Даже в трудные годы...

«ДАЖЕ В ТРУДНЫЕ ГОДЫ…»

Когда война закончилась, жизнь в детском доме стала более сытой и обеспеченной. Девочек одели в клетчатые пальто и вязаные шапочки с помпонами. Мы выглядели наряднее многих домашних детей, но даже издалека было видно, что мы детдомовские.
Сегодня в детском доме встреча выпускников, мы разглядываем старые фотографии. На этом снимке мы стоим группой в нашем дворе перед Октябрьской демонстрацией довольные, счастливые: жизнь налаживается, впереди - только счастье. Слева внизу - Настя Аистова.
Слово берёт Анна Фёдоровна. С годами она не утратила зычного голоса, за который мы прозвали её когда-то «Трубой». Если она распекала шалуна или лодыря, это было слышно на весь детский дом.
- Даже в трудные годы главным для нас была забота о детях. Мы отдавали им всю душу, всё тепло наших сердец, заботились о том, чтобы они выросли…
Чтобы выросли. Кто вырос, а кто и нет. Как Настя Аистова.
Почему эта девочка так раздражала Анну Фёдоровну, непонятно. За любой, самый пустяковый проступок, ей доставалось больше всех. И ладно бы просто отругала, и всё: провинилась – получи, так нет же, в конце обязательно добавит: «Отец твой в тюрьме, видно, и тебе туда дорога!» Другие дети, если обижались на воспитательницу, могли поплакать, пожаловаться подругам, просто поворчать, наконец. Настя всё принимала молча. Если и всплакнула когда-нибудь, то разве что ночью, когда никто не слышал.
Мы тогда заканчивали семилетку, с нетерпением ожидали начала самостоятельной жизни. Раз во время дежурства по кухне чистили картошку и в очередной раз с увлечением планировали, чем будем заниматься дальше. Чего мы только не придумывали! Шутили, смеялись. Настя сидела с нами, молча слушала наши разговоры и вдруг сказала: «Девочки, если Труба ещё раз вот так при всех отчитает меня, снова будет говорить гадости про моего отца и пророчить мне тюрьму, я просто брошусь под поезд». Мы стали убеждать подружку, что это глупо, что Труба скоро навсегда останется в прошлом. Нас поддержала повариха, Настя как будто успокоилась, и мы решили, что всё в порядке.
На другой день Анна Фёдоровна снова распекала её, кажется, за неровно заправленную кровать и закончила выговор своей излюбленной фразой о том, какая дорога ожидает Настю. Мы торопились в школу и как-то не обратили особого внимания на этот случай, а потом и вовсе про него забыли. Нас не насторожило даже то, что Настя вечером в спальне стала раздавать девочкам свои немудрёные ценности: открытки, ленточку, брошку. А на другое утро…
На другое утро в детский дом пришли люди и сказали: «Там на рельсах - ваша девочка. Мы по шапочке узнали, с помпоном. Под маневровый паровоз попала…»
Было следствие, но наш рассказ о разговоре на кухне всерьёз не восприняли: подумаешь, воспитательница поругала! Не била, не угрожала, приучала к аккуратности.
- Из стен нашего детского дома вышли сотни прекрасных граждан нашей Родины. Даже в трудные годы мы старались привить нашим воспитанникам высокое чувство ответственности за свои слова и поступки. Мы изо всех сил…
Наконец-то закончила. Каждый год произносит Анна Фёдоровна свою пламенную речь, и каждый раз меня тянет спросить: «А Вам не снится Настя Аистова?»
Старая воспитательница присоединяется к нам и начинает разглядывать фотографии.
- Узнаёте, Анна Фёдоровна? Это Настя Аистова, - говорю я.
- Конечно, узнаю. Славная была девочка, добрая, спокойная. Жаль, что с ней случилось такое несчастье.
Я собираюсь с духом и спрашиваю:
- Она вам никогда не снится?
- Настя? – Анна Фёдоровна высоко вскидывает брови. – Почему она должна мне сниться? – потом оглядывается на стоящих вокруг воспитателей. – По правде говоря, мне чаще снится, что пришла комиссия из санэпидстанции, а у моих воспитанников – вши! Вот кошмар-то!
Все смеются и начинают рассказывать о своих страшных снах и воспоминать о потерянных простынях и тапочках, сборах в лагеря и бесконечных генеральных уборках. Я с ужасом почувствовала, что готова присоединиться к этому хору, одёрнула себя и спрятала фотографию в сумочку.


Рецензии
Всё перечитываю твои, Леночка, рассказы... Сколько же было в тебе тепла и доброты!

