для кого все это? Для меня? Да мне не нужно! Мне вообще уже...
Тут на меня нахлынула волна отчаянья с такой силой, что мне захотелось сбежать. Подальше. Так надоело! Да не чувствует Сашка меня. О чем с ней?
Я поползла вниз по чердачной лестнице.
- Ты куда?
- В туалет схожу, - соврала я.
- Осторожно только, там еще пять тел лежит.
- Ладно, постараюсь не разбудить, - пробубнила я себе под нос.

Спускаясь, я все-таки умудрилась кого-то задеть, но постаралась как можно быстрее прошмыгнуть за дверь. Выйдя на улицу, я набрала телефон Андрея. Никто не брал. На шестой раз он ответил.
- Ну, чего?
- Как ты?
- Да так...
- Может, встретимся? Ты же не собираешься сейчас спать?
После некоторого молчания:
- Ладно, ты знаешь где...
Через полчаса мы сидели под мостом со стороны Летнего Сада.
- Как-то глупо все...
- Что?
- Да все... Цели у меня нет. Раньше вот Настя была... А теперь...
Девушка Андрея уехала с родителями жить в Германию.
- Да я и не знаю... Девушки... Но ведь есть что-то большее... Всегда казалось, что есть, что должно быть! Только оно все время ускользает...
Андрей встал, поднял несколько камушков и швырнул их в воду.
- Видишь эти круги?.. Мы - так же. Думаем, что умеем ходить по воде - но каждый раз идем ко дну... Оставляем после себя кратковременный след - но время все стирает... И больше ничего нет... Все вода...
Он взглянул в просыпающееся Небо и решительно шагнул в реку:
- Надо стать водой...
- Слушай, ты что, а? Давай обратно!
- Да ты не бойся. Все равно ничего нет... Ну, хочешь, пойдем со мной? Вместе будем искать?
- Что?
- Смысл.
- Как?
- Сейчас заплывем на середину - а там ныряй. Только не плещи руками - позволь воде охватить тебя и увлечь на самое дно. Если Бог есть, он же не бросит, правда? Он же откроет суть?
- Но зачем так радикально?
- А помнишь как у Паланика в "Бойцовском Клубе" - опустись на самое дно!
- Да, но зачем все так буквально воспринимать?
- А иначе нельзя, по-другому не получится, понимаешь?
Андрей зашел по пояс в воду:
- Ну, идешь? - наивно позвал он меня.

Вместо ответа я сняла кеды и пошла за ним следом. Холодная вода неприятно сводила ноги.
До середины мы доплыли молча. В ушах колотилось сердце. Андрей развернулся и посмотрел прямо мне в глаза. Что-то было в них завораживающее и вместе с тем безумное. В эту секунду я поняла, что для него это всего лишь игра. Что-то случилось. Что-то омертвело в нем. И было что-то такое, чему, казалось, нет места здесь. И вместе с тем на какой-то миг я заметила в его глазах ребячий испуг, который тут же сменила злоба на себя и прямолинейная решительность.

- Ныряем, - уверенно бросил он мне.
И последнее, что я услышала - плеск над головой. Я падала и падала. Казалось, прошло полчаса. Потом еще. Под водой все было по-другому - как-то слишком тихо. Во мне еще сопротивлялась жизнь. Но только я коснулась дна, мною овладела мысль, что я что-то не так делаю, что я должна быть там - наверху. Предчувствие важности будущего налегло на меня всей своей тяжестью, и я больше не могла терпеть его давление... Я оттолкнулась от вязкого дна и быстрыми рывками устремилась к свету.

Вынырнув, я сделала три глубоких глотка воздуха подряд. Андрея нигде не было. Времени на раздумье не оставалось. Я опять нырнула, теперь же быстрее достигнув дна.
Превозмогая резь в глазах, я смутно различила его волнующуюся челку. Тогда я подхватила его и кое-как вытолкнула на поверхность. Он стал отплевываться водой.
- Дурак, ты что меня так пугаешь? - моему протрезвевшему возмущению не было предела.
- А может, я не хотел, чтобы ты меня спасала?
- Не хотел бы - не стал бы этого делать у меня на глазах!
- А может, ты сама этого хотела?
Я мысленно глазами спросила: Чего? Твоей смерти, что ли? Или самой умереть? - но вслух ничего не сказала.
- Ну ладно, - смягчилась я. - Говори, что ты там увидел? Понял что-нибудь?
- Я... не успел... – запинаясь, произнес Андрей. - Я только... почувствовал, что там какая-то фальшь... В этом... переходном состоянии... Я увидел себя со стороны... И еще чувствительность как будто обострилась в тысячу раз... Какой-то свет и звуки - это не очень... приятно... Но мне казалось, что надо переступить... этот барьер... - и там будет разгадка... Я почти... почти...
- Умер, - с усмешкой закончила я.

Хмель окончательно вылетел из головы. То, что сейчас произошло - казалось каким-то страшным сном. И как я согласилась? Мокрые, мы сидели на берегу молча. Солнце поднялось.
- Знаешь, - нарушил тишину Андрей. - Мне еще показалось, будто я здесь что-то еще не закончил... И что-то пыталось мне дать понять, что я еще нужен...
- У меня такие же ощущения возникли...
- Правда? - улыбнулся он мне и задумчиво произнес:
- Интересно...

Мы сидели и бросали камушки в воду.

Май, 2006


Рецензии