Голые люди

Когда я узнал, что по соседству с моей статьей будет реклама противогололедных средств (публикация действительно располагалась в газете по соседству с такой рекламой - Ф.Н.), я очень обрадовался. Противогололедные средства - очень хороши. Они дадут ногам усталого путника уверенности.

Сотню лет назад некие американские ученые провели опыты на крысах. Они обнаружили в мозгу крысы центр удовольствия. В простом изложении - тот участок мозга, при воздействии на который у животного включаются все спектры счастливого состояния. Состояния большего, чем оргазм, состояние абсолютной эйфории.

Ученые вживили в мозг крысы электрод и провели от этого электрода проводочки - красный и синий - к специальному рычажку. Нажав на рычажок, крыса получала свое крысиное удовольствие.

Фантасты Стругацкие замечательно описали в своем романе "Хромая Судьба" скорбный конец лабораторных зверушек: они умерли от счаться, бесконечно нажимая на заветный рычажок, забывая о еде, самках и гражданских правах.

Многие философы, писатели и ученые поспешили сделать выводы, что такое открытие (подобные опыты производились и на людях) - движение к мировой катастрофе. Это хуже, чем война, мор, глад и смещение полюсов планеты.

Вместе с тем, теорию "рычажка удовольствия" взяли на вооружение представители творческой интеллигенции. Художественные фильмы, построенные на основах психоанализа, не несут никакой философии зрителю, но полностью погружают его в транс смерти, транс счастья или абсолютного покоя.

Литератора Виктора Пелевина некоторые "Наши" обзывают "наркоманским писателем". Но у "наших" с литературой жирная двойка, а Пелевин многим нравится гораздо больше, чем молодежные движения. Человек, которые пишет не историю души, как это принято в настоящей литературе, нравственных метаний и прочих спонтанных реакций, а историю преображения, историю направленного действия. Герои Пелевина страшны своими голыми мозгами, с торчащими наружу центрами удовольствия или центрами страха.

Литература, кино, всякое искусство движутся к полной механизации изобразительных средств. Для того, чтобы вызвать у человека любые эмоции, существуют примитивные психиатрические раздражители. Не лекарства, не вживленные в мозг электроды - вполне обычные слова и картины.

Теория психоанализа, как бы снисходительно ни относились к ней всклокоченные художники и бесшабашные поэты, дает возможность абсолютного манипулирования сознанием через искусство. Место живого образа, созданного порывом художественного промысла, займет мертвый образ, гораздо более четкий, вызывающий вполне определенный рефлекс, нужную эмоцию, заданный настрой. Искусство в таком случае теряет главную свою составляющую - провокацию к мысли. Каждая книга, картина, мелодия должна заставлять человеческий мозг работать, осмыслять и созидать собственные картины, мелодии, книги, и другие, не имеющие определения жанры познания мира и самого себя.

Наука вплотную подошла к возможности компьютерного творчества. Нет, не путем создания искусственного интеллекта - в энциклопедическом его понимании. Создание искусственного интеллекта невозможно в принципе, так как никакой разум не в силах постичь самого себя - в этом сходятся непримиримые физики и мыслители от религии. Но искусственное творчество вполне возможно, если понимать под творчеством вызывание определенных эмоций, а не провокацию разума. "Сон разума рождает чудовищ" - означает, что не мыслящий человек подвержен влиянию любых фантастических образов, навязанных извне.

Нам не хочется углубляться в теорию заговоров и повторять историю о гаммельском Крысолове. Многим политикам, конечно, выгодно общество людей, живущих исключительно эмоциями, но политики слишком незначительные игроки в этой борьбе разума с "матрицей". Общество снова и снова нажимает на заветный рычажок, забывая о духовности, интеллектуальном труде и гражданских правах.

Если моя статья показалась вам очередной "страшилкой" - посмотрите ниже. Вот где ужас! Без противогололедных средств мир катится по наклонной плоскости. Впрочем, эмоции - дело тоноке. У одного известного детского писателя есть веселый стишок: "Не идется и не едется, потому что гололедица. Но зато отлично падается, - почему никто не радуется!"
Мы, например уже радуемся. Хотя бы оттого, что, манипулируя вашим сознанием, заставили дочитать статью до конца. Литература любого пошиба - всегда отчасти манипуляция сознанием. Иначе не литература она никакая, а просто графомания. Но мы вас провоцируем мыслить самостоятельно. Мы - это автор и читатель. Кто в таком случае вы?


Рецензии