Казакова Ксения   21.08.2010 18:58     Заявить о нарушении
Люда, спасибо.
У меня долго не хватало мужества зайти на мамины странички. И сейчас слезы наворачиваются. Но решила просмотреть.
И попробовать обратиться к администрации сайта за помощью. Хочу опубликовать мамин последний рассказ, который она перед больницей писала. И, может быть, сделать обращение к читателям. Отправила им письмо. Жду ответа

Варвара Галицкая   06.02.2011 00:22   Заявить о нарушении
Варя, здесь есть такая страничка, о памяти тех, кого нет... Я как-то подзабыла конкретный адрес. Потом я писала в журнал "Мавочки-Дельчики" о Лене,они её внесли в редколлегию посмертно. Она же очень много для них делала. Даже перечисляли мне баллы для продвижения её рассказов. А когда я опубликовала некролог, он четыре дня не сходил с первой строки рейтинга, люди так много писали о ней хорошего... Я только дня два назад убрала со своей странички несколько её рассказов, время от времени перетаскиваю с её странички на свою, даю ссылку на её страничку...
Может быть, как раз ещё и в этот эл. журнал тебе обратиться? Я пришлю адрес редакторов, они очень любят Лену, или ты хочешь на бумаге издать?

Казакова Ксения   06.02.2011 00:53   Заявить о нарушении
Люда, с мавочками-дельчиками я списалась. Спасибо. Я просто думала здесь тоже повесить. Но пока они молчат.
Кстати, у тебя скайпа нет? Или аськи? Если что я в скайпе varyagal

Варвара Галицкая   07.02.2011 22:28   Заявить о нарушении
В ноутбуке есть, но сейчас Денис с ним в деревню уехал. А я сижу за тем, который ты мне передала по наследству... Ден его отремонтировал(!), он вообще иногда даже подрабатывает тем, что знакомым кое-что подлаживает! Я всё ещё живу в Самаре, устроилась в школу 41 редактором школьной газеты и руководителем детского ЛитО. Очень интересно, только платят мало. Но работаю в основном дома, на компе. В школе бываю по понедельникам и средам.
Как только Денис приедет - я тебе позвоню, спасибо! А маму твою я не забываю, это честно... Она меня, можно сказать, вывела из той рутины, в которой я барахталась, и советами, и даже практической помощью... Я всё ещё пользуюсь её телефоном, мне покупали другой дети, а я только день с ним побыла и отдала Денису - этот роднее, привычнее. И Диму вспоминаю... Я же была у неё в октябре, папе было уже плохо, но Лена не признавалась, до какой степени. А потом я навестила её уже феврале... Знаешь, она шутила, мы с ней хохотали... Я даже не поверила,когда потом она написала мне, что умирать собралась... Думала, что, как всегда, шутит... Столько у неё было терпения и воли!
А давай, если не получится у тебя с админам, откроем новую страничку ей? Нужно взять какой-то нейтральный ник для странички, потому что, чтобы продвигались рассказы, автор должен заходить и к другим, чтобы он в ответ заходил к Лене. А на этой новой страничке ты сделаешь резюме от нашего имени о ней, фото, будем по одному перекидывать на новую старичку рассказы, заходить к другим авторам, читать, писать отзывы, накапливать баллы и на них проводить анонсы... Может быть, это и глупо, но я таким образом напечаталась в двух изданиях - через прозу.ру. Ты можешь, конечно, и одна, но это трудно, я сначала пыталась, я уже говорила, но не хватает времени иногда и для себя... Подумай! А я бы очень хотела помочь... Лучший вариант - это узнать пароль той её странички и продолжить работать на ней.
Варь, я наверное, глупости пишу, но так разволновалась, ты прости меня! Как Сонечка? Передавай ей мой привет, Мише тоже! Всего вам всем хорошего! Да, когда вы собираетесь навестить родных?

Казакова Ксения   07.02.2011 23:07   Заявить о нарушении
Люда, то, что я кидала в личные сообщения прошло?
Все еще продолжаю разбираться с этим сайтом...

Варвара Галицкая   02.04.2011 00:31   Заявить о нарушении
Нет, наверное... Я только это вижу... В какое время лучше по скайпу с тобой пообщаться? Недавно видела Ленины рассказы на сайте "Литературная губерния". Если не сможешь выйти, я тебе ссылку перешлю.

Казакова Ксения   02.04.2011 01:08   Заявить о нарушении
В скайпе бываю почти каждый день. Кроме среды и четверга, когда я по трем работам скачу.
Пятница-суббота выходные.
Единственное, иногда скайп включен, а за компом Соня или Миша. Тогда могу не сразу ответить.
Жалко, что не прошло. Я тогда длинное письмо написала.
Если вкратце - я сейчас работаю в двух школах, в одной веду английский, в другой - русский. Плюс на курсах, плюс репетиторство. Миша понемногу играет в русскоязычном театре, правда, пока это не основная работа. Соня в школе отличница. Учится еще играть на валторне.

Варвара Галицкая   02.04.2011 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